ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД С ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ Российский патент 1996 года по МПК G05B11/01 

Описание патента на изобретение RU2067310C1

Изобретение относится к электромеханическим следящим системам, предназначено для слежения за изменением входного сигнала и может быть использовано в системах автоматического управления и регулирования.

Известно устройство для торможения электромашинных следящих систем (А.С. N 601659, кл. G 05 B 11/01, БИ 13, 1978), содержащая последовательно соединенные первый блок выпрямителей, блок концевых выключателей и регулятор тока, последовательно соединенные второй блок концевых выключателей, блок выпрямителей и регулятор тока, управляющие входы регуляторов тока соединены с соответствующими входами блоков управления.

Недостатком данного устройства является невозможность генерации значительных тормозных моментов, превышающих по величине момент привода, что обеспечивает только удержание активного момента в следящей системе на заданном уровне.

Известно устройство для автоматического позиционного управления (А. С. N 798689, кл. G 05 B 11/01, БИ 3, 1981 г.), содержащее последовательно соединенные блок сравнения, усилитель, первую электрическую машину, объект управления, вторую электрическую машину и датчик обратной связи.

Данное устройство позволяет увеличивать тормозной момент на валу объекта за счет использования обеих электрических машин в режиме торможения, но имеет большое энергопотребление, габариты, массу и удвоенные по величине постоянные времени, что в свою очередь обуславливает невысокую точность динамических режимов.

Наиболее близким по технической сущности является устройство позиционирования (А.С. N 452803, кл. G 05 B 11/01, БИ 45, 1974 г.), содержащее в качестве основных элементов силовой привод с тахогенератором и тормозной блок, связанные с рабочим органом. Введение тормозного блока позволяет уменьшить время перемещения рабочего органа при ограничении динамических нагрузок в системе. Недостатком данного устройства является невозможность функционирования в непрерывном режиме отслеживания изменения входного сигнала и, как следствие, низкая точность отслеживания изменения входного сигнала в динамических (а не старт-стопных) режимах.

Изобретение направлено на повышение точности в динамических режимах.

Указанные недостатки устраняются тем, что в электромеханическом приводе с тормозным устройством, содержащем двигатель постоянного тока, вал которого связан с исполнительным органом, систему управления двигателем, включающую задатчик и датчик частоты вращения, выходы которых соединены с входами измерителя рассогласования, выход которого подключен к последовательно соединенным первому усилителю и двигателю, выход которого соединен с датчиком частоты вращения, введены последовательно соединенные интегратор и второй усилитель, а также компаратор, вход которого подсоединен к выходу измерителя рассогласования и входу интегратора, причем тормозное устройство выполнено в виде герметичного электропроводящего корпуса, который заполнен электровязкой жидкостью и установлен на основании между исполнительным органом и двигателем, в полости которого заключена часть вала с жестко закрепленным на нем диском, в нижней части корпуса выполнено отверстие, в котором установлен изолированным от корпуса электрод, подключенный к выходу второго усилителя, выход компаратора подключен к входу обнуления интегратора.

При реализации заявляемого технического решения повышается точность отслеживания задающего воздействия. В изобретении вязкость жидкости изменяют пропорционально ошибке отработки задающего сигнала, что позволяет улучшить динамику предлагаемого привода и уменьшить время перерегулирования.

На фиг. 1 показана структурная схема электропривода, на фиг. 2 реакция привода на скачкообразное воздействие прототипа, и заявленного привода; на фиг. 3 характеристики тормозного момента от величины ошибки.

Привод содержит двигатель постоянного тока 1, связанный валом 2 с нагрузкой 3. На валу 2 закреплен диск 4, размещенном в герметичном магнитонепроницаемом корпусе, закрепленном на основании и образованным опорами 5, расположенными симметрично относительно плоскости диска и выполненными из магнитонепроницаемого материала, например, алюминия или меди, магнитопроводом 6, насаженным на опоры 5 и втулкой 7, выполненной из магнитопроницаемого материала. Корпус заполнен магнитовязкой реологической жидкостью 8. Диск выполнен из материала с малым магнитным сопротивлением, например, из электротехнической стали, имеет перфорированную поверхность.

Внутри тороидальной полости, ограниченной магнитопроводом 6 и втулкой 7, размещена катушка 9, отдаленная от полости корпуса, магнитопровод 6 с катушкой 8 образуют индуктор, силовые линии магнитного поля которого замыкаются через объем, занимаемый реологической жидкостью и диском 4.

Система управления приводом включает задатчик 10 и датчик 11 частоты вращения, измеритель рассогласования 12, первый усилитель 13, апериодическое звено 14 и второй усилитель 15.

Устройство работает следующим образом. Выходной сигнал датчика 10 частоты вращения сравнивается с выходным сигналом задатчика 11. В случае, если ошибка ε имеет положительный знак, т.е. сигнал задатчика по величине больше сигнала датчика, система работает как обычная система управления по отклонению. Ошибка e усиливается усилителем 13 и подается на двигатель 1, который увеличивает частоту вращения выходного вала 2. При превышении выходным сигналом датчика 11 сигнала задатчика 10 (ошибка e имеет отрицательный знак), который усиливается усилителем 15 и подается на катушку 9.

При этом магнитовязкая реологическая жидкость затвердевает (изменяет свою вязкость в сторону увеличения), тем самым увеличивая тормозной момент, пропорционально магнитному потоку, проходящему через объем магнитовязкой реологической жидкости, что способствует торможению исполнительного органа 3. Соответственно, в зависимости от величины ошибки e отрицательного знака изменяется и тормозной момент, действующий на вал 2 двигателя.

При уменьшении выходного сигнала датчика 10 сигнала задатчика 11 (e > 0) cистема управления приводом работает как обычная система управления по отклонению.

