Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам с саморегулируемым натягом и может найти применение в различных механизмах машин, в частности в грунтонасосах, применяемых в промышленном и гражданском строительстве.
Известен подшипниковый узел, включающий корпус и подшипники, установленные внутренними кольцами на промежуточном валу [1]
Недостатком такого подшипникового узла является ограниченная возможность его применения при необходимости использования нескольких подшипников различного назначения, а также сложность замены подшипников при ремонте, требующая разборки всего узла.
Известен подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала, соосно расположенные подшипники качения, между кольцами которых установлены разделительные втулки и один из которых смонтирован в корпусе с радиальным зазором, а также торцевую гайку для затяжки подшипников [2]
Недостатком указанного подшипникового узла является ограниченная возможность его применения при необходимости использования нескольких подшипников различного назначения и сложность замены подшипников при ремонте.
Задача изобретения увеличение возможностей подшипникового узла за счет использования в нем нескольких подшипников различного назначения, а также повышение его ремонтопригодности.
Для решения задачи подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала и, по меньшей мере, два соосно расположенных подшипника качения, между кольцами которых установлены разделительные втулки и один из которых смонтирован в корпусе с радиальным зазором, а также торцевую гайку для затяжки подшипников, снабжен последовательно установленными во внутренних кольцах подшипников и на цапфе вала промежуточной втулки с фланцем и с коническим участком на внутренней ее поверхности и парой разрезных конических компенсационных колец, сопряженных по коническим поверхностям и размещенных в зоне подшипника, смонтированного в корпусе с радиальным зазором, а также регулировочными болтами и шпильками, при этом со стороны фланца промежуточной втулки цапфа вала выполнена с фланцем и с коническим участком, идентичным коническому участку промежуточной втулки, упомянутые фланцы и торцевая гайка выполнены с отверстиями, часть из которых с резьбой, для монтажа в них соответственно регулировочных болтов и регулировочных шпилек с упором в компенсационные кольца.
На чертеже показан общий вид подшипникового узла в разрезе.
Подшипниковый узел содержит корпус 1, и по меньшей мере, два подшипника качения 2, один из которых 2 смонтирован в корпусе с радиальным зазором. Во внутренних кольцах подшипников и на цапфе вала 3 последовательно установлены промежуточная втулка 4 и пара разрезных конических компенсационных колец 5 и 6, сопряженных по коническим поверхностям и размещенных в зоне подшипника 2. Для затяжки подшипников на цапфе 3 установлена торцевая гайка 7 с отверстиями с резьбой для монтажа в них регулировочных шпилек 8 с упором в компенсационные кольца 5 и 6. Цапфа вала 3 выполнена с фланцем 9 со стороны фланца 10 промежуточной втулки 4 и с коническим участком, идентичным коническому участку, выполненному на внутренней поверхности промежуточной втулки 4. Упомянутые фланцы 9 и 10 выполнены с отверстиями 11 и 12. Между кольцами подшипников качения установлена разделительная втулка 13, при этом число дополнительных подшипников 14 может быть увеличено с соответствующим увеличением количества разделительных втулок 13. Часть отверстий 11 фланца 9 и отверстия 12 фланца 10 снабжены резьбой для монтажа в них регулировочных болтов 15. Кроме этого корпус 1 снабжен подпружиненным кольцом 16 под подшипник 2.
Подшипниковый узел работает следующим образом. При сборке подшипникового узла подшипник 14 устанавливается на промежуточную втулку 4. Промежуточная втулка 4 вместе с подшипников 14 устанавливается на цапфу вала 3.
Болты 15, установленные во фланец 9, вводятся в резьбовые отверстия 12 фланца 10, после чего вращением этих болтов промежуточная втулка 4 за фланец 10 натягивается на цапфу вала 3, образуя на конической поверхности промежуточной втулки тугую посадку с цапфой вала 3. Затем устанавливают корпус 1 и разделительное кольцо 13. После этого на цапфу вала 3 последовательно устанавливаются верхнее 5 и нижнее 6 компенсационные кольца. После чего на промежуточную втулку 4 и верхнее компенсационное кольцо 5 устанавливается подшипник 2. Затем на цапфу вала 3 наворачивается гайка 7 со шпильками 8, которые вворачиваются с упором в нижнее компенсационное кольцо 6 для окончательной фиксации осевого положения промежуточной втулки 4 и подшипника 2.
