Изобретение относится к углеводородным топливам, преимущественно газоконденсатного происхождения.
Известны композиции углеводородного топлива широкого фракционного состава (ШФС), содержащие бензиновые и керосино-газойлевые фракции [1] Однако эти топлива практически не были реализованы вследствие дефицитности и высокой стоимости бензиновых фракций.
Природные газоконденсаты после физической стабилизации, включающей отстой от воды и примесей, а также дегазацию представляют собой смесь жидких углеводородов с пределами выкипания 30-380оС и отличаются от топлив ШФС более высоким содержанием бензиновых фракций (до 90%), более низким цетановым числом, плотностью, кинематической вязкостью и др. (табл.1).
Попытки практического применения низкоцетановых стабильных газоконденсатов в качестве топлива для дизелей не дали положительных результатов из-за неудовлетворительных пусковых качеств, неустойчивой и крайне жесткой работы, что приводило к аварийному износу и преждевременному выходу их из строя, особенно в условиях Сибири и крайнего Севера.
Целью изобретения является расширение сортов зимних и арктических дизельных топлив.
Это достигается тем, что композиция углеводородного топлива широкого фракционного состава, содержащая бензиновые и керосино-газойлевые фракции, дополнительно содержит нитраты органических спиртов или их смесь, сополимер высших эфиров карбоновых кислот с виниловыми мономерами, металлополимер органических кислот и полиметилсилоксан при следующем соотношении компонентов, мас.
нитраты органических спиртов или их смесь с числом атомов углерода С3-С18 например спиртов С5-С8, предельная температура термического распада которых для достижения максимального инициирующего эффекта действия и минимальной их концентрации находится в пределах температур перегонки 50-75% стабильного газоконденсата (табл.2 и 3) 0,01-0,5;
сополимер высших эфиров карбоновых кислот, число атомов углерода которых составляет С8-С24 с различными виниловыми мономерами со средней молекулярной массой 1000-10000, например сополимер алкилметакрилата С12-С20 с винилацетатом, известный как депрессорная присадка ПДП ТУ 38.401-58-20-91 (табл.4) 0,01-0,3;
при сополимеризации используются высшие алкилметакрилаты, в алкильном радикале которых содержится от 8 до 24 атомов углерода;
металлополимер органических кислот с числом атомов углерода С8-С21 и молекулярной массой 10000-30000, например антистатическая присадка Сигбол ТУ 38.101471-78 для снижения пожароопасности при применении реактивных топлив, металлы второй, шестой, седьмой и восьмой групп 0,00005-0,1;
полисилоксан с кинематической вязкостью до 600 мм2/с при 100оС, например антипенная присадка ПМС-200А к моторным топливам ОСТ 6-02-20-79, гидравлические жидкости ВПС и АЖ-170 общего химического состава (RSiO)x, где х=3.12 0,00005-0,1;
углеводородное топливо до 100.
Композиция содержит в качестве углеводородного топлива стабильный газоконденсат с содержанием бензиновой фракции до 90 мас.
Композиция углеводородного топлива готовится в универсальных смесителях последовательно в две стадии при 25-30оС и атмосферном давлении.
Первая стадия предусматривает приготовление пакета присадок путем смешивания в течение 20-30 мин в нитрате органических спиртов последовательно сополимера высших карбоновых кислот с мономером (винилацетатом) металлополимера и полиметилсилоксана, например, в соотношении 150:25:1:1 соответственно.
Вторая стадия ввод в углеводородное топливо и смешение в течение 10-20 мин пакета присадок, например, в концентрации 0,37 мас. (см. табл.5). Максимальная концентрация пакета присадок в топливе определяется в зависимости от требований к показателям качества в техническом задании на углеводородное топливо.
Испытания предложенной композиции углеводородного топлива показали, что она обладает также способностью ингибировать нагары и коксование распылителей форсунок, вызванных применением легкофракционных топлив, в том числе газоконденсатами.
Сравнительные испытания предлагаемой композиции и товарного дизельного топлива показали существенные эксплуатационные преимущества композиции (табл.6).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 1997 |
|
RU2119528C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ | 1995 |
|
RU2057790C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2001 |
|
RU2208039C2 |
Способ получения депрессорной присадки и депрессорная присадка, полученная этим способом | 2023 |
|
RU2808117C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2017 |
|
RU2652636C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2005 |
|
RU2280069C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2320706C1 |
ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ, ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО | 2006 |
|
RU2320705C1 |
ДИСПЕРГАТОР ПАРАФИНОВ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕГО СОДЕРЖАЩАЯ | 2014 |
|
RU2561279C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1996 |
|
RU2121493C1 |
Композиция углеводородного топлива для дизельного двигателя на основе топлива широкого фракционного состава (газового конденсата), в которое для улучшения топливной экономичности и повышения КПД двигателя, обеспечения стабильной его работы на легкофракционном топливе, снижения температуры работоспособности системы питания и предотвращения коксования распылителей форсунок введены присадки, представляющие собой нитраты органических спиртов, сополимеры высших эфиров карбоновых кислот, металлополимеры органических кислот и полиметилсилоксаны. 2 з. п. ф-лы, 5 табл.
Нитраты органических спиртов или их смесь 0,01 0,5
Сополимер 0,01 0,3
Металлополимер 0,00005 0,1
Полиметилсилоксан 0,00005 0,1
Углеводородное топливо до 100
2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве углеводородного топлива содержит стабильный газоконденсат с содержанием бензиновой фракции до 90 мас.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Патент США N 4661120, C 10L 1/18, 1987. |
Авторы
Даты
1996-04-10—Публикация
1994-10-10—Подача