СПОСОБ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1996 года по МПК F02F3/10 

Описание патента на изобретение RU2054129C1

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к методу теплоизоляции поршня двигателя внутреннего сгорания из легкого металла, предпочтительно алюминия или алюминиевого сплава на днище которого сформировано термозащитное покрытие.

Перспективные двигатели внутреннего сгорания ориентированы на большую мощность, что обуславливает жесткие требования к отдельным деталям двигателя. Это особенно оправдано в отношении дизельных двигателей с турбонаддувом, где термоциклические и механические нагрузки на поверхность головки поршня достигает уровня, вызывающего появление трещин и разрушений.

Для термоизоиляции днища поршня предлагаются различные решения. Предлагается (1) термоизолировать центральную часть днища поршня керамической накладкой, которая изготовлена в виде перевернутого конуса. При этом избыточное напряжение, действующие на керамический вкладыш поглощается слоем волокнистого металла, находящегося между вкладышем и поршнем.

Известен также способ (2) изготовления поршня с керамической термоизоляцией. На днище поршня наклеивается слой композита из неорганических металлических волокон и легкого сплава. Затем на слой композита наносится слой термостойкого сплава, а на него слой керамического материала.

Теплоизоляцию днища поршня (3) предлагают осуществлять методом механического соединения между керамическим вкладышем и поршнем. Механическое соединение осуществляется заполнением пор, имеющихся в керамической части, материалом поршня, происходящим в процессе формовки с подпрессовкой.

Предлагаемые авторами способы теплоизоляции с применением промежуточного слоя между металлом и керамикой, а также механического соединения осуществляется за счет заполнения металлом в поры керамического материала.

Несмотря на привлекательность описанных способов тем не менее из-за различия коэффициентов линейного расширения двух материалов, алюминия и керамики, приводит при нагреве и охлаждении к неизбежному разрушению керамической накладки.

Кроме того, эти способы довольно трудоемки.

Наиболее близким к предлагаемому является способ, в котором для повышения теплостойкости и износостойкости днища поршня наносят теплозащитное покрытие методом погружения в суспензию фторопласта с последующей термообработкой (4).

Однако известный метод теплоизоляции поршня путем погружения днища в суспензию фторопласта имеет ряд недостатков, а именно: при температуре 210о фторопласт плавится, при температурах 240-270о переходят в вязкотекучее состояние, кроме того при покрытии образуются воздушные карманы в камере сгорания.

Механические свойства (в том числе и стойкость против растрескивания) и эрозии в интервале температур 170-200оС резко ухудшаются. Перечисленные характеристики показывают, что такой материал в настоящее время не может применяться в силу того, что в камере сгорания двигателя поверхность днища поршня нагревается до 230о, а многоступенчатое покрытие днища поршня фторопластом резко усложняет технологический процесс.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно: повышение стойкости против трещинообразования и эрозионной стойкости, а также упрощение технологии теплоизоляции.

Достигается это тем, что теплоизоляционное покрытие наносят на рабочие поверхности поршня методом дозированного налива на рабочую поверхность поршня суспензии вязкостью 65-70 с по ВЗ-4 на основе органосиликатного пространственно-армированного материала с последующей термообработкой.

При этом суспензия имеет следующий состав, мас.ч.

Органосиликатная
композиция (марки ОС-52-01
по ТУ 84-725-78) 50-52
Карбид кремния
(марки 64 с МЗН по ГОСТ
21445-75) 9-11
Каолиновая вата (марки
МКРР-130 ГОСТ 23619-79) 38-42
На фиг. 1 представлен продольный разрез поршня с теплозащитным пространственно-армированным покрытием по всему периметру, где: 1 теплозащитное покрытие, 2 корпус поршня; на фиг. 2 то же, на радиальной части днища и основании камеры сгорания, где: 1-2 теплозащитное покрытие, 3 корпус поршня; на фиг. 3 то же, в радиальной части днища поршня, где: 1 теплоизоляционное покрытие, 2 корпус поршня.

