УЗЕЛ ВЫХОДНОГО ВАЛА ПРОХОДНОЙ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ Российский патент 2015 года по МПК B60K17/00 F16C9/03 

Описание патента на изобретение RU2550096C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах.

Известна конструкция узла выходного вала проходной главной передачи, содержащая корпус, в котором установлена манжета, внутренней кромкой взаимодействующая с фланцем, закрепленным при помощи крепежных элементов на выходном валу, который установлен одним концом в шестерне привода заднего моста, а другим концом - на радиальном шариковом подшипнике, наружное кольцо которого зафиксировано от осевого перемещения с одной стороны при помощи буртика корпуса, а с другой - при помощи гайки. Гайка выполнена с пазами на торцевой поверхности, в которые входит стопорная пластина, фиксирующая гайку от отворачивания. Стопорная пластина установлена на наружной поверхности корпуса и прижата к корпусу болтом, вкрученным в корпус (см. патент DE 9410105 (U1), МПК B60K 17/00, B60K 17/16, F16H 7/36, опубл. 22.09.1994).

Недостаток данной конструкции заключается в том, что радиальный шариковый подшипник конструктивно может воспринимать в осевом направлении только незначительную осевую силу от воздействия карданного вала, вследствие чего узел выходного вала проходной главной передачи имеет низкую прочность и долговечность.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является узел выходного вала проходной главной передачи, содержащий корпус, в котором установлена манжета, внутренней кромкой взаимодействующая с фланцем, закрепленным при помощи крепежных элементов на выходном валу, который установлен одним концом в шестерне привода заднего моста, а другим концом на установленных по схеме «X» конических подшипниках, наружные кольца которых расположены в корпусе и закреплены при помощи стопорного кольца (см. патент US 5302158, МПК B60K 17/36, F16C 3/14, F16H 57/04, опубл. 12.04.1994).

Недостатком известной конструкции является сложность сборки узла выходного вала проходной главной передачи. В данной конструкции регулировку конических подшипников, необходимую для обеспечения условий оптимальной работы, т.е. создания нужного момента проворота подшипников (создания предварительного натяга в подшипниковом узле), приходится осуществлять при помощи селективного подбора толщины стопорного кольца. Для этого необходимо иметь широкий набор стопорных колец, имеющих разные толщины, наличие сложного мерительного инструмента для правильного выбора необходимой толщины стопорного кольца при сборке узла, а также применять сложную технологию монтажа и демонтажа стопорного кольца из канавки корпуса.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является повышение технологичности узла выходного вала проходной главной передачи за счет обеспечения более простой регулировки конических подшипников.

При решении данной задачи существуют следующие противоречия.

Для повышения технологичности за счет более простой регулировки подшипников необходимо:

- установить вместо стопорного кольца регулировочную гайку, но при этом ее необходимо застопорить на корпус от отворачивания при помощи стопорных шайб и колец, для которых необходимо выполнить в корпусе дополнительные пазы и проточки, что влечет за собой наличие сложной технологии получения этих пазов и проточек в корпусе;

- установить вместо двух конических подшипников один шариковый подшипник, но такой подшипник может воспринимать в осевом направлении только незначительную осевую силу от воздействия карданного вала и поэтому имеет низкую степень надежности, низкую долговечность ввиду быстрого изнашивания дорожек качения подшипника и, как следствие, высокую вероятность поломки узла выходного вала проходной главной передачи. Применение же, например, более совершенного шарикового подшипника с трехточечным контактом с разъемным внутренним кольцом экономически нецелесообразно, т.к. такой подшипник имеет более высокую стоимость в сравнении даже с двумя коническими подшипниками.

Для решения поставленной задачи в узле выходного вала проходной главной передачи, содержащем корпус, в котором установлена манжета, внутренней кромкой взаимодействующая с фланцем, закрепленным с помощью крепежных элементов на выходном валу, размещенном одним концом в шестерне привода заднего моста, а другим концом - на установленных по схеме «X» конических подшипниках, наружные кольца которых расположены и закреплены в корпусе, крепление наружных колец подшипников выполнено с возможностью регулировки и фиксации положения последних в осевом направлении и состоит из гайки и болта, при этом гайка выполнена с пазами, а болт ввернут в отверстие корпуса и входит в один из упомянутых пазов.