При необходимости разборки узла, например для замены подшипников, с цапфы вала 3 снимается гайка 7, боты 15, установленные в резьбовые отверстия фланца 9 при своем вворачивании упираются во фланец 10 промежуточной втулки 4. В результате, последняя спрессовывается с цапфы вала 3, что значительно облегчается за счет конической части внутренней поверхности промежуточной втулки 4 и посадочной конической поверхности цапфы вала 3. После чего подшипники свободно заменяются на промежуточной втулке 4 без разбора валовой линии.
Таким образом, значительно расширяются возможности подшипникового узла за счет одновременной установки на промежуточной втулке нескольких подшипников различного назначения, увеличивается ресурс работы за счет плавной и безударной распрессовки подшипников, а также повышается его ремонтопригодность в связи с упрощенной сборкой и разборкой узла.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1751508A1 |
УЗЕЛ ВЫСОКООБОРОТНОЙ ШЕСТЕРНИ РЕДУКТОРА ВЕТРОДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2150022C1 |
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АГРЕГАТА | 2011 |
|
RU2484305C1 |
Стенд для сборки и разборки изделий | 1990 |
|
SU1776534A1 |
УЗЕЛ ВЫХОДНОГО ВАЛА ПРОХОДНОЙ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ | 2014 |
|
RU2550096C1 |
БОЛТОВОЕ БЕЗЗАЗОРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ФЛАНЦЕВ | 2020 |
|
RU2740147C1 |
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ РОЛИКА РОЛЬГАНГА ОБЖИМНОГО СТАНА | 2001 |
|
RU2205076C1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), цилиндрическая составляющая вала ротора, внешний стяжной элемент вала ротора | 2016 |
|
RU2614018C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С РОТОРОМ НА ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2485352C1 |
Использование: в машиностроении, а именно в подшипниковых узлах с саморегулируемым натягом, например в грунтонасосах, применяемых в промышленном и гражданском строительстве. Сущность изобретения: подшипниковый узел содержит корпус, подшипник, установленный на промежуточной втулке, подшипник, установленный на цапфе вала через промежуточную втулку и компенсационные кольца, гайку с регулировочными шпильками. Часть внутренней поверхности промежуточной втулки выполнена конической, цапфа вала снабжена фланцем, размещенным напротив фланца промежуточной втулки. При этом в обоих фланцах выполнены отверстия, в том числе и с резьбой. При этом фланец цапфы вала снабжен болтами. Сборка и разборка подшипникового узла осуществляется за счет болтов, которые либо натягивают на цапфу вала за фланец промежуточную втулку, либо сталкивают ее с цапфы вала за счет упора болтов во фланец промежуточной втулки. При этом значительно облегчается сборка и разборка подшипникового узла, а также возникает возможность облегченной установки и съема нескольких подшипников различного назначения, что значительно повышает возможность подшипникового узла и его ремонтопригодности. 1 ил.
Подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала и по меньшей мере два соосно расположенных подшипника качения, между кольцами которых установлены разделительные втулки и один из которых смонтирован в корпусе с радиальным зазором, а также торцевую гайку для затяжки подшипников, отличающийся тем, что он снабжен последовательно установленными во внутренних кольцах подшипников и на цапфе вала промежуточной втулкой с фланцем и с коническим участком на внутренней ее поверхности и парой разрезных конических компенсационных колец, сопряженных по коническим поверхностям и размещенных в зоне подшипника, смонтированного в корпусе с радиальным зазором, а также регулировочными болтами и шпильками, при этом со стороны фланца промежуточной втулки цапфа вала выполнена с фланцем и с коническим участком, идентичным коническому участку промежуточной втулки, упомянутые фланцы и торцевая гайка выполнены с отверстиями, часть из которых с резьбой, для монтажа в них соответственно регулировочных болтов и регулировочных шпилек с упором в компенсационные кольца.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Подшипниковая опора | 1985 |
|
SU1381279A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Ю.М.Никитин | |||
Конструирование элементов деталей и узлов авиадвигателей | |||
М., Машиностроение, 1968, с | |||
Арматура для железобетонных свай и стоек | 1916 |
|
SU259A1 |
РЕГЕНЕРАТИВНЫЙ РАДИОПРИЕМНИК | 1923 |
|
SU735A1 |
Авторы
Даты
1996-09-27—Публикация
1992-04-24—Подача