Изобретение относится к смазочным материалам, которые используют для смазывания тяжелонагруженных узлов трения различных механизмов, в частности при смазывании рельсов в кривых пути.
С целью снижения бокового износа рельсов в кривых пути, используют пластичные смазки специального назначения типа: рельсовая смазка ЖР, ТУ 32 ЦТ-004-68; графитная УСса, ГОСТ 3333-74; смазка СПЛ, ТУ 32 ЦТ 2186-92.
Недостатками этих смазок являются их низкая удерживающая способность и плохая прокачиваемость в системе подачи путевого лубрикатора.
Удерживающая способность это способность материала смазывать боковую грань головки рельса и гребень колеса во время перерывов в нанесении путевым лубрикатором. Этот показатель оценивается временем и количеством за это время через кривую пути экипажей, после того как лубрикатором произведено нанесение разовой смазки на боковую грань рельсов, до полной потери работоспособности смазки и возвращением к сухому контакту гребня колеса с боковой гранью головки рельса.
Прокачиваемость смазки это показатель, который характеризует способность смазочного материала проходить через элементы системы подачи и оценивается нормальным давлением в системе при котором смазочный материал беспрепятственно поступает в зону трения давление подачи.
Наиболее близкой к описываемому решению является пластичная смазка ВНИИНП-242 ТУ 38 101359-73, которую принимаем за прототип (1).
Состав смазки прототипа следующий, мас.
Масло И 45(50) 85,7
Литиевое мыло стеариновой кислоты 12,0
Дисульфид молибдена 2,0
Дифениламин 0,3.
Недостатками смазки прототипа являются низкая удерживающая способность, а также плохая прокачиваемость смазки через систему подачи путевого лубрикатора.
Технической задачей изобретения является повышение удерживающей способности смазки, а также прокачиваемости.
Поставленная задача достигается тем, что пластичная смазка ВННИНП-242 согласно изобретению дополнительно содержит силикатный клей и дизельное топливо при следующем соотношении компонентов, мас.
Силикатный клей ТУ 6-12-433-92 35 40,0
Дизельное топливо, марки 3-05-40, ГОСТ 305-82 10,0
Пластичная смазка, марки ВННИНП-242, ТУ 38 101359-73 Остальное.
Смазку готовят путем постепенного введения при непрерывном перемешивании в пластичную смазку ВННИНП-242 дизельного топлива и силикатного клея до получения однородной очень мягкой мази светло-серого цвета.
Введение в состав силикатного клея повышает удерживающую способность смазки, что подтверждается результатами испытаний.
Максимальным значением содержания силикатного клея в составе предлагаемого смазочного материала следует считать 40 так как дальнейшее увеличение концентрации ведет к резкому снижению коллоидной стабильности состава. Минимальным значением силикатного клея следует считать 35 так как дальнейшее уменьшение его концентрации ведет к снижению показателя удерживающей способности.
Введение в состав заявляемого смазочного материала до 10 дизельного топлива повышает его прокачиваемость в системе смазки.
Экспериментально установлено, что при 10 концентрации дизельного топлива в заявляемом составе достигается необходимая прокачиваемость смазки. Уменьшение содержания дизельного топлива ведет к улучшению прокачиваемости, а увеличение не целесообразно ввиду достижения поставленной задачи при 10 концентрации, которое и принимаем за граничное.
Для экспериментальной проверки предлагаемого состава были проведены испытания на установке, моделирующей процесс скольжения гребня колеса по головке рельса в кривой пути, со схемой контакта модельных образцов (выполненных из бандажей и рельсовой сталей) периферия диска шарик.
Режимы испытаний: удельное давление 1,0 ГПа, скорость скольжения 0,2 м/с.
При проведении испытаний непрерывно фиксировать время испытаний и момент трения. Удерживающая способность смазочных составов оценивалась по значению периода времени от начала опыта до наступления заедания при нанесенной разовой смазки на дисковый образец.
Моменту наступления заедания соответствовало резкое повышение коэффициента трения до величины соответствующей сухому трению 0,3, характерный звук и появление металлической стружки.
Прокачиваемость смазочных составов оценивалась при эксплуатационных испытаниях по величине давления прокачивания в системе подачи смазки путевого лубрикатора и фиксировалась манометром.
Нормальной прокачиваемостью смазки считалось давление прокачиваемости в пределах от 2 до 4 атм.
В процессе испытания проверялись составы, предлагаемые автором в сравнении с составом-прототипом. Результаты испытаний приведены в таблице.
Результаты испытаний показывают, что все предлагаемые составы превосходят смазку-прототип по удерживающей способности и прокачиваемости.
Следовательно, процентное соотношение этих составов 1 6 можно использовать как граничное при дозировке оптимального состава. ТТТ1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ | 1994 |
|
RU2065484C1 |
СМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ РЕЛЬСОВ | 1994 |
|
RU2068445C1 |
СМАЗКА ДЛЯ ЛУБРИКАЦИИ РЕЛЬСОВ | 1994 |
|
RU2067110C1 |
РЕЛЬСОВЫЙ МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ | 2000 |
|
RU2170756C1 |
МОДИФИКАТОР ТРЕНИЯ | 2003 |
|
RU2238304C1 |
СМАЗКА ДЛЯ РЕЛЬСОВ | 1991 |
|
RU2009187C1 |
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ | 2008 |
|
RU2388635C2 |
СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2007 |
|
RU2338777C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЛУБРИКАТОР | 1993 |
|
RU2082639C1 |
БОРТОВОЙ РЕЛЬСОВЫЙ ЛУБРИКАТОР | 1993 |
|
RU2067939C1 |
Сущность изобретения: смазочный материал содержит, %: силикатный клей 35 - 40, дизельное топливо 10 и пластичную смазку ВНИИНП-242, включающую минеральное масло, литиевое мыло стеариновой кислоты, дисульфид молибдена и дифениламин остальное. 1 табл.
Смазочный материал, содержащий пластичную смазку ВНИИ НП-242, включающую минеральное масло, литиевое мыло стеариновой кислоты, дисульфид молибдена и дифениламин, отличающийся тем, что смазочный материал дополнительно содержит силикатный клей и дизельное топливо при следующем соотношении компонентов, мас.
Силикатный клей 35 40
Дизельное топливо 10
Пластичная смазка ВНИИ НП-242 вышеуказанного состава Остальное
Синицин В.В | |||
Пластичные смазки в СССР | |||
М., Химия, 1984, с | |||
Дорожная спиртовая кухня | 1918 |
|
SU98A1 |
Авторы
Даты
1996-09-27—Публикация
1993-12-07—Подача