Совокупность отличительных признаков, заключающаяся в том, что крепление наружных колец подшипников выполнено с возможностью регулировки и фиксации положения последних в осевом направлении и состоит из гайки и болта, при этом гайка выполнена с пазами, а болт ввернут в отверстие корпуса и входит в один из упомянутых пазов, позволила обеспечить более простую регулировку конических подшипников, повысив тем самым технологичность узла выходного вала проходной главной передачи.

Таким образом, было разрешено вышеуказанное противоречие и обеспечен заявленный технический результат, заключающийся в повышении технологичности узла выходного вала проходной главной передачи за счет более простой регулировки конических подшипников.

Заявителю не известны узлы выходного вала проходной главной передачи, обладающие указанной совокупностью существенных признаков, и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условиям патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежом, на котором изображен узел выходного вала проходной главной передачи в разрезе.

Узел выходного вала проходной главной передачи содержит корпус 1, в котором установлена манжета 2, внутренней кромкой взаимодействующая с фланцем 3, закрепленным при помощи крепежных элементов 4 на выходном валу 5. Вал 5 установлен одним концом в шестерне 6 привода заднего моста, а другим концом - на конических подшипниках 7, установленных по схеме "X". Наружные кольца 8 подшипников расположены в корпусе 1 и закреплены в нем при помощи гайки 9. Гайка 9 выполнена с пазами 10, в которые входит болт 11, вворачиваемый в отверстие корпуса 1. Такая конструкция обеспечивает возможность регулировки и фиксации положения подшипников 7 в осевом направлении. Дополнительно пазы 10 служат для поступления смазки из кармана 12, выполненного в корпусе 1, к коническим подшипникам 7.

Регулировка подшипников 7 предварительного натяга происходит следующим образом.

Предварительно, на вал 5 напрессовываются внутренние кольца 13 с роликами подшипников 7. В корпус устанавливается наружное кольцо 8 одного из подшипников. Далее вал 5 с напрессованными внутренними кольцами 13 устанавливается в корпус 1. После этого в корпус 1 устанавливается наружное кольцо 8 другого подшипника. Затем в корпус 1 вворачивается гайка 9 до соприкосновения с наружным кольцом 8 подшипника. В зависимости от усилия затяжки гайки происходит смещение наружного кольца подшипника, выбирая тем самым зазор между роликами и дорожками качения в подшипниках, а при дальнейшей затяжке гайки 9 к увеличению момента проворота подшипника создается предварительный натяг в подшипниковом узле. Такая регулировка предварительного натяга (момента проворота подшипников) технологически проста и осуществляется простыми инструментами, при этом не требуется выполнения сложных операций замеров для селективного подбора регулировочных элементов. После регулировки подшипников в резьбовое отверстие корпуса 1 вкручивается стопорный болт 11 таким образом, что небольшая его резьбовая часть входит в паз 10 гайки 9, фиксируя ее от отворачивания. Далее в корпус устанавливается манжета 2, а на вал 5 - фланец 3, который закрепляется при помощи болтов 4.

Данное техническое решение позволяет повысить технологичность, упростить сборку узла выходного вала проходной главной передачи за счет более простой регулировки конических подшипников.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости, его реализация возможна на стандартном технологическом оборудовании.

