ПОЛИМЕРНАЯ ФРИКЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ Российский патент 1997 года по МПК C08J5/14 C08L61/12 C08K7/02 C08L61/12 C08L9/02 

Описание патента на изобретение RU2072372C1

Изобретение относится к производству полимерных фрикционных материалов и может быть использовано для изготовления тормозных устройств транспортных средств.

Известна полимерная фрикционная композиция, содержащая в качестве связующего фенолформальдегидную смолу, волокнистые и зернистые наполнители, следующего состава, мас.

Фенолформальдегидная смола 12 16
Асбест 30 50
Бутадиеннитрильный каучук 2 4
Смесь фрикционных наполнителей 29 46
Фталоцианин меди 0,5 3
Недостатком данной композиции является низкая стабильность коэффициента трения в процессе изменения температуры на трущихся поверхностях. Значение коэффициента трения в области температур 350 450oС, при которых начинается интенсивное разложение полимерного связующего, падает до 0,12, что обусловлено выделением фенола и других продуктов разложения связующего, выполняющих роль смазки. В процессе эксплуатации фрикционных материалов в тормозных узлах это приводит к неравномерности замедления автотранспортного средства, повышенному износу материала и загрязнению окружающей среды фенолом и другими токсичными продуктами.

Известна полимерная фрикционная композиция с пониженным содержанием фенола, в которой последний частично замещен на анилин, мас.

Феноланилиноформальдегидная смола 13 15
Нитрильный каучук 2 4
Асбест 30 45
Фрикционные наполнители Остальное
Использование малофенольных смол позволяет стабилизировать коэффициент трения, значение которого в области температур 350 450oС снижается до 0,15 0,18. При этом износостойкость композиции ухудшается. Кроме того устранить полностью экологически вредные выбросы в процессе эксплуатации фрикционного материала не удается.

Повышение стабильности коэффициента трения, износостойкости композиционного материала и снижение вредных выбросов в процессе его изготовления и эксплуатации достигается с помощью использования в качестве термоотверждаемого связующего дифенилолпропанформальдегидной резольной смолы. Соотношение компонентов предлагаемой полимерной фрикционной композиции, мас.

Дифенилолпропанформальдегидная смола 12 16
Нитрильный каучук 3
Волокнистые наполнители 30 50
Смесь зернистых фрикционных наполнителей Остальное.

В качестве волокнистых наполнителей могут быть использованы асбест минеральные, полимерные, углеродные, металлические волокна. В качестве зернистых наполнителей барит, глинозем, графит, порошки металлов и их окислов.

Пресс-композицию изготавливали смешением указанных ингредиентов в смесителе под давлением 0,5 0,6 МПа в течение 10 мин. Фрикционный полимерный материал из данной пресскомпозиции изготавливают методом горячего прессования при 175±5oС и давлении 100 МПа при выдержке в пресс-форме в течение 1 мин на 1 мм толщины изделия. Составы нескольких вариантов предлагаемого фрикционного материала приведены в табл. 1.

Триботехнические характеристики известного и предлагаемых композиционных материалов оценивали на машине трения СМТ-1 по методике. Методика моделировала работу фрикционного материала в дисковом тормозе автомобиля эксплуатирующегося в интервале от 20 до 500oС. Это позволило получить объективные сравнительные характеристики материалов из различных пресс-композиций. Эксплуатационные фрикционные свойства материала характеризовали средним значением коэффициента трения, рассчитанным во всей области рабочих температур, энергетическим износом, и коэффициентом стабильности коэффициента трения. Коэффициент стабильности коэффициента трения оценивали как отношение среднего значения к максимальному за период испытания. Указанные триботехнические характеристики представлены в табл. 2.

Прочность соединения тормозной колодки с металлическим каркасом, изготовленным из ст. 20, оценивали по методике представленной в ТУ 38-114-187-86.

Cодержание фенола, выделяющегося при трении, оценивали в процессе фрикционных испытаний путем отбора газообразных продуктов непосредственно из зоны трения. Газообразные продукты пропускали через раствор реагента вступающего в реакцию с фенолом и изменяющим его оптическую плотность. Количественное содержание фенола оценивали по изменению оптической плотности реагента в соответствии с методикой. Полученные результаты так же представлены в табл. 2.

Анализ полученных данных показал, что композиция, обеспечивающая среднее значение коэффициента трения на требуемом уровне 0,35 0,4 отвечает составам 1, 2, 3, при этом износ материала данного состава не превышает допустимого уровня 2,8•10-13м3/Дж, и в 1,2 раза ниже, чем в композиции по прототипу. Композиция содержащая менее 12 полимерного связующего имеет износ выше допустимого уровня, а содержащая более 16 связующего характеризуется средним значением коэффициента трения ниже допустимого уровня. Стабильность коэффициента трения составов 1, 2, 3 выше стабильности коэффициента трения по известному прототипу в 1,3 раза. Коэффициент трения в области температур 350-450oС снижается не более чем до 0,25. Прочность соединения фрикционного материала с металлическим каркасом у предложенной композиции выше чем у известной, а выделение фенола в процессе испытаний не обнаружено.

