СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КРУПНОМАСШТАБНОЙ КАРТЫ ПАРАМЕТРОВ МНОГОМЕРНОЙ СТРУКТУРЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И АЭРОФОТОСЪЕМОЧНЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ Российский патент 1995 года по МПК G01C11/00 

Описание патента на изобретение RU2044273C1

Изобретение касается процесса крупномасштабного вычерчивания карт параметров многомерных структур в природной среде, а также особенно удобного для выполнения этого процесса аэрофотосъемочного самолета.

Специалисты различных направлений должны получить интересующую их обширную информацию о процессах в природной среде, которая должна быть в дальнейшем переработана в качестве основания для съемки состояний, планирования или предсказаний о будущих изменениях в природной среде.

Под природной средой нужно к тому же понимать занимаемую жизненным пространством людей поверхность земли, включая солнечное и воздушное пространство, возрождаемое растениями, и влияние, вносимое извне в природную среду. Вычерчивание карты природной среды вычерчивание экологической карты, охватывающей мер человеческого жизненного пространства, и опасность, угрожающую ему из-за человеческого использования, в границах и возможностях, описанных методикой.

В качестве примера можно назвать съемку состояния умирания леса, которая должна происходить в определенных временных рамках, с целью показа временных изменений, которые служат в качестве основания для контрмеры.

В районе Альп есть, кроме того, состояние склона горы, представляющее особый интерес, так как определенные параметры, как, например, плотность растительности, виды растущих там растений и деревьев, здоровое состояние этих растений, влагопроницаемость слоев земли и т.д. дают специалистам примеры, которые указывают на дальнейшее развитие, как, например, сели и галечные лавины.

Также для планирования вмешательства в природную среду необходимы широкие знания имеющихся данных. Для новых насаждений, например, нужно принимать во внимание качество почвы и влажность, чтобы сделать правильный выбор посадочного материала.

При очень больших площадях природного пространства в первую очередь из-за временных соображений учитывается вычерчивание карт из воздуха, так как связанный с Землей метод неизбежно может охватывать только по мере надобности очень небольшие части области природного пространства и, кроме того, занимает очень много времени. Так, известно вычерчивание карты из воздуха в целях учета параметров окружающей среды с помощью аэрофотосъемочного самолета, оборудованного широкоугольной разведывательной камерой [1]
Этот способ является наиболее близким к предлагаемому.

На примере съемки повреждений леса можно было бы объяснить в дальнейшем традиционный образ действий при вычерчивании карты из воздуха.

При этом способе употребляется техника фотосъемки, которая по форме очень похожа на уже известную из аэрофотограмметрии. Аэрофотограмметрия применяется в основном для измерения земной поверхности. При этом аэрофотосъемочный самолет пролетает на высоте 1000 м и выше над измеряемым районом, причем с одной, вертикально вниз направленной, маршрутной фотограмметрической камеры проводится съемка частично перекрывающихся фотографий, которые потом эталонируются.

Хотя до сих пор нормальный аэроснимок позволял получить хороший план среды и состояния, тем не менее детальное распознавание основных масштабных данных (максимум 1:2000), например надежного определения похожих деревьев, измерение отдельных деревьев по высоте и толщине, данных о месторасположении, было невозможно. Основная разведывательная работа всегда должна была приводить еще вследствие финансовой и временной интенсивности земельных работ к типичной из-за этого доле ошибок. Данные, полученные благодаря этой методике, невоспроизводимы почти во всех случаях. Охват плоской поверхности до деталей величиной в сантиметр на нескольких 100.000 га за год нужно вовсе не принимать во внимание. Но это как раз есть требования для экологического долго- и краткосрочного анализа леса, главного индикатора быстропрогрессирующих изменений.

С помощью инфракрасной цветной пленки удается ясно отличить друг от друга сухую зелень и непогибшую сочную зелень. В лесном районе можно отличить мертвые деревья от здоровых деревьев, которые на пленке со спектральной чувствительностью, соответствующей человеческому глазу, с такой высоты нельзя было бы узнать. Такая инфракрасная пленка очень дорога и сложна в применении. Кроме того, при аэрофотограмметрии требуется обычная высота полета, достаточно ясная погода и высокое солнцестояние, которые должны присутствовать одновременно на протяжении съемки. В целом этот способ для вычерчивания карт повреждений леса сравнительно дорогой и длительный.

