ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА Российский патент 1997 года по МПК B60D1/44 B62D53/00 

Описание патента на изобретение RU2076807C1

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, в частности к автопоездам, работающим с прицепами. Известны сцепные устройства автопоездов (см. а.с. СССР 1620336, опубликованное в "Бюллетене изобретений" 2, за 1991 г. ), в которых с целью повышения маневренности автопоезда с дышлом связаны два задающих гидроцилиндра. Эти гидроцилиндры одновременно крепятся и к тягачу. Поворотная тележка прицепа принудительно поворачивается под действием исполнительных гидроцилиндров, связанных с задающими гидродросселями. Недостатками такого способа задания необходимой траектории движения поворотной тележки на поворотах является многозвенность устройства, работа которого зависит от надежности и исправности его отдельных элементов. Поэтому предлагается для задания нужной траектории движения прицепа использовать не принудительный поворот тележки, а перемещение тягового устройства в поперечном направлении. Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение маневренности автопоезда за счет уменьшения ширины коридора при его движении на поворотах. Это достигается перемещением тягового устройства при повороте в сторону нужного борта по отношению к центру поворота.

Известно также сцепное устройство транспортного средства (а.с. СССР 944952, В 60 D 1/00, 1982 г.), снабженное перемещаемым в горизонтальной плоскости в поперечном направлении брусом с тяговой вилкой. Брус поворачивают от продольного положения вдоль оси тягача и фиксируют стопором в случае, когда используется другое цепное устройство.Перемещение осуществляется вручную выводом тяговой вилки в нерабочее положение. Т.е. в этом положении устройство не работает.

В предложенном устройстве для управления траекторией движения прицепа на поворотах сцепной крюк (либо другое сцепное устройство) с помощью одного из гидроцилиндров по направляющим перемещается в сторону от центра поворота. Импульс для перемещения задается системой гидроусилителя руля. После прохождения поворота возвратное устройство переводит сцепное устройство в среднее положение.

На фиг.1 схематически изображено предлагаемое тягово-сцепное устройство автопоезда. Автопоезд включает в себя прицеп и снабженный гидроусилителем руля тягач. Под номером 1 на фиг.1 указан гидроусилитель руля. Механизм отключения от гидроусилителя обозначен под номером 2. Под номером 3 трубопроводы для подачи и отвода рабочей жидкости от гидроцилиндров. Под номером 4 - гидроцилиндры с возвратным устройством. Направляющее устройство для перемещения крюка с амортизатором 5. Крюк (или другое сцепное устройство) - 6. Механический стопор крюка 7.

В процессе движения автомобиля с прицепом на повороте вступает в работу гидроусилителя 1. В результате этого жидкость от насоса поступает в ту или иную полость исполнительного механизма. Согласно изобретению одновременно с этим жидкость по одному из трубопроводов 3 подается к гидроцилиндру 4, находящемуся на внутренней части рамы по отношению к центру поворота. В результате происходит перемещение крюка 6 по направляющей 5 в сторону от центра поворота. Направляющие 5 выполнены с учетом необходимости восприятия усилий сопротивления на крюке. По окончании поворота жидкостьиз системы гидроусилителя руля и одновременно из тягового сцепного устройства поступает на слив. Возвратное устройство, например, пружинный амортизатор переводит крюк в исходное среднее положение. В случае, неисправности устройства или отсутствия прицепа оно отключается от гидроусилителя руля механизмом 2 и фиксируется стопором 7.

Пример оценки эффекта от использования предлагаемого изобретения. На фиг. 2 схематически показано взаимное расположение колес автопоезда. МС-ось тягача. ВА ось прицепа. В ось поворотной тележки, ВС дышло, О центр поворота, АО, ВО, СО, ДО МО радиусы движения точек А,В,С,Д,М. Все треугольники, образованные радиусами движения этих точек и осями тягами и прицепа, а также дышлом прямоугольные. Прямые углы ВАО, СВО, СДО, СДО. КО - радиус поворота по оси наружного колеса. (Обычно нормируемый для автомобиля). NO максимальный радиус поворота. ДО минимальный радиус (Ro) движения тягача (по оси автомобиля). Rпр минимальный радиус с движения прицепа (по оси прицепа). MO= R*м

= Rм-Δ где Δ=MN. Сравним изменение ΔR=Ro-Rпр при использовании предлагаемого устройства. Из совместного решения указанных треугольников запишем взаимосвязь радиусов поворота. МД lт база тягача, ДС lк, ВС lg дышло, АВ lпр база прицепа


Оценим изменение радиуса поворота по оси прицепа по сравнению с тягачом применительно к автомобилю "КАМАЗ-5320" и прицепу "ГКБ 8350". Lт 3,2 м, lk 2,3 м, lg 2,96 м. Lпр 4,5 м, Δ 1,44 м при минимальном значении Rм 8,5 м, Rо 6,25 м, Rпр 3,92 м.

DR=Ro-Rпр= 2,33 м
при Rм 9,5 м, Rо 7,87 м, Rпр 5,53 м, ΔR = 1,84 м при Rм 10,5 м Rо 8,46 м, Rпр 6,42 м, ΔR = 1,54 м При новом положении точки C__→ C′, обозначим CC′= Δ см Новые значения при Δсм 0,5 м составят при Rм 8,5 м, 4,67 м, ΔR′ 1,58 м при Rм 9,5 м, 6,18 м. ΔR′ 1,19 м при Rм 10,5 м, 7,52 м. ΔR′ 0,94.

Следовательно, чем больше угол поворота управляемых колес тягача (меньше Rм), тем больше разница в радиусах поворота тягача и прицепа. В результате смещения прицепа. В результате смещения прицепа Rпр увеличивается, а разница Rо Rпр уменьшается в зависимости от Rм на величину 0,75 м при Rм 8,5 м, 0,65 м при Rм 9,5 м, 0,40 м при Rм 10,5 м.

Похожие патенты RU2076807C1

название год авторы номер документа
ДВУХЗВЕННЫЙ АВТОПОЕЗД 2013
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Стародубцев Игорь Владимирович
  • Сильченко Ольга Сергеевна
  • Гридчин Дмитрий Владимирович
  • Асеев Максим Васильевич
RU2535809C2
АВТОПОЕЗД 2004
  • Сливинский Е.В.
  • Суденков А.Н.
  • Курасов А.В.
RU2264943C1
АВТОПОЕЗД 2013
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Стародубцев Игорь Владимирович
  • Гридчин Дмитрий Владимирович
  • Асеев Максим Васильевич
  • Сильченко Ольга Сