Изобретение относится к буровой технике и предназначено для бурения нефтяных и газовых скважин.
Цель изобретения повышение эффективности процесса бурения путем увеличения диапазона частот вращения долота, в котором обеспечивается устойчивая работа секционного забойного двигателя при одновременном повышении его долговечности за счет уменьшения моментной нагрузки преобразователя частоты вращения и снижения его частоты вращения в определенном диапазоне частот вращения долота, а также упрощение условий эксплуатации за счет использования в соседних секциях механизмов преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность с большей разницей разгонных оборотов.
Поставленная цель достигается тем, что один из валов преобразователя частоты вращения жестко связан с валом самоуправляемой муфты или храпового механизма, а другой с валом секции. На валу между преобразователем частоты вращения и самоуправляемой муфтой или храповым механизмом может быть установлен механизм преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность.
Сущность предложенного изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено устройство для бурения скважин, в секционном забойном двигателе которого тихоходный вал преобразователя частоты вращения жестко связан с валом самоуправляемой муфты, а быстроходный с валом секции; на фиг.2 секционный забойный двигатель, в котором быстроходный вал преобразователя частоты вращения жестко связан с валом самоуправляемой муфты, а тихоходный вал с валом секции; на фиг.3 секционный забойный двигатель, изображенный на фиг.1, в котором на валу между преобразователем частоты вращения и самоуправляемой муфтой установлен механизм преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность; на фиг.4 секционный забойный двигатель, изображенный на фиг.2, в котором на валу между преобразователем частоты вращения и самоуправляемой муфтой установлен механизм преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность; на фиг.5 - моментная характеристика секционного забойного двигателя; на фиг.6 моментная характеристика преобразователя частоты вращения, установленного в секционном забойном двигателе.
Забойный двигатель (фиг. 1) состоит из отдельных секций, а валы по крайней мере двух секций, одна из которых является нижней 1, а другая верхней 2, связаны самоуправляемой муфтой 3, включаемой и выключаемой автоматически при достижении определенной частоты вращения вала нижней секции 1 (например, муфта свободного хода, обгонная муфта и т.п.) или храповым механизмом.
Каждая секция содержит корпус 4, вал 5 и механизм 6 преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность на вал 5. В верхней секции 2 установлен преобразователь частоты вращения 7 (например, редуктор и т.п.), быстроходный вал 8 которого жестко связан с валом 5 этой секции, а тихоходный вал 9 с валом самоуправляемой муфты 3 или храпового механизма. Выходной вал секционного забойного двигателя соединен с долотом 10.
Преобразователь частоты вращения 7 может быть установлен и в нижней секции 1 (фиг. 2), при этом его быстроходный вал 8 жестко связан с валом самоуправляемой муфты 3, а тихоходный вал 9 с валом 5 этой секции.
Между преобразователем частоты вращения 7 и самоуправляемой муфтой 3 может быть дополнительно установлен механизм 6 преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность (фиг.3, 4).
Характеристики рабочих органов секций забойного двигателя подобраны так, чтобы частота вращения валов, соединенных самоуправляемой муфтой 3, по отношению друг к другу в режиме разгонных оборотов находилась в следующей зависимости:
n
где n
n
Если в секции 1 не установлен преобразователь частоты вращения 7, то
n
где: nxx частота вращения выходного вала нижней секции 1 в режиме разгонных оборотов.
Устройство для бурения скважин работает следующим образом.
При отсутствии внешней нагрузки валы всех секций забойного двигателя развивают свою разгонную частоту вращения. Самоуправляемая муфта 3 выключена, а валы секций 1 и 2 разъединены.
При создании нагрузки на долото 10 уменьшается частота вращения быстроходного вала нижней секции 1. При этом результирующая моментная характеристика забойного двигателя соответствует моментной характеристике нижней секции 1 в диапазоне частот вращения, определяемом соотношением
n
где: nIб частота вращения быстроходного вала нижней секции 1.