Хотя использование инфракрасной и инфракрасной цветной пленки значительно повышает в целом узнавание деталей с большой высоты полета, существуют ограничения в виде требований на абсолютно хорошую погоду во времени наивысшего годового солнцестояния, так что время использования ограничено шестью неделями за год и вместе с тем нужно, чтобы в этот период все самолеты района постоянно находились в готовности. Шесть недель дождя несомненно возможны во время наивысшего годового солнцестояния, так что на облет и подведение итогов калькуляция составляется неэкономно. Цена проявлений инфракрасной цветной пленки почти в 10 раз выше, чем цена проявленной черно-белой пленки с большей разрешающей способностью. Эмульсия цветной пленки значительно более подвержена критике из-за условий расположения, чем эмульсия для черно-белой пленки. Использование цветной пленки удорожает способ.

Для определенных исследований также нужно принимать во внимание способ электронного сканирования, который проводится с помощью аэрофотосъемочного самолета, причем заменяется лишь фотокамера на рефлектоэлектронный детектор.

Методика сканирования лесных площадей дает при этом обширное поле для электронной автоматизированной обработки изображения. Это тем не менее возможно для практического использования лесных площадей только при специальном персонале, который должен уметь обслуживать одинаково обе области (практическое лесное хозяйство и сканирующую технику). Это требование в настоящее время практически не выполнимо.

Таким образом методике, описанной выше, также присущи недостатки: высокая стоимость и большая продолжительность. Для проведения способа электрического сканирования необходимо определенное положение солнца, которое позволяет производить свободные от помех измерения только в течение небольшого количества дней в году.

Кроме того, хотя с помощью цветного снимка ряд параметров может быть четко выделен, тем не менее другие параметры могут сделать эту методику неочевидной, так как, например, как правило, недостаточно разрешающей способности применяемой пленки при упомянутой высоте полета для надежного распознавания определенных сортов деревьев или для подробного изображения геологических условий в природном пространстве.

В основе изобретения лежит создание способа для крупномасштабного вычерчивания карт параметров многомерных структур в природной среде, а также удобного для применения этого способа аэрофотосъемочного самолета, с помощью которого станет возможным вычерчивание карт природных сред с меньшей стоимостью и в короткое время.

Целью изобретения является снижение стоимости и продолжительности работ по вычерчиванию карт природных сред.

Цель достигается тем, что в способе получения крупномасштабной карты параметров многомерной структуры природной среды, заключающемся в проведении аэрофотосъемочного полета с управлением по трассе полета, аэрофотосъемке с помощью широкоугольной разведывательной камеры, ось которой ориентирована перпендикулярно оси полета, получении маршрутных стереоснимков, привязке полученных снимков в системе координат Гаусса-Крюгера с использованием аэрофотограмметрической методики, фотограмметрической обработке результатов аэрофотосъемки с последующим определением координат и параметров структур и вычерчиванием карты, аэрофотосъемку проводят при полете на высоте 150-500 м над поверхностью Земли, ось широкоугольной разведывательной камеры устанавливают под различными углами к вертикали, одновременно с получением маршрутных стереоснимков получают снимки отдельных участков того же маршрута с масштабом более крупным, чем масштаб маршрутных стереоснимков, при помощи телевизионной разведывательной камеры, ось которой устанавливают под различными углами к оси полета и оси широкоугольной разведывательной камеры, при определении параметров структур дополнительно используют снимки, полученные телевизионной разведывательной камерой, а при определении координат структур запоминают их значения с возможностью их последующего распределенного и селективного вызова.

Цель достигается также тем, что широкоугольной разведывательной камерой получают маршрутные аэрофотоснимки масштаба 1:1600 и крупнее, телевизионной разведывательной камерой управляют автоматически по плану полета или при помощи вычислительной машины или вручную.

Цель достигается также тем, что для привязки аэрофотоснимков используют радарный дальномер, который переключают триггером синхронно с моментами съемки.

Цель достигается также тем, что осуществляют дополнительные полеты на высоте около 50 м над поверхностью Земли с одновременным получением серии аэрофотоснимков масштаба 1: 500 и мельче, при этом съемку производят широкоугольной разведывательной камерой с разных сторон участка исследуемой структуры и при нескольких положениях ее оси.

Цель достигается также тем, что при аэрофотосъемке используют черно-белую пленку, а также черно-белую фотопленку с повышенной инфракрасной или голубой чувствительностью.