Похожие патенты RU2550096C1

название год авторы номер документа
БОРТОВОЙ РЕДУКТОР СНЕГОБОЛОТОХОДА 2023
  • Терешин Алексей Валерьевич
  • Солдаткин Владислав Александрович
RU2811169C1
Проходная главная передача 2018
  • Марохин Антон Сергеевич
  • Поляков Артем Олегович
  • Федотов Михаил Владимирович
RU2693433C1
РЕДУКТОР ВЕДУЩЕГО МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2023
  • Бальжинимаев Баярто Бадмадоржиевич
RU2799273C1
ПРОХОДНОЙ ВЕДУЩИЙ МОСТ КОЛЕСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Бялоцкая Майя Владимировна
  • Плиев Игорь Арчилович
RU2493024C1
ПРОХОДНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Логунов Юрий Михайлович
RU2472646C1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2014
  • Матвеев Александр Васильевич
  • Уфимцев Владимир Анатольевич
  • Гурьянов Андрей Васильевич
RU2578548C1
УЗЕЛ АВТОМАТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА С ОГРАНИЧЕННЫМ СКОЛЬЖЕНИЕМ И ВЕДУЩИЙ МОСТ, ИМЕЮЩИЙ ТАКОЙ УЗЕЛ 2020
  • Ли Синлун
  • Сюй Гуолинь
  • Лэй Иньчжун
  • Тань Сю
  • Ву Хайфан
  • Чжан Чуаньлин
  • Цю Вэй
  • Вэй Циню
RU2735561C1
Станок для точения фланцев 2021
  • Луппов Александр Валерьевич
  • Хватов Дмитрий Александрович
  • Луппов Роман Александрович
RU2780213C1
УСИЛЕННЫЙ СТУПИЧНЫЙ УЗЕЛ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПОДВОДА ВОЗДУХА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ПОДКАЧКИ КОЛЁС В ДВИЖЕНИИ 2017
  • Галка Александр Александрович
  • Клусов Алексей Викторович
RU2657716C1
Главная передача транспортного средства 2020
  • Логунов Юрий Михайлович
  • Хабиров Руслан Равильевич
  • Кулышев Алексей Николаевич
  • Лежепеков Сергей Михайлович
  • Костенко Светлана Петровна
  • Костин Станислав Геннадьевич
RU2744102C1

Реферат патента 2015 года УЗЕЛ ВЫХОДНОГО ВАЛА ПРОХОДНОЙ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ

Изобретение относится к подшипниковому узлу выходного вала проходной главной передачи. Узел выходного вала проходной главной передачи содержит корпус (1), в котором установлена манжета (2), внутренней кромкой взаимодействующая с фланцем (3), закрепленным при помощи крепежных элементов (4) на выходном валу (5). Вал (5) установлен одним концом в шестерне (6) привода заднего моста, а другим концом на конических подшипниках (7), установленных по схеме "X". Наружные кольца (8) подшипников расположены в корпусе (1) и закреплены в нем при помощи гайки (9). Гайка (9) выполнена с пазами (10), в которые входит болт (11), вворачиваемый в отверстие корпуса (1). Достигается повышение технологичности узла выходного вала проходной главной передачи за счет более простой регулировки конических подшипников. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 550 096 C1

Узел выходного вала проходной главной передачи, содержащий корпус, в котором установлена манжета, внутренней кромкой взаимодействующая с фланцем, закрепленным с помощью крепежных элементов на выходном валу, размещенном одним концом в шестерне привода заднего моста, а другим концом - на установленных по схеме «X» конических подшипниках, наружные кольца которых расположены и закреплены в корпусе, отличающийся тем, что крепление наружных колец подшипников выполнено с возможностью регулировки и фиксации положения последних в осевом направлении и состоит из гайки и болта, при этом гайка выполнена с пазами, а болт ввернут в отверстие корпуса и входит в один из упомянутых пазов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2550096C1

DE 9410105 U1, 22.09.1994
US 5302158 A, 12.04.1994
Обмазка бронзовых электродов для холодной сварки бронзы 1936
  • Ермилов С.В.
  • Шермушенко А.Л.
SU51964A1
Мотор-колесо транспортного средства 1982
  • Заславский Отто Яковлевич
  • Шиленко Фаина Федоровна
  • Шкирич Борис Николаевич
SU1046128A1
Колесный редуктор транспортного средства 1981
  • Замчевский Валерий Константинович
  • Снегарь Олег Тарасович
SU1092062A1

RU 2 550 096 C1

Авторы

Логунов Юрий Михайлович

Кашапов Альберт Рашидович

Кулышев Алексей Николаевич

Даты

2015-05-10Публикация

2014-01-09Подача