Таким образом, предлагаемая композиция превосходит известную по стабильности коэффициента трения, износостойкости. Отсутствует выделение токсичного фенола. Данный результат обусловлен заменой связующего входящего в состав фрикционного материала на экологически чистую термореактивную смолу резольного типа, обладающую, по-видимому, и более прочной и частой сетчатой структурой. Использование предложенной полимерной фрикционной композиции в производстве тормозных колодок автомобилей позволит улучшить их потребительские характеристики, увеличить продолжительность эксплуатации и снизить вредное экологическое воздействие автотранспорта на окружающую среду.

Похожие патенты RU2072372C1

название год авторы номер документа
ПРЕПРЕГ ДЛЯ ФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 1991
  • Петренко А.В.
  • Гуров А.А.
  • Будницкий Г.А.
  • Фролова Н.В.
  • Казакова Е.П.
  • Ткаченко И.В.
  • Макарова Р.А.
  • Панкина О.И.
  • Карпухин Л.Н.
  • Рябов Ю.Н.
  • Разина О.И.
RU2016000C1
ФРИКЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1998
  • Журавель Владимир Павлович
  • Пермяков Сергей Николаевич
  • Лепеткина Татьяна Александровна
  • Московских Игорь Петрович
  • Сизова Людмила Саадат Гульевна
  • Карева Лариса Васильевна
  • Шейна Виктор Моисеевич
  • Леванюк Раиса Григорьевна
  • Кулак Леонид Денисович
  • Кузьменко Николай Николаевич
  • Пикож Алексей Петрович
  • Михайлов Николай Михайлович
RU2160750C2
ПОЛИМЕРНАЯ ФРИКЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1992
  • Харин А.А.
  • Тростянская Е.Б.
  • Шадчина З.М.
  • Окороков В.В.
  • Резниченко Г.М.
RU2016001C1
ФРИКЦИОННАЯ ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2004
  • Белоусов Александр Михайлович
  • Кононов Иван Семенович
  • Осин Александр Иванович
  • Викторов Александр Анатольевич
  • Ушаков Сергей Сергеевич
  • Стародубцев Николай Петрович
  • Насретдинов Ильшат Резаевич
RU2275394C2
ПОЛИМЕРНАЯ ФРИКЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) 1993
  • Михеев А.О.
  • Сучкова И.С.
  • Андреев А.С.
  • Вогман С.Д.
  • Бакан Н.И.
  • Цыпина Е.И.
  • Первак И.Г.
  • Сергеев В.П.
RU2090578C1
ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ФРИКЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 1992
  • Баженов В.И.
  • Мищенко В.Ю.
  • Черепанов В.А.
  • Авдеева В.Г.
  • Черкасов А.А.
  • Савинов В.В.
RU2035474C1
ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ФРИКЦИОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 1992
  • Сандалов В.И.
  • Кириллов Ю.А.
  • Тарелкина В.Г.
  • Боровков С.М.
  • Бычков В.Н.
  • Гиляздинова Л.А.
RU2036936C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЛИМЕРНОЙ КОМПОЗИЦИИ 1997
  • Засова В.А.
  • Матвеева Б.И.
  • Молев Л.В.
RU2144547C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ БЕЗАСБЕСТОВОГО ФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА 2000
  • Васильев Ю.Н.
  • Иваненко В.В.
  • Фуголь В.А.
RU2173691C1
ГИБКИЙ ЛИСТОВОЙ ФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ "ТРИБОНИТ" 1998
  • Журавель Владимир Павлович
  • Ищенко Павел Дмитриевич
  • Лепеткина Татьяна Александровна
  • Московских Игорь Петрович
  • Сизова Людмила Саадат-Гульевна
  • Шейна Виктор Моисеевич
  • Карева Лариса Васильевна
  • Карпенко Валерий Давыдович
RU2146271C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 072 372 C1

Реферат патента 1997 года ПОЛИМЕРНАЯ ФРИКЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Использование: изготовление тормозных устройств транспортных средств. Сущность изобретения: в состав композиции входит, мас. %: дифенилолпропанформальдегидная резольная смола - 12 - 16, бутадиеннитрильный каучук - 3, волокнистые наполнители - 30 - 50, смесь зернистых фрикционных наполнителей - остальное. Материал изготавливают методом горячего прессования. Среднее значение Ктр = 0,35 - 0,4 при износе состава не более 2,8•10-13м3/Дж. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 072 372 C1

Полимерная фрикционная композиция, содержащая термоотверждаемую смолу, бутадиеннитрильный каучук, волокнистые наполнители, смесь зернистых фрикционных наполнителей, отличающаяся тем, что в качестве термореактивной смолы она содержит дифенилолпропанформальдегидную резольную смолу при следующем соотношении компонентов, мас.

Дифенилолпропанформальдегидная резольная смола 12 16
Бутадиеннитрильный каучук 3
Волокнистые наполнители 30 50
Смесь зернистых фрикционных наполнителей Остальноеп

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2072372C1

Полимерная композиция для получения фрикционного материала 1975
  • Лебедев Л.А.
  • Захарова И.М.
  • Олина М.Я.
  • Рывкина А.Г.
  • Склярова Л.К.
  • Орлова В.В.
  • Зыков В.К.
SU589769A1
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1

RU 2 072 372 C1

Авторы

Комарова Т.В.

Дигуров Н.Г.

Дорошенко Ю.Е.

Савинов В.В.

Шебанов А.М.

Баженов В.И.

Мищенко В.Ю.

Даты

1997-01-27Публикация

1993-11-09Подача