Известен аэрофотосъемочный самолет, включающий широкоугольную разведывательную камеру, ось которой ориентирована перпендикулярно оси полета, узел управления полетом, узел фотограмметрической привязки снимков и измеритель скорости полета [1]
Как указывалось выше, недостатками устройства являются высокая стоимость и продолжительность работ по вычерчиванию карт природных сред.

Целью изобретения в части устройства также является снижение стоимости и продолжительности работ по вычерчиванию карт природных сред.

Цель достигается тем, что аэрофотосъемочный самолет для получения крупномасштабной карты параметров многомерной структуры природной среды, включающий широкоугольную разведывательную камеру, ось которой ориентирована перпендикулярно оси полета, узел управления полетом, узел фотограмметрической привязки снимков и измеритель скорости полета, дополнительно снабжен телевизионной разведывательной камерой, установленной с возможностью ориентации ее оси под различными углами к оси полета и оси широкоугольной разведывательной камеры и выполненной с возможностью получения снимков отдельных участков маршрута, снимаемого широкоугольной разведывательной камерой, с масштабом крупнее масштаба снимков этой камеры, широкоугольная разведывательная камера выполнена с возможностью установки ее оси под различными углами к вертикали, узел управления полетом выполнен с расположенными вдоль оси самолета видеокамерами с экраном, выполненным с возможностью проецирования на него трассы полета и положений разведывательных камер, а также маркировки моментов времени съемки.

Цель достигается также тем, что широкоугольная и телевизионная разведывательные камеры выполнены с возможностью регулирования частоты съемки в зависимости от сигнала управления измерителя скорости полета.

Цель достигается тем, что узел привязки снимков выполнен с радарным дальномером, установленным с возможностью определения высоты центров проектирования снимков.

Цель достигается также тем, что дополнительно к разведывательным камерам аэрофотосъемочный самолет снабжен измерителями магнитного поля Земли, выполненными с возможностью обеспечения получения карты магнитного поля Земли по методике аэромагнитной съемки.

Аэрофотосъемочный полет регулярно проходит на относительно большой высоте, примерно между 1000 и 3000 м над поверхностью Земли, поэтому при этих обстоятельствах искажения изобретения, которые проступают на краю снимка, являются незначительными. Кроме того, на снимке относительно много сфотографированных разрезов земной поверхности земли, так что большой район может быть измерен относительно и точно. До сих пор применяемая техника для визуализации определенных структур на земной поверхности использует известные из геологии аэрофотограмметрические методики аэрофотосъемки, в частности высоту полета, и пытается сделать видимой интересующую структуру, используя специальный пленочный материал. Очевидно, что метод всегда имеет границы, если параметры должны охватывать структуру, которую нельзя выборочно выделить из-за определенных свойств пленочного материала. С другой стороны, разрешающая способность сильно ограничена в вертикальном направлении из-за большой высоты проведения стереоскопической съемки. Если же перейти от обычной в фотограмметрии высоты полета к более низким высотам полета, то из этого вытекают многие последствия, которые должны быть взаимно взвешены.

С одной стороны, разрешение снимка улучшается так, что интересующие структуры можно считывать уже непосредственно на фотографии, без специально подготовленного для этого пленочного материала. В результате можно заменить очень дорогую инфракрасную цветную пленку дешевой черно-белой пленкой, из которой специалист может, например, узнать, засохшая листва у сфотографированных деревьев или нет. Кроме того, можно опознать сорта растений, которые представляли бы на цветной пленке только лишь области одинаковой окраски. С другой стороны, из факта, что на определенном месте растут определенные виды растений, специалист может сделать вывод о состоянии почвы и влажности.

С другой стороны, становится больше проективное влияние на снимки, что приводит к искажению снимка. С этими искажениями тем не менее можно мириться, пока они делают возможным однозначно ставить в соответствие снимки определенного разреза природной среды, например, в гауссовых координатах. Области применения соответственно изобретению приходятся, в первую очередь, на крупномасштабные относительные измерения структур, а не на абсолютные измерения природной среды как таковой. Происходящий аэрофотосъемочный полет должен удовлетворять не очень строгим требованиям к исполнению самолета, как это нужно в случае аэрофотограмметрического геодезического способа.