Термообработку проводят в терморадиационной-конвекционной печи при температуре 300-350оС с временем пребывания 35-40 мин.

Предлагаемый способ обеспечивает возможность довольно просто термоизолировать различные части поршня (днище, камеру сгорания и т.д.), что позволяет оптимизировать процесс горения, уменьшить теплоотдачу к юбке поршня и повысить надежность работы.

Это обеспечивается применением для теплоизоляции материала с гибкой пространственно-армированной структурой, а именно суспензией на основе органосиликатной композиции, обладающей хорошей адгезией.

Увеличение (75-85 с по ВЗ-4) или уменьшение (50-60 с по ВЗ-4) вязкости не позволяет получить оптимальную толщину (0,8- 1,2 мм) покрытия по периметру рабочей поверхности поршня.

Уменьшение вязкости (50-60 с) приводит к двойному покрытию, что усложняет технологию теплозащиты, а увеличение вязкости (75-85 с) теплозащитное покрытие сползает с поверхности металла и на оформляется по поверхности металла покрытие.

Температурный интервал 300-350о способствует наибольшей отгезии покрытия (1 балл) к алюминиевой поверхности поршня. Время пребывания 25-30 мин не достаточно для полимеризации теплозащитного покрытия, пребывание 45-50 мин увеличивает расход электроэнергии и не оптимизирует технологический процесс.

Пребывание покрытия на рабочей поверхности поршня 35-40 мин при температуре 300-350оС является оптимальной для цементации теплозащитного покрытия на рабочей поверхности поршня.

При температурном интервале 200-250оС покрытие полимеризуется и нарушаются теплофизические свойства, повышение температуры 400-450оС не ухудшает теплофизические свойства покрытия, зато необходимо вдвое увеличивать расход электроэнергии.

Отклонение (мас. ч. ) в низкую или высокую сторону приводит к теплопроводности получения оптимального пространственно-армированного каркаса, ухудшению физико-механических свойств покрытия и к отклонению толщины покрытия от заданного (0,8-1,2 мм).

П р и м е р выполнения. Днище поршня обезжиривается любым из способов, принятых в лакокрасочной технологии, например, препаратом КМ-19 по ТУ 600-0209714-1-89.

Химический состав обезжиривающего препарата состоит из следующих компонентов, г/л:
Кальцинированная сода,
ГОСТ 5100-73 10
Триполифосфат,
ГОСТ 201-76 20
Триполифосфат натрия,
ГОСТ 13493-68 2
Сульфанол НП-3,
ТУ 84-509-74 0,02
Для приготовления обезжиривающей жидкости берут 20 г препарата КМ-19 по ТУ 600-0209714-1-89, растворяют в нагретой (50-60о) проточной воде. Окунают поршень в обезжиривающий раствор и выдерживают 5-6 мин. Далее промывают в циркулирующей проточной воде нагретой до 60-70оС. После промывки высушивают при температуре 110оС в течение 4-5 мин, далее охлаждают до температуры 20-30оС.

Теплоизоляционную композицию получают следующим образом.

Берут органосиликатную композицию марки ОС-52-01 по ТУ 84-725-78 со следующими физико-механическими свойствами:
Теплостойкость, оС
Длительно До 1000
Кратковременно До 3000
Диапазон рабочих
температур 60-600
Стойкость к резкому перепаду температур, от -60-500,
Циклы До 5
Коэффициент теплопро-
водности Вт/ (м К) 0,3-0,5
Твердость по прибору
М-3, усл.ед. 0,5-0,7
Прочность при изгибе
по прибору ШТ-1, мм 3-10
Прочность при ударе
по прибору У-2, кгс.см. 40-50
Адгезия к металлу по
методу решетчатых
надрезов, баллы (по
ГОСТ 15140-69) 1-2
300 ч контакта с 3%-ным
растворами КСl и NaCl
по удельному объемному
сопротивлению (в Ом.см) 1011
300 ч контакта с 0,5%-ными
растворами НCl и H2SO4
по удельному объемному
сопротивлению (в Ом.см) 106
Вата каолиновая ГОСТ 23619-79 марки МКРР-130 мультикремнеземистая
Массовая доля Al2O+SiO2 прокаленного вещества МКРР-130 не более 51.

