Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам с саморегулируемым натягом, и может найти применение в различных механизмах машин, в частности в грунтонасосах, применяемых в промышленном и гражданском строительстве.
Известен узел регулирования и контроля радиального зазора подшипников качения, в котором через втулку и сопряженные по конической поверхности упругие тарированные шайбы гайка, насаженная на шпиндель, создает осевое усилие на торец малого диаметра внутреннего кольца подшипника.
Недостатком такого технического решения является сложность предохранения от проворота внутреннего кольца подшипника, например, при высоких температурных нагрузках и, как следствие этого, недолговечность работы подшипника.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к изобретению является подшипниковый узел, содержащий установленный на валу посредством гайки и в корпусе с радиальным зазором подшипник качения.
Недостатком такого подшипникового узла также является недолговечность его работы, вследствие невозможности предохранить внутреннее кольцо подшипника от проворота при высоких температурных или ударных нагрузках, так как радиальные составляющие сил, приложенные к внутреннему кольцу подшипника, ничем не уравновешиваются.
VJ
сл
ел о
00
Целью изобретения является повышение долговечности подшипникового узла за счет компенсации радиальных нагрузок.
Это достигается тем, что в известном подшипниковом узле, содержащем установленный на валу посредством гайки и в корпусе с радиальным зазором подшипник качения, снабжен установленными последовательно в осевом направлении между внутренним кольцом подшипника и валом парой разрезных треугольного сечения компенсационных колец, сопрягающихся между собой по коническим поверхностям, и промежуточной втулкой, смонтированной между внутренним кольцом подшипника и валом, а также размещенными равномерно по окружности в гайке с возможностью взаимодействия с торцом одного из компенсационных колец регулировочными шпильками, при этой гайка выполнена с резьбовыми отверстиями для размещения шпилек
На чертеже представлен предлагаемый подшипниковый узел, разрез.
Подшипниковый узел содержит установленный на валу 1 посредством гайки 2 и в корпусе З с радиальным зазором подшипник 4 качения. Между внутренним кольцом подшипника 4 и валом 1 установлена пара разрезных треугольного сечения компенсационных колец 5 и 6, сопрягающихся между собой по коническим поверхностям, и промежуточная втулка 7, смонтированная между внутренним кольцом подшипника 4 и валом 1.
В гайке 2 равномерно по окружности размещены регулировочные шпильки 8 с возможностью взаимодействия с торцом одного из компенсационных колец. При этом гайка выполнена с резьбовыми отверстиями 9 для размещения шпилек. При сборке подшипникового узла в корпусе 3 подшипник 4 свободно надевается на установленные на валу промежуточную втулку и верхнее компенсационное кольцо 5, затем на вал устанавливается нижнее компенсационное кольцо б и наворачивается до упора гайка 2 со шпильками 8, ввернутыми в отверстия 9, после чего гайка отворачивается на 1/4 оборота, а шпильки 8 вворачиваются с упором в нижнее компенсационное кольцо 6. При этом фиксируется осевое положение промежуточной втулки 7 и подшипника 4 При этом верхнее компенсационное кольцо 5 упруго сдеформировано нижним
компенсационным кольцом 6,
В процессе работы подшипникового узла вследствие износа подшипников, осевого сдвига, ударных или температурных нагрузок упруго сдеформированное верхнее компенсационное кольцо 5 за счет упругости будет компенсировать как осевые, так и радиальные силы, возникающие в паре компенсационных колец 5 и 6, обеспечивая тем самым надежную фиксацию подшипника 4 в отрегулированном положении и увеличивая долговечность его работы
Годовой экономический эффект от использования изобретения составит 52 тыс. руб.
Формула изобретен ия Подшипниковый узел, содержащий установленный на валу посредством гайки и в корпусе с радиальным зазор ом подшипник
качения, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, он снабжен установленными последовательно в осевом направлении между внутренним кольцом подшипника и валом парой разрезных треугольного сечения компенсационных колец, сопрягающихся между собой по коническим поверхностям и промежуточной втулкой, смонтированной между внутренним кольцом подшипника и валом, а также
размещенными равномерно по окружности в гайке с возможностью взаимодействия с торцом одного из компенсационных колец регулировочными шпильками, при этом гайка выполнена с резьбовыми отверстиями
для размещения шпилек.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1992 |
|
RU2067230C1 |
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С РОТОРОМ НА ПОДШИПНИКАХ КАЧЕНИЯ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2485352C1 |
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АГРЕГАТА | 2011 |
|
RU2484305C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1784077A3 |
ШПИНДЕЛЬ С ЗАЖИМНЫМ ЦЕНТРИРУЮЩИМ ПАТРОНОМ | 2009 |
|
RU2400331C1 |
Подшипниковый узел | 1983 |
|
SU1200003A1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1760203A1 |
УЗЕЛ ВЫСОКООБОРОТНОЙ ШЕСТЕРНИ РЕДУКТОРА ВЕТРОДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2150022C1 |
Центральный редуктор ведущего моста транспортного средства | 1989 |
|
SU1703506A1 |
Использование: в машиностроении в подшипниковых узлах с саморегулируемым натягом. Сущность изобретения: подшипниковый узел содержит установленный на валу 1 посредством гайки 2 и в корпусе 3 с радиальным зазором подшипник качения 4. Между внутренним кольцом подшипника 4 и валом 1 установлена пара разрезных треугольного сечения компенсационных колец 5 и 6, сопрягающихся между собой по коническим поверхностям, и промежуточная втулка 7, смонтированная между внутренним кольцом подшипника 4 и валом 1. В гайке 2 равномерно по окружности размещены регулировочные шпильки 8 с возможностью взаимодействия с торцом одного из компенсационных колец. При этом гайка 2 выполнена с резьбовыми отверстиями 9 для шпилек 7. Компенсационное кольцо 5 за счет упругости будет компенсировать в процессе работы как осевые, так и радиальные силы, возникающие в паре компенсационных колец 5 и 6, обеспечивая тем самым надежную фиксацию подшипника 4 в отрегулированном положении и увеличивая долговечность его работы. 1 ил. ел С
Никитин Ю | |||
М | |||
Конструирование элементов деталей и узлов авиадвигателей | |||
М.: М., 1968, с | |||
Арматура для железобетонных свай и стоек | 1916 |
|
SU259A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-02-14—Подача