Кроме того, возможны небольшая высота полета, проведение съемки наружу из самолета с небольшим углом наклона по отношению к горизонту без увеличения ширины снимка настолько, что нельзя будет сделать большой разрешающую способность интересующей структуры. Комбинация из, как минимум, двух сделанных наружу из самолета снимков, которые по мере надобности снимаются под различными углами и направлены на ту же структуру, дает возможность широкого рассмотрения интересующих структур, так что такие основные параметры, как высоту и толщину деревьев, можно выбрать из комбинации различных снимков, что невозможно сделать с помощью традиционного способа вычерчивания карты.

Небольшая высота полета способствует тому, что требования к погодным условиям не такие строгие, как при аэрофотосъемночных полетах, которые происходят на большой высоте. При любой погоде, особенно при облачном небе, можно фотографировать, пока расстояние видимости по меньшей мере равно подобному съемочному расстоянию.

Исходя из того, что разрез природной среды, который нужно оценить в параметрах интересующей структуры, измерен, для использующихся снимков определяют в первом шаге их положение относительно соответствующего природной среды, например, в гауссовых координатах. Предпочтительно программировать вычислительную машину с помощью представленной топографической карты интересующих разрезов природной среды перспективного изображения поверхности Земли. С помощью фотограмметрического прибора оценки выясняют координаты интересующих структур и берут интересующие параметры этой структуры прямо из рассмотрения фотографий. Значения параметров вводятся вычислительной машиной по адресам координат интересующей структуры в накопитель, из которого параметры выбирают селективно.

Таким образом, можно опрашивать определенные группы параметров или определенные структуры, отделенные друг от друга, и можно создавать статистику, карты или диаграммы, которые касаются группы параметров или в которых такие группы параметров комбинируются друг с другом.

Предлагаемый способ имеет следующие преимущества.

Оценка черно-белого материала основана на распознавании структуры и параметров в той форме, в которой они представляются человеческому глазу. Крупномасштабные снимки позволяют различать детали, которые отвечают соотношению "измеряющий научный сотрудник на объекте в местности". Это значит, что оценку снимков можно провести персонально, хотя есть специалисты по интересующей их структуре, которые, однако, не являются специалистами по оценке специальных фотоснимков, как это происходит в случае с инфракрасными цветными снимками или снимками, полученными электронным сканированием. Если, например, провести оценку состояния леса, то специалист по лесному хозяйству проведет оценку снимка самостоятельно. Крупномасштабные фотографии используются специалистами действующей структуры для измерений. Это значит, что результат использования воспроизводим в любое время и, кроме исключительно специальных баз данных, содержит пространственно ориентированные воспроизводимые данные. Это абсолютно первоклассный материал данных удовлетворяет любым статистическим требованиям и также позволяет связать данные от различных специальных отдельных структур, чтобы можно было таким образом дать специально распространенные ответы. Это необходимо для того, чтобы можно было обработать комплексные процессы и дать удовлетворительные ответы на комплексные вопросы.

Приведение в соответствие параметров интересующей структуры и координат структуры в природной среде и их нахождение в вычислительной машине делают возможным селективный выбор определенного класса параметров для выреза природного пространства, так что неспециалисты могут получить с аэроснимка очень наглядную и легкопонятную информацию о районе использования.

Селективная востребованная система различных параметров для координат интересующей структуры в природной среде упрощает диалог специалистов различных специальностей, что, например, необходимо для решения проблемы относительного ущерба окружающей среде в природных средах.

На фиг. 1 показано схематично ориентирование отдельной съемочной камеры или видеопоиска при аэрофотосъемочном полете; на фиг.2 переданная на изображающий экран системы видеопоиска помощь при ориентировке; на фиг.3 упорядоченные на экране вычислительной машины данные, изображенные на приборной доске, с определенными координатами интересующей структуры.

На фиг.1 изображена трасса полета FТ, на которой представлены три камеры и камера видеопоиска. Стрелка FR показывает направление полета.

Трасса полета проходит на постоянной высоте h над землей, насколько позволяет состояние поверхности природной среды. Горный район по возможности требует выдерживания постоянной высоты аэрофотосъемочного полета, особенно когда горные долины располагаются поперек продольного распространения.

Слева направо на трассе полета FT изображены маршрутная фотограмметрическая камера 1, направленная вертикально вниз, широкоугольная разведывательная камера 2, наклоненная вбок и вниз перпендикулярно направлению полета, телекамера 3, ориентированная почти так же, как и широкоугольная разведывательная камера 2, и видеокамера 4, наклоненная вниз, под углом к направлению полета.

