Изобретение относится к транспортным средствам и конкретно касается устройства вентиляционно-аварийных люков кабин транспортных средств, которые служат для выхода водителя и пассажира в случае аварии транспортного средства, наблюдения за окружающей местностью и ведения боевых действий вокруг транспортного средства (специальные автомобили для армии) и т.п. и непосредственно используются как люки для вентиляции.
Известен вентиляционный люк, содержащий крышку люка, рычаги, шарнирно соединенные между собой и жестко связанные через кронштейны и пальцы с каркасом кузова, пружина фиксирует крышку люка в открытом и закрытом положении.
Недостатком данного устройства является то, что после полного открывания люка рычаги крышки люка отсоединяются от каркаса крышки и для повторного использования люка требуется трудоемкая операция установки рычагов в первоначальное положение, связанная с необходимостью попадания винтов ручки в пазы бобышки, тем самым ухудшаются эксплуатационные качества люка, а наличие сложного механизма крепления люка увеличивает металлоемкость и трудоемкость его изготовления в производстве и обслуживания в эксплуатации.
Прототипом заявляемой конструкции является аварийный вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства, содержащий крышку, установленную в проеме люка, механизм открывания крышки, жестко закрепленные на крышке телескопические опоры с вильчатыми наконечниками и замковое устройство.
Недостатком такого устройства является сложность его конструкции и отсутствие возможности использования аварийно открывающегося люка для последующей установки его в качестве вентиляционного люка без проведения дополнительных сборочных и других подготовительных операций.
Цель изобретения упрощение конструкции, снижение ее металлоемкости, обеспечение надежной работы люка как в режиме вентиляции так и в аварийно-эксплуатационном режиме, а также возможность перехода на любой из этих режимов без дополнительных сборочных или других подготовительных операций.
Положительный эффект от использования технического решения, примененного в конструкции вентиляционно-аварийного люка заключается в решении нескольких проблем: значительно повысится комфортабельность кабины автомобиля за счет появления широкого диапазона изменения кратности воздухообмена путем изменения положения крышки люка; в связи с наличием приспособления для полного откидывания люка появляется возможность эвакуации водителя и пассажиров через вентиляционный люк в аварийной ситуации при заклинивании дверей; при установке люка на кабине транспортного средства используемого в качестве военной техники появляется возможность командиру производить операции по управлению боевыми единицами, а также вести наблюдение за ходом операций не покидая кабины на ходу автомобиля или на остановке при помощи полностью открытого люка.
Поставленная цель достигается тем, что крышка люка соединена с корпусом кабины через специальное устройство, например рамку, закрепленную на корпусе кабины посредством навиваемых кронштейновых элементов и фиксатора, которые закреплены так, что в закрытом положении крышка люка образует с рамкой единую уплотняющую поверхность, а фиксирующий рычаг устройства выполнен таким образом, что является одновременно опорой для крышки люка.
Отличительными от прототипа признаками являются: предложенная конструкция вентиляционно-аварийного люка проще по конструкции и меньше по металлоемкости; заявляемая конструкция обеспечивает возможность перехода на режим вентиляции или аварийно-эксплуатационный режим без дополнительных сборочных или других подготовительных операций.
На фиг. 1 показан общий вид транспортного средства с люком на крыше; на фиг. 2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 то же, увеличенный вид левой части; на фиг. 4 то же, увеличенный вид правой части; на фиг.5 разрез Б-Б на фиг.4; на фиг. 6 открытая крышка люка при ее параллельном относительно крыши транспортного средства положении; на фиг.7 то же, при ее различных угловых положениях относительно транспортного средства, вид сбоку; на фиг.8 полностью открытое положение крышки, при котором обеспечивается аварийный выход водителя из кабины транспортного средства.
Крышка вентиляционно-аварийного люка 1 кабины 2 транспортного средства установлена на специальной рамке 3 в проеме 4 люка при помощи механизма 5 открывания люка и уплотнителя 6. Механизм 5 открывания люка состоит из двух симметрично расположенных поручней 7, свободно вращающихся в кронштейнах 8 и четырех стержней 9 с пружинами 10, которые связаны рамкой 3 и кронштейнами 8. Рамка закреплена на корпусе кабины посредством навиваемых кронштейновых элементов, навесок 11 и фиксатора 12. Навешиваемый кронштейновый элемент шарнирно закреплен снаружи корпуса с образованием с крышкой люка 1 единой поверхности, снабженный дополнительным уплотнением 13.
