Изобретение относится к электротехнике, в частности к изготовлению токосъемников, обеспечивающих подачу тока от токонесущего провода на транспортное средство.
К используемым в настоящее время токосъемникам для транспорта типа троллейбусов и электропоездов предъявляются повышенные требования по антифрикционным свойствам, помимо высокой электропроводности, что связано с интенсивным изнашиванием части токосъемника, контактирующей с проводом. При этом износ провода в контакте с токосъемником должен быть минимальным.
Известные способа изготовления токосъемников включают изготовление части, контактирующей с проводом, корпуса устройства и их сборку. При этом, по известному способу, графитовый элемент (вставку) приклеивают в продольном пазу металлического корпуса. Для улучшения контакта поверхности вставки и корпуса их металлизируют.
Устройство имеет небольшой ресурс из-за быстрого изнашивания графита. Для приклеивания вставки часто используют экологически вредные смолы.
Известен способ изготовления токосъемника, в котором имеет место формирование антифрикционной вставки из графитовой смеси путем прессования.
Токосъемники, изготовленные этим способом, не отвечают современным требованиям по уровню эксплуатационных характеристик. При использовании токосъемников с графитовой вставкой из-за низкой прочности графита очень часто происходит их поломка на стыках и поворотах контактной сети, что резко снижает ресурс.
Цель изобретения разработка экологически безвредного способа изготовления токосъемника, позволяющего получить устройство с повышенным ресурсом при незначительном износе токонесущего провода.
Поставленная цель достигается тем, что в способе, включающем формирование корпуса и антифрикционной вставки из графитовой смеси путем прессования, их сборку, корпус с продольным пазом и вставку формируют путем раздельного прессования с последующим спеканием, а после сборки устройства производят дополнительную допрессовку при давлении 300-400 МПа, при этом корпус прессуют из порошковой смеси на основе железа, а вставку из порошковой смеси на основе никеля или меди с графитом, например, следующего состава, мас.
Никель или медь 63,4-71,6
Графит 10,0-19,8
Железо 15,8-17,9
Стеарат цинка 0,5-1,0
Предлагаемое раздельное прессование корпуса и вставки позволяет производить их на прессах-автоматах, что существенно снижает трудоемкость изготовления и себестоимость изделия. Использование для вставки цветных металлов (никеля или меди) с графитом позволяет получить токосъемник с достаточной электропроводностью и высокими антифрикционными свойствами. Изготовление корпуса токосъемника из порошка железа обеспечивает необходимую прочность его в процессе эксплуатации и экономичность. Дополнительная допрессовка частей токосъемника после их сборки при давлении 300-400 МПа увеличивает плотность и прочность токосъемника и повышает его ресурс.
Способ осуществляется следующим образом.
Из порошковой смеси на основе железа (например, 99% железа и 1% стеарата цинка) прессуют при давлении 350-400 МПа корпус с продольным пазом, который затем спекают в защитной среде (например, в диссоциированном аммиаке) в течение 1,5-2,0 ч при 1100-1150оС. Отдельно из порошковой смеси на основе никеля (например, 10% графита, 17,9% железа, 0,5% стеарата цинка, никель остальное) прессуют вставку при давлении 250-300 МПа, которую затем спекают в защитной среде (например, в диссоциированном аммиаке) с засыпкой из смеси окиси алюминия с графитом в течение 1,5-2,0 ч при 1130-1160оС. Вставку укладывают в паз корпуса, изделие помещают в пресс-форму и допрессовывают при давлении 300-400 МПа.
В таблице приведены конкретные данные по свойствам токосъемников в зависимости от состава порошковой смеси для вставки и от давления допрессовки в сравнении с прототипом.
При изготовлении токосъемника с использованием порошковых смесей на основе никеля или меди с графитом для вставки и порошка железа для корпуса с соблюдением параметров допрессовки собранного изделия в интервале 300-400 МПа (примеры 1-6) обеспечивается получение токосъемника с высокими антифрикционными свойствами при достаточной электропроводности и сравнительно невысокой стоимости. Ресурс изделия по сравнению с известным увеличивается в 4,5-5,5 раза при минимальном износе медного провода (допускается не более 40 мкм при 104 проходах троллейбуса).
Предлагаемый способ отличается простотой и экономичностью. При этом значительно уменьшается расход остродефицитных токонесущих медных проводов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПЕЧЕННЫЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2017 |
|
RU2699340C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНТАКТНОЙ ВСТАВКИ ТОКОСЪЕМНИКА ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2001 |
|
RU2207962C1 |
СПЕЧЕННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2013 |
|
RU2543121C2 |
СПЕЧЁННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2016 |
|
RU2635059C2 |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ УГЛЕРОДСОДЕРЖАЩИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ МОНЕТНЫХ ДВОРОВ | 2010 |
|
RU2427659C1 |
СПЕЧЕННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2003 |
|
RU2281341C2 |
Способ изготовления уплотнений торцовых пар трения | 1986 |
|
SU1397179A1 |
Способ изготовления спеченных изделий на основе железа | 1980 |
|
SU917907A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СУВЕНИРНЫХ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 2017 |
|
RU2744724C2 |
Спеченный материал на основе железа | 1978 |
|
SU732402A1 |
Использование: в электротехнике для изготовления токосъемников, обеспечивающих подачу электрического тока с токонесущего провода на транспортное средство. Сущность изобретения: способ включает формирование корпуса токосъемника путем прессования из порошковой смеси на основе железа с последующим спеканием, формирование антофрикционной вставки из порошковой смеси никеля или меди с графитом с последующим спеканием и сборку, после которой производят допрессовку при давлении 300 400 МПа. 1 з. п. ф-лы, 1 табл.
Никель или медь 63,4 71,6
Железо 15,8 17,9
Графит 10,0 19,8
Стеарат цинка 0,5 1,0
Ивин К.В | |||
Токосъем наземного городского транспорта | |||
-М.: Издательство литературы по строительству, 1965., с.112-128. |
Авторы
Даты
1995-11-27—Публикация
1993-06-16—Подача