Маршрутная фотограмметрическая камера 1 оснащена так же, как широкоугольная разведывательная телекамера с черно-белой пленкой, и снимает ряд аэроснимков, временная последовательность моментов съемки которых камерами 2 и 3 переключается триггером и которые определяют ориентацию или локализацию снимаемой структуры в природном пространстве. Снимок оценивается методикой, известной из аэрофотограмметрии.

Широкоугольная разведывательная камера 2 камера с апертурным углом до 180о, которая ориентирована вбок наружу из аэрофотосъемочного самолета, вниз и перпендикулярно направлению полета. Камера 2 разведки направлена на разрез 5 природной среды, который встречается в интересующей структуре. Это может быть, например, лес, чьи деревья нужно исследовать. С помощью телекамеры 3 можно передавать с увеличением особенно интересующие части района 6 в снимаемой камерой разведки области 5, чтобы можно было лучше оценить единичные параметры интересующей структуры. Так, например, телекамера 3 может быть направлена на край просеки или на край дерева, чтобы получить боковой снимок деревьев, что дает возможность судить о размере деревьев или толщине их ствола.

Как камера 2 разведки, так и телекамера 3 выровнены в определенных границах относительно их углов, которые они составляют с направлением полета так, что маршрутный фотограмметрический аэроснимок может содержать, как минимум, два различных направления съемки, перпендикулярных направлению полета. Кроме того, их наклонное положение относительно горизонта выбрано свободно, так что можно изготовить при подходящих структурах снятый под двумя различными углами аэроснимок при двухразовом облете интересующих частей области природной среды.

Угол, под которым расположены камера 2 разведки и телекамера 3 относительно вертикали и горизонтали и направления полета, ограничивается возможностями оценивающей техники, которые достигнуты тогда, когда искажения интересующей структуры, обусловленные перспективной съемкой, не могут больше компенсироваться математическими способами. Это особенно соответствует съемке, которая проводится вбок от аэрофотосъемочного самолета, как наискосок вниз, так и перпендикулярно направлению полета, наискосок вперед или наискосок назад.

Целесообразно измерительные камеры 1-3 снабдить приспособлениями для автоматического измерения расстояния от передней главной точки до осевой линии предмета и для соответствующей регулировки объектива. Для этого подходят радарные дальномеры, используемые в аэрофотограмметрии. Такая автоматическая регулировка камеры особенно важна тогда, когда узкие горные долины проходят на небольшой высоте, и в результате сильно изменяется боковое расстояние между склонами гор и трассой самолета.

Система 4 видеокамер, содержащая от одной до четырех видеокамер, ориентирована в направлении полета наискосок вниз и исполнена предпочтительно с панорамной оптикой так, что на изображающем экране монитора может передаваться исследуемое поле обзора аэросъемочной оптики. Одновременно можно записать на пленку снятый видеокамерой фильм, что позволяет ускорить при оценке ориентации дальнейшее нахождение определенного изображенного участка фотографии и изображенных данных. Во время аэрофотосъемочного полета человек, который обслуживает съемочную камеру, может следить на мониторе, когда и где интересующая структура попадает в поле зрения камеры разведки или телекамеры. Чтобы облегчить одновременное выведение разведывательной камеры 2 и телекамеры 3 на интересующую структуру, можно предусмотреть подвеску каждой камеры связанной системы, которая удлиняет проекцию трассы 9 полета в направлении полета.

Фиг.2 показывает схематично помощь при ориентировке в панорамной фотографии, снятой видеокамерой. При этом штриховой стрелкой 9 показано положение вертикальной проекции на землю трассы самолета, пролетающего над природной средой, широкая полоса 10 показывает область, которая при неизмененном направлении полета проходит в поле обзора разведывательной камеры 2. Штрихпунктирная линия 11 показывает линию, которая лежит в поле обзора телекамеры 3 при ее нынешнем ориентированном положении, так как направление полета сохраняется. Линия 12 показывает заданный из плана полета курс.

Для изготовления полной документации о параметрах интересующей части района природного пространства часть района охватывается при первом аэросъемочном полете из двух, как минимум, различных направлений съемки, перпендикулярных направлению облета. Это происходит из-за того, что камеру разведки и телекамеру располагают наискосок вниз к направлению полета, точнее наискосок вниз и наискосок вперед или наискосок назад относительно направления полета. Для осуществления распознавания в деталях интересующей структуры проводится два надземных аэрофотосъемочных облета на низкой высоте, что дает возможность делать снимки с масштабом 1:1600 и больше. С помощью съемки, при которой всегда применяется дешевая черно-белая пленка, можно оценить невооруженным глазом мелкую структуру на фотографиях так, что можно различить даже определенные виды травы.