Фиксатор 12 замкового устройства жестко закреплен на корпусе кабины и состоит из фиксирующего рычага 14, установленного на корпусе кабины при помощи кронштейна 15, и резинового торсиона упора 16, который является одновременно упором для кронштейна 17 рамки 3 (фиг.3). Фиксация люка в аварийном режиме обеспечивается упором 18 (фиг.4).
Вентиляционно-аварийный люк работает следующим образом.
Для открывания люка в режиме вентиляции необходимо приложить усилие к поручням 7 и, преодолевая усилие пружин 10, приподнять крышку люка до перехода стержней 9 через мертвое положение, после этого пружины 10 установят люк в одно из положений вентиляции: I открыта передняя и задняя часть крышки, II открыта передняя часть крышки; III открыта задняя часть крышки; IV люк открыт в аварийном положении.
Закрывается люк приложением усилия к поручням 7 и опусканием их вниз.
Для открывания люка в аварийном режиме необходимо при помощи поворота фиксирующего рычага 14 освободить кронштейн 17 рамки 3 и, приложив усилие к переднему поручню 7, повернуть крышку люка до соприкосновения с упором 18.
Закрывается люк приложением усилия к переднему поручню 7, при этом рамка 3, опускаясь совместно с крышкой 1 вниз, кронштейном 17 упирается в скос 19 фиксирующего рычага 14, отводит его и устанавливается на торсион упор 16, после чего фиксирующий рычаг 14 под действием торсиона упора 16 производит запор рамки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЮК КРЫШИ АВТОМОБИЛЯ | 1998 |
|
RU2135374C1 |
АВАРИЙНЫЙ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ЛЮК КРЫШИ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2047504C1 |
Аварийный вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства | 1977 |
|
SU737256A1 |
СТАНОК ДЛЯ СБОРКИ ДЕТАЛЕЙ ЗАПРЕССОВКОЙ | 1994 |
|
RU2071898C1 |
Запирающее устройство аварийного люка летательного аппарата | 2023 |
|
RU2816324C1 |
МЕХАНИЗМ ШТОРКИ ДЛЯ ОКНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2036293C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВАРКИ ЭЛЕКТРОЗАКЛЕПКАМИ | 1992 |
|
RU2050233C1 |
Шарнирная крышка люка для крыши кабины транспортного средства | 1982 |
|
SU1256691A3 |
СМОТРОВОЙ ЛЮК | 2003 |
|
RU2254509C1 |
СЕДЕЛЬНЫЙ ТЯГАЧ | 2018 |
|
RU2679275C1 |
Использование: применяется на транспортных средствах и конкретно касается устройств вентиляционно-аварийных люков кабин, которые используются как непосредственно для вентиляции, так и для выхода водителя и пассажира в случае аварии транспортного средства. Сущность изобретения: вентиляционно-аварийный люк содержит крышку кабины, установленную посредством специальной рамки в проеме люка, и механизм открывания люка, а также уплотнитель. Механизм открывания люка состоит из двух симметрично расположенных поручней, свободно вращающихся в кронштейнах и четырех стержней с пружинами, которые связаны с рамкой и кронштейнами. Рамка установлена на корпусе кабины при помощи навесок и фиксатора. Навеска шарнирно закреплена на наружной части корпуса кабины, снабжена дополнительным уплотнителем и установлена таким образом, что при закрытой крышке люка составляет с ней единую уплотняющую поверхность. Фиксатор замкового устройства жестко закреплен на корпусе кабины и состоит из фиксирующего рычага, установленного на корпусе кабины при помощи кронштейна и резинового торсиона упора, который является одновременно упором для кронштейна рамки 3. 1 з. п. ф-лы, 8 ил.
Аварийный вентиляционный люк крыши кузова транспортного средства | 1977 |
|
SU737256A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1995-11-10—Публикация
1992-06-04—Подача