Термостойкость при средней температуре 600±25оС. Теплопроводность 0,16 Вт/(МК)
Карбид кремния SiC шлифованный из искусственных и природных материалов по ГОСТ 21445-75. Размер зерна от 5 до 3 мкм.

Для получения теплозащитной суспензии берут, мас.ч. 50-52 органосиликатной композиции марки ОС-52-01, добавляют в композицию 9-11 карбида кремния марки 64 с МЗН и каолиновой воды марки МКРР-130 в пределах 38-42.

Перемешивают полученную суспензию любым из способов, например валковой мельницей, до полного перемешивания по всему объему. Полученная суспензия вязкостью 60-70 с по ВЗ-4 по ГОСТ 9070-75. Армирующим компонентом в суспензии является каолиновая вода, которая создает пространственный каркас.

Теплоизоляционная пространственно-армированная суспензия на основе органосиликатной композиции наносится методом дозированного налива на днище поршня любой конфигурации толщиной 0,8-1,2 мм.

Для обеспечения дозированного налива и получения необходимой толщины покрытия (0,8-1,2 мм) по всему периметру можно использовать дозатор марки 6,035 АФ-20-2Ж (и ему подобные-весовые, автоматические, электронные), предназначенный для дозировки заранее заданными дозами компонентов формовочной смеси при работе со смесителем в смесеприготовительных отделениях литейных цехов сходных по технологическим процессам производствах. Этот дозатор может дозировать и суспензию т.е. заливать заданную порцию суспензии.

После налива суспензии на заданную рабочую поверхность днища поршня, при необходимости, поршень с помощью манипулятора поворачивают в двух или трех пространственных измерениях с целью теплоизоляции заданной поверхности и получения оптимальной толщины теплоизоляции 1,2-0,8 мм. Ввиду высокой степени испарения летучих компонентов, фиксация толщины теплоизоляции происходит в течение 20-30 с, при этом подтеки не наблюдаются.

Покрытие на поршне термообрабатывается в терморадиационной-конвекционной печи при температуре 300-350оС с временем пребывания 35-40 мин.

Предлагаемый способ обеспечивает хорошую адгезию покрытия, предупреждает возникновение и распространение микро- и макротрещин по кромке, предотвращает действие термоциклических и механических нагрузок; позволяет оптимизировать процесс горения.