Таким образом, предложенный привод за счет введения пассивного управления в систему позволяет улучшить ее динамические качества, а именно, уменьшить время и колебательность переходного процесса. На фиг. 2а показан вид переходного процесса без тормозного устройства, на фиг. 2б с заявленным тормозным устройством.

Характеристику тормозного устройства можно регулировать изменением коэффициента усиления усилителя и изменением состава реологической жидкости.

Использование тормозного устройства, управляемого сигналом ошибки привода, позволяет повысить динамическую точность системы, а именно, уменьшить время и колебательность переходного процесса. ЫЫЫ2

Похожие патенты RU2067310C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД С ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ 1992
  • Семенюк Андрей Николаевич
RU2066873C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ИЗДЕЛИЙ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ИМПУЛЬСА УСКОРЕНИЯ 1991
  • Семенюк А.Н.
RU2016387C1
Электромеханическая система торможения подъемной установки 2016
  • Степанов Владимир Михайлович
  • Нгуен Чонг Хай
RU2636833C1
Следящая система 1989
  • Яковлев Андрей Михайлович
  • Рубахин Ростислав Алексеевич
  • Добрынин Александр Сергеевич
SU1732329A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ ПЛАНШАЙБЫ РОТАЦИОННОЙ МАШИНЫ 1991
  • Семенюк А.Н.
RU2018898C1
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА ТОПЛИВНЫМ НАСОСОМ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2005
  • Бунов Вячеслав Михайлович
  • Мурзин Владимир Станиславович
  • Мурдасов Борис Александрович
  • Шешуков Виктор Валерьевич
  • Терентьев Геннадий Николаевич
  • Бунова Елена Вячеславовна
  • Сафонов Андрей Евгеньевич
RU2290523C1
Измерительная электромеханическая система 2022
  • Колесник Максим Борисович
  • Саяпина Полина Олеговна
  • Ким Константин Константинович
  • Иванов Сергей Николаевич
RU2797501C1
Электромеханический следящий привод постоянного тока 1989
  • Павлович Дмитрий Иосифович
  • Батюшков Валентин Вениаминович
  • Ратников Игорь Вячеславович
  • Лазарев Владимир Юрьевич
  • Коновалов Андрей Борисович
SU1640668A1
ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА 1996
  • Борцов Ю.А.
  • Поляхов Н.Д.
  • Кузнецов В.Е.
  • Гаврилов С.В.
  • Бурмистров А.А.
RU2111521C1
РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 1991
  • Науменко Б.С.
RU2027615C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 067 310 C1

Реферат патента 1996 года ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД С ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ

Изобретение относится к электромеханическим следящим системам, предназначено для слежения за изменением входного сигнала и может быть использовано в системах автоматического управления и регулирования. Привод содержит двигатель 1, связанный валом 2 с исполнительным органом 3. На валу 2 закреплен диск 4, размещенный в герметичном корпусе, закрепленном на основании и образованном опорами 5, расположенными симметрично относительно плоскости диска и выполненными из магнитонепроницаемого материала, например из алюминия или меди, магнитопроводом 6, насаженным на опоры 5, и втулкой 7, выполненной из магнитонепроницаемого материала, например из меди. Корпус заполнен магнитовязкой жидкостью 8. Диск выполнен из материала с малым магнитным сопротивлением, например из электротехнической стали, и имеет перфорированную поверхность. Внутри тороидальной полости, ограниченной магнитопроводом 6 и втулкой 7, размещена катушка 9. Магнитопровод 6 с катушкой 9 образуют индуктор, силовые линии магнитного поля которого замыкаются через объем, занимаемый реологической жидкостью и диском 4. Система управления приводом включает задатчик 10 и датчик 11 угловой скорости, измеритель рассогласования 12, первый усилитель 13, апериодическое звено 14 и второй усилитель 15. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 067 310 C1

Электромеханический привод с тормозным устройством, содержащий двигатель постоянного тока, вал которого связан с исполнительным органом, систему управления двигателем, включающую задатчик и датчик частоты вращения, выходы которых соединены с соответствующими входами измерителя рассогласования, выход которого подключен к последовательно соединенным первому усилителю и двигателю постоянного тока, выход которого соединен с датчиком частоты вращения, отличающийся тем, что в него введены последовательно соединенные апериодическое звено и второй усилитель, а тормозное устройство выполнено в виде герметичного корпуса, установленного на основании между исполнительным органом и двигателем постоянного тока, в полости корпуса заключена часть вала с жестко закрепленным на нем диском, причем корпус составлен из двух герметичных опор, сквозь которые пропущен вал двигателя постоянного тока, которые выполнены из магнитопроницаемого материала и расположены симметрично относительно плоскости диска, и магнитопровода, насаженного на эти опоры, внутри магнитопровода размещена катушка, отделенная от полости корпуса, заполненной магнитовязкой жидкостью, втулкой, которая выполнена из магнитонепроницаемого материала, при этом диск выполнен перфорированным из магнитопроводящего материала, катушка подключена к выходу второго усилителя, а вход апериодического звена соединен с выходом измерителя рассогласования.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2067310C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство для автоматического по-зициОННОгО упРАВлЕНия 1976
  • Горобинский Валерий Николаевич
  • Дорохов Евгений Иванович
  • Иванов Николай Александрович
  • Смирнов Игорь Петрович
  • Шацкий Александр Вячеславович
SU798689A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Устройство позиционирования 1973
  • Яценко Эдуард Кириллович
  • Аксенов Анатолий Николаевич
  • Кошарский Лев Моисеевич
  • Мостовой Семен Григорьевич
SU452803A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1

RU 2 067 310 C1

Авторы

Семенюк Андрей Николаевич

Даты

1996-09-27Публикация

1992-05-21Подача