Изобретение относится к судостроению, в частности к соединениям надстроек из легких сплавов со стальным корпусом судна.
Известны соединения надстройки из алюминиевого сплава со стальным корпусом судна с применением биметаллических переходников. Такое соединение производится через установленную горизонтально биметаллическую пластину путем приварки тавровым швом по периметру каждого из сопрягаемых элементов.
Наличие высокой концентрации сварочных напряжений в районе приварки к биметаллической планке обшивки и стоек алюминиевой надстройки и стальной части корпуса судна не допускают использования такого соединения в ответственных корпусных конструкциях.
В высоконагруженных узлах и конструкциях, участвующих в обеспечении общей прочности корпуса судна, например стенок надстроек и рубок из алюминиевого сплава со стальным корпусом судна, предложено применять соединение внакрой, также выполняемых через биметаллическую вставку, при этом последняя устанавливается вертикально по отношению к палубе. Соединения биметаллических планок и сопрягаемых элементов внакрой обладают рядом преимуществ по сравнению с крестообразным соединением: существенно упрощается подгонка кромок листов при соединении с биметаллической планкой; отсутствует необходимость соблюдения жесткого допуска на зазоры.
При выполнении этого типа соединений не исключаются скрытые дефекты, возможные при приварке листов к биметаллической планке, особенно со стороны стали, а работоспособность таких сварных узлов не выше клепаных.
Дальнейшее совершенствование узлов соединений алюминиевых надстроек со стальным корпусом судна осуществлено техническим решением, предусматривающим использование биметаллического переходника с выступающей стальной частью. В прототипе соединение алюминиевой надстройки со стальным корпусом судна осуществляется посредством установленного вертикально биметаллического сталеалюминиевого переходника с выступающей стальной частью на величину не менее шести своих толщин. Наружная стенка надстройки присоединена к однородной алюминиевой части биметаллического переходника внакрой, а выступающая стальная часть биметаллического переходника присоединена встык к стальному комингсу верхней палубы корпуса судна. Использование устройства связано с необходимостью присоединения выступающей части стального слоя биметаллического переходника к комингсу, который в свою очередь, нужно присоединять к стальному корпусу судна. Как показывает практика, изготовление длинномерных корпусных конструкций, особенно в условиях монтажа, когда трудно обеспечить необходимую точность сборки вертикально установленных изделий, приводит к несоосности состыкованных элементов выступающего стального слоя переходника и комингса. Следствием образовавшегося эксцентриситета и обусловленного им изгибающего момента является формирование нежелательных напряжений отрыва на границе раздела в биметаллической части переходника. Таким образом, предусмотренная прототипом сборочно-сварочная операция сопровождается образованием дополнительных остаточных напряжений и деформаций сварочного и реактивного характера, которые неизбежно приводят к снижению эксплуатационных свойств конструкции.
Цель изобретения повышение надежности и эксплуатационной прочности соединений надстройки с корпусом судна и снижение трудоемкости выполнения судовых конструкций.
Поставленная цель достигается тем, что выступающая часть стального слоя биметаллического переходника соединена непосредственно со стальным корпусом судна.
Повышение надежности и работоспособности соединений надстройки с корпусом судна достигается снижением уровня эксплуатационных нагрузок за счет исключения несоосности стальных деталей в области их сопряжения благодаря использованию асимметричного биметаллического узла, совмещающего функции переходника и комингса. Исключение сварочных деформаций способствует повышению статической и циклической прочности узлов соединений надстройки с корпусом судна. Снижение трудоемкости выполнения судовых конструкций при соединении надстройки с корпусом судна достигается исключением сборочно-свароч- ной операции по стыковке биметаллического переходника с комингсом верхней палубы. Величину выступающей части стального слоя биметаллического переходника принимают равной требуемой высоте комингса.
Учитывая, что высота комингса в судостроительных конструкциях обычно составляет 100 200 мм, изготовление биметаллического переходника с выступающей стальной частью не связано с техническими затруднениями.
На чертеже показано соединение надстройки с корпусом судна.