Указанному диапазону соответствует диапазон частоты вращения выходного вала нижней секции 1, определяемый соотношением
nвкл.муфты < n ≅ nxx,
где: nвкл.муфты частота вращения выходного вала нижней секции 1, при которой nIб=n
n частота вращения выходного вала нижней секции 1.
В указанном диапазоне частот вращения самоуправляемая муфта 3 выключена, а валы секций 1 и 2 разъединены.
Если между нижней секций 1 и долотом 10 установлена турбинная секция, вал которой жестко связан с валом нижней секции 1, например, конусно-шлицевой муфтой, то результирующая моментная характеристика забойного двигателя соответствует сумме их моментных характеристик.
При дальнейшем увеличении нагрузки на долото 10, когда частота вращения быстроходного вала нижней секции 1 станет меньше частоты вращения выходного вала верхней секции 2, в режиме разгонных оборотов автоматически произойдет включение самоуправляемой муфты 3, соединяющей валы секций 1 и 2. При этом результирующая моментная характеристика забойного двигателя в диапазоне частот вращения, определяемого соотношением
0<nIб≅ n
будет соответствовать суммарной характеристике всех секций, а тормозной момент равняться сумме отдельных тормозных моментов секций. Указанному диапазону соответствует диапазон частоты вращения выходного вала нижней секции 1, определяемый соотношением
0 < n ≅ nвкл.муфты.
Таким образом, результирующая моментная характеристика забойного двигателя состоит из прямых участков, образующих вогнутую линию (фиг.5).
При уменьшении нагрузки на долото 10 происходит выключение муфты 3 и разъединение валов 5 секций 1 и 2 в порядке, обратном описанному выше.
В диапазоне частот вращения выходного вала нижней секции 1, определяемом соотношением
nвкл.муфты < n ≅ nxx
самоуправляемая муфта 3 выключена, а преобразователь частоты вращения 7 работает без моментной нагрузки (фиг.6).
Таким образом при жесткой связи одного вала преобразователя частоты вращения 7 с валом самоуправляемой муфты 3, а другого с валом секции повышается долговечность забойного двигателя.
Одновременно с этим достигается увеличение диапазона частот вращения долота, в котором обеспечивается устойчивая работа секционного забойного двигателя, а также возможность использования в соседних секциях механизмов преобразования гидравлической мощности потока жидкости в механическую мощность с большей разницей их разгонных оборотов. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РЕДУКТОРНЫЙ ТУРБОБУР | 1999 |
|
RU2161236C1 |
РЕДУКТОРНЫЙ ТУРБОБУР | 2004 |
|
RU2263757C1 |
ГЕНЕРАТОР-МУЛЬТИПЛИКАТОР ДЛЯ ПИТАНИЯ ЗАБОЙНОЙ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 2002 |
|
RU2215139C1 |
СТОПОРНАЯ МУФТА ДЛЯ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2471954C2 |
ТУРБОБУР | 2000 |
|
RU2166604C1 |
ДВУХРОТОРНЫЙ ТУРБОБУР | 2006 |
|
RU2326227C2 |
РОТОРНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ДОЛОТА | 2017 |
|
RU2690238C1 |
ПЕРЕВОДНИК СТОПОРНЫЙ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2648369C1 |
Управляемый отклонитель | 1989 |
|
SU1745853A1 |
Способ турбинного бурения | 1989 |
|
SU1714068A1 |
Использование: бурение скважин на нефть и газ. Сущность изобретения: устройство содержит секционный забойный двигатель и долото. Двигатель включает корпус, валы секций с муфтами, механизм преобразования гидравлической мощности и преобразователь частоты вращения. Одна муфта вала является самоуправляемой. Один вал преобразователя частоты вращения жестко связан с валом самоуправляемой муфты, а другой - с валом секции. Между преобразователем частоты вращения и самоуправляемой муфтой установлен механизм преобразования гидравлической мощности. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Авторское свидетельство СССР N 315755, кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1996-10-20—Публикация
1991-05-14—Подача