Похожие патенты RU2054129C1

название год авторы номер документа
Композиция для изготовления теплоизоляционного огнеупорного изделия 1990
  • Андрулене Юрате Прановна
  • Кайкарис Петрас Антанович
  • Маткенайте Дангуоле-Бернадета Ионовна
  • Казлаускас Ионас-Римас Ионович
  • Бдюджюс Гинтаутас Стасевич
SU1791414A1
Способ приготовления волокнистой массы для производства теплоизоляционного материала 1991
  • Романов Валерий Александрович
  • Анников Олег Владимирович
  • Аким Эдуард Львович
  • Ерохина Ольга Александровна
  • Телышева Галина Максимовна
  • Дижбит Татьяна Николаевна
SU1839206A1
Способ изготовления теплозащитного покрытия 1985
  • Тяпкин Борис Сергеевич
  • Краев Владлен Михайлович
  • Максютов Миниталей Биктимирович
  • Копейкин Владимир Алексеевич
  • Красный Борис Лазаревич
SU1379280A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ МИНЕРАЛЬНОГО ВОЛОКНА, СПОСОБ И УСТАНОВКА ДЛЯ ФОРМОВАНИЯ ИЗДЕЛИЯ ПО ЭТОМУ СПОСОБУ 1997
  • Гольденфанг Борис Геннадиевич
  • Хабаров Валентин Николаевич
RU2127712C1
ИЗОЛЯЦИОННЫЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 2000
  • Мелентьев Н.Н.
RU2182918C1
Огнеупорный теплоизоляционный материал 1981
  • Сорин Михаил Наумович
  • Субочев Иван Григорьевич
  • Мартыненко Валерий Владленович
  • Гаоду Анатолий Николаевич
  • Быков Анатолий Николаевич
  • Ковылов Владислав Михайлович
  • Лапытько Владимир Иванович
  • Кузнецов Борис Леонидович
SU985010A1
Способ получения массы для изготовления теплоизоляционного картона 1990
  • Телышева Галина Максимовна
  • Романов Валерий Александрович
  • Ерохина Ольга Александровна
  • Дижбит Татьяна Николаевна
  • Романова Татьяна Николаевна
  • Шульга Галия Мухтаровна
  • Аким Эдуард Львович
SU1721157A1
СВЯЗУЮЩЕЕ ДЛЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫХ ВОЛОКНИСТЫХ ИЗДЕЛИЙ 2006
  • Красный Борис Лазаревич
  • Тарасовский Вадим Павлович
RU2304565C1
Способ получения слоистого энергосберегающего покрытия пониженной пожарной опасности 2015
  • Уваев Вильдан Валерьевич
  • Гайдай Виталий Васильевич
  • Маслов Владимир Алексеевич
  • Жданов Николай Николаевич
  • Хафизова Сария Абдулловна
  • Гиниятуллин Ильназ Мунирович
RU2622425C1
СЫРЬЕВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ 2001
  • Гудович А.П.
  • Зарицкий С.П.
  • Козлов Б.И.
  • Сапелкин В.С.
  • Фрейман В.Б.
RU2189956C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 054 129 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Способ теплоизоляции рабочей поверхности поршня двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: на рабочую поверхность поршня теплоизоляционное покрытие наносят методом дозированного налива суспензии на основе органосиликатного материала вязкостью 65 - 75 с по ВЗ-4 следующего состава, мас. ч.: органосиликатная композиция 50-52, карбид кремния 9 - 11, каолиновая вата 38 - 42. После нанесения проводят термообработку в терморадиационной конвекционной печи при температуре 300 - 350oС в течение 35 - 40 мин. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 054 129 C1

1. СПОСОБ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ПОРШНЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ из алюминия и его сплавов, включающий нанесение теплоизоляционного покрытия на рабочие поверхности с последующей термообработкой, отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения стойкости против трещинообразования и эрозионной стойкости, покрытие наносят путем дозированного налива на рабочую поверхность поршня суспензии вязкостью 65 - 70 с по ВЗ-4 пространственно-армированного органосиликатного материала следующего состава, мас.ч.:
Органосиликатная композиция (марки ОС-52-01 по ТУ 84-725-78) - 50 - 52
Карбид кремния (марки 64 с МЗН по ГОСТ 21445-75) - 9 - 11
Каолиновая вата (марки МКРР-130 ГОСТ 23619-79) - 38 - 42
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что термообработку проводят в терморадиационной конвекционной печи при 300 - 350oС в течение 35 - 40 мин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2054129C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США N 4245611, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Приспособление для изготовления в грунте бетонных свай с употреблением обсадных труб 1915
  • Пантелеев А.И.
SU1981A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ очищения сернокислого глинозема от железа 1920
  • Збарский Б.И.
SU47A1
Устройство для видения на расстоянии 1915
  • Горин Е.Е.
SU1982A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Патент США N 4735128, F 02F 3/06, опублик
Механическая топочная решетка с наклонными частью подвижными, частью неподвижными колосниковыми элементами 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1988A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ПОРШНЕЙ МАШИН 0
SU173083A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 054 129 C1

Авторы

Мелкумов С.Б.

Даты

1996-02-10Публикация

1991-06-13Подача