Соединение надстройки 1, выполненной из алюминиевого сплава, со стальным корпусом судна 2 осуществляется посредством биметаллического сталеалюминиевого переходника 3, установленного вертикально.
Выступающая часть стального слоя, выполняющая роль комингса, присоединена к стальному корпусу 2. Высота выступающей части стального слоя переходника равна требуемой высоте комингса.
Пример конкретного выполнения. Узел соединения надстройки с корпусом судна, включает биметаллический сталеалюминиевый переходник с выступающей стальной частью толщиной 3 мм. Выступающая часть стального слоя биметаллического переходника выполнена на величину 100 мм (высота комингса), что позволяет непосредственно соединять ее сваркой с корпусом судна. Экспериментально подтверждено увеличение прочности на растяжение предлагаемых узлов не менее чем на 10 15% и повышение долговечности при переменном нагружении до 30-40% которые достигаются благодаря уменьшению изгибных напряжений, вызванных смещением состы- кованных деталей. Смещение деталей и кривизна от сварочных операций, как правило, являются неизбежными при изготовлении судовых конструкций в условиях стапеля. Снижение трудоемкости выполнения сборочно-сварочных работ при использовании предлагаемого узла составляет 20-30% (по сравнению с прототипом, предусматривающим стыковку с комингсом корпуса).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОЕДИНЕНИЕ НАДСТРОЙКИ С КОРПУСОМ СУДНА | 1989 |
|
RU1672711C |
СПОСОБ СВАРКИ ПЛАВЛЕНИЕМ АЛЮМИНИЯ СО СТАЛЬЮ | 1992 |
|
RU2043889C1 |
Способ сварки плавлением надстройки с корпусом судна | 1991 |
|
SU1804381A3 |
Способ сварки плавлением алюминия со сталью | 1991 |
|
SU1797540A3 |
СПОСОБ СВАРКИ ПЛАВЛЕНИЕМ АЛЮМИНИЯ СО СТАЛЬЮ | 1992 |
|
RU2049615C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИМЕТАЛЛОВ | 1992 |
|
RU2061083C1 |
СПОСОБ СВАРКИ ПЛАВЛЕНИЕМ СТЫКОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ БИМЕТАЛЛА НА ОСНОВЕ СЛОЕВ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ И СТАЛИ ИЛИ ТИТАНА С ОДНО- ИЛИ ДВУСТОРОННИМИ ШВАМИ | 2004 |
|
RU2284252C2 |
ГЕРМЕТИЧНОЕ КОРРОЗИОННОСТОЙКОЕ СОЕДИНЕНИЕ КОРПУСА СОСУДА И ТРУБОПРОВОДА ИЗ НЕСВАРИВАЮЩИХСЯ СВАРКОЙ ПЛАВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ (ВАРИАНТЫ) | 1997 |
|
RU2115522C1 |
Узел клепаного соединения листов судовых конструкций /его варианты/ | 1984 |
|
SU1253873A1 |
ТРЕХСЛОЙНАЯ КОРПУСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2002 |
|
RU2211147C1 |
Использование: судостроению, а именно соединение корпусных конструкций судов из разнородных металлов. Сущность изобретения состоит в том, что биметаллический сталеалюминиевый переходник, установленный между алюминиевой деталью надстройки и корпусом судна, выполнен с выступающей частью стального слоя, которая соединена непосредственно со стальным корпусом судна. Использование изобретения повышает надежность и снижает трудоемкость изготовления соединения. 1 ил.
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ НАДСТРОЙКИ С КОРПУСОМ СУДНА, включающий в себя биметаллический сталеалюминиевый переходник с выступающей стальной частью, установленный вертикально между алюминиевой деталью надстройки и стальной верхней палубой корпуса судна, отличающийся тем, что выступающая часть стального слоя биметаллического переходника соединена непосредственно с верхней палубой судна.
СОЕДИНЕНИЕ НАДСТРОЙКИ С КОРПУСОМ СУДНА | 1989 |
|
RU1672711C |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1995-11-10—Публикация
1992-03-09—Подача