Фиг. 3 показывает результаты оценки визуальных изображений параметров в разрезе природного пространства. В поле 13 на экране определяют перспективное изображение разреза природной среды, которое разработано вычислительной машиной с помощью топографической карты природной среды. При оценке полученного аэроснимка интересующих структур сначала анализируют их координаты и затем используют. В поле 13 позицией 14 изображено дерево, его интересующие параметры вынесены в поле 15 на экране. Подобраны, например, сорта деревьев, диаметр ствола, длина дерева, а также качество почвы вблизи дерева. Кроме того, предусмотрена передача выреза аэроснимка 16, который при оценке детализируется и собирается вычислительной машиной.

Координаты X, Y, Z в природном пространстве могут быть приданы обширным структурам, которые запоминаются, например, вместо определенных представленных параметров и селективно выращиваются. Это могут быть, например, метеорологические, геологические данные или им подобные.

Похожие патенты RU2044273C1

название год авторы номер документа
Система мониторинга лесопользования и лесопатологических изменений 2019
  • Михайлов Дмитрий Михайлович
  • Грудович Евгений Валерьевич
  • Грабинский Вадим Олегович
  • Труфанов Александр Владимирович
RU2716477C1
СПОСОБ ЛОКАЛЬНОГО АЭРОМОНИТОРИНГА ГЕОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И БОРТОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Топчиев А.Г.
  • Горбенко В.Я.
  • Девичев А.А.
  • Петренко А.С.
RU2227271C1
БЕСПИЛОТНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС 2011
  • Мольков Александр Федорович
RU2583851C2
Способ мониторинга состояния трассы магистрального трубопровода 2018
  • Скуридин Николай Николаевич
  • Кумаллагов Виталий Александрович
  • Овчинников Евгений Витальевич
RU2699940C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ ЛЬДИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ ЛЬДИН 2010
  • Курсин Сергей Борисович
  • Воронин Василий Алексеевич
  • Тарасов Сергей Павлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жуков Юрий Николаевич
RU2435136C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ С ДВИЖУЩЕГОСЯ НОСИТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Барышников Александр Николаевич
  • Безобразов Владимир Сергеевич
  • Грибач Александр Алексеевич
  • Иванов Василий Петрович
  • Максимяк Сергей Петрович
RU2498378C1
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ КАРТЫ ЭКЗОГЕННЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ МЕСТНОСТИ ВДОЛЬ ТРАССЫ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА 2015
  • Ревель-Муроз Павел Александрович
  • Чужинов Сергей Николаевич
  • Прохоров Александр Николаевич
  • Захаров Андрей Александрович
  • Ахметзянов Ренат Рустамович
  • Могильнер Леонид Юрьевич
  • Лободенко Иван Юрьевич
  • Шебунов Сергей Александрович
  • Сощенко Анатолий Евгеньевич
RU2591875C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ ПРОСТРАНСТВЕННО-УГЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ САМОЛЁТА НА ТРАССАХ И ПРИАЭРОДРОМНЫХ ЗОНАХ ПРИ ЛЁТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Скрябин Евгений Фёдорович
RU2584368C1
Способ обновления карты,созданной по аэрофотоснимкам 1984
  • Дубиновский Владимир Борисович
  • Морозов Анатолий Алексеевич
SU1216648A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМОВ СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ НА ОТКРЫТЫХ СКЛАДАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВОЗДУШНОГО ОПТИЧЕСКОГО СКАНИРОВАНИЯ С БЕСПИЛОТНЫХ АВИАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ 2016
  • Курков Михаил Владимирович
  • Руднев Степан Андреевич
  • Клестов Даниил Анатольевич
RU2646538C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 044 273 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КРУПНОМАСШТАБНОЙ КАРТЫ ПАРАМЕТРОВ МНОГОМЕРНОЙ СТРУКТУРЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И АЭРОФОТОСЪЕМОЧНЫЙ САМОЛЕТ ДЛЯ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ

Использование: для вычерчивания карт структур природной среды. Сущность изобретения: для подлежащих картографированию природных сред или частей районов при первых картофотосъемочных полетах на высоте полета около 150 м и до 500 м над землей с разведывательной камерой в комбинации с телекамерой для изготовления детальной съемки перекрытого разведывательной камерой района регистрируют маршрутные фотограмметрические аэроснимки. Положение в природной среде фотограмметрических аэроснимков определяется посредством вспомогательных средств ориентировки и оценивается при употреблении фотограмметрического метода. Определенные данные природной среды одной структуры ставятся в зависимость от координат структуры в природной среде с возможностью селективной выборки. 2 с. и 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 044 273 C1

1. Способ получения крупномасштабной карты параметров многомерной структуры природной среды, заключающийся в проведении аэрофотосъемочного полета с управлением по трассе полета, аэрофотосъемке с помощью широкоугольной разведывательной камеры, ось которой ориентирована перпендикулярно к оси полета, получении маршрутных стереоснимков, привязке полученных снимков в системе координат Гаусса-Крюгера с использованием аэрофотограмметрической методики, фотограмметрической обработке результатов аэрофотосъемки с последующим определением координат и параметров структур и вычерчиванием карты, отличающийся тем, что аэрофотосъемку проводят при полете на высоте 150-500 м над поверхностью Земли, ось широкоугольной разведывательной камеры устанавливают под различными углами к вертикали, одновременно с получением маршрутных стереоснимков получают снимки отдельных участков того же маршрута с масштабом более крупным, чем масштаб маршрутных стереоснимков, при помощи телевизионной разведывательной камеры, ось которой устанавливают под различными углами к оси полета и оси широкоугольной разведывательной камеры, при определении параметров структур дополнительно используют снимки, полученные телевизионной разведывательной камерой, а при определении координат структур запоминают их значения с возможностью их последующего распределенного и селективного вызова. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что широкоугольной разведывательной камерой получают маршрутные аэрофотоснимки масштаба 1:1600 и крупнее. 3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что телевизионной разведывательной камерой управляют автоматически по плану полета или при помощи вычислительной машины или вручную. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что для привязки аэрофотоснимков используют радарный дальномер, который переключают триггером синхронно с моментами съемки. 5. Способ по пп.1-4, отличающийся тем, что осуществляют дополнительные полеты на высоте около 50 м над поверхностью Земли с одновременным получением серии аэрофотоснимков масштаба 1:500 и мельче, при этом съемку производят широкоугольной разведывательной камерой с разных сторон участка исследуемой структуры и при нескольких положениях ее оси. 6. Способ по пп.1-5, отличающийся тем, что при аэрофотосъемке используют черно-белую пленку. 7. Способ по п.6, отличающийся тем, что при аэрофотосъемке используют черно-белую фотопленку с повышенной инфракрасной или голубой чувствительностью. 8. Аэрофотосъемочный самолет для получения крупномасштабной карты параметров многомерной структуры природной среды, включающий широкоугольную разведывательную камеру, ось которой ориентирована перпендикулярно оси полета, узел управления полетом, узел фотограмметрической привязки снимков и измеритель скорости полета, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен телевизионной разведывательной камерой, установленной с возможностью ориентации ее оси под различными углами к оси широкоугольной разведывательной камеры и выполненной с возможностью получения снимков отдельных участков маршрута, снимаемого широкоугольной разведывательной камерой, с масштабом крупнее масштаба снимков этой камеры, широкоугольная разведывательная камера выполнена с возможностью установки ее оси под различными углами к вертикали, узел управления полетом выполнен с расположенными вдоль оси самолета видеокамерами с экраном, выполненным с возможностью проецирования на него трассы полета и положений разведывательных камер, а также маркировки моментов времени съемки. 9. Самолет по п.8, отличающийся тем, что широкоугольная и телевизионная разведывательные камеры выполнены с возможностью регулирования частоты съемки в зависимости от сигнала управления измерителя скорости полета. 10. Самолет по п.8, отличающийся тем, что узел привязки снимков выполнен с радарным дальномером, установленным с возможностью определения высоты центров проектирования снимков. 11. Самолет по пп.8-10, отличающийся тем, что дополнительно к разведывательным камерам он снабжен измерителями магнитного поля Земли, выполненными с возможностью обеспечения получения карты магнитного поля Земли по методике аэромагнитной съемки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2044273C1

Фототехника и наука, N 4, т.34, апрель 1972, с.92-96.

RU 2 044 273 C1

Авторы

Др.Хайко Шмидт Ф.Браун[De]

Даты

1995-09-20Публикация

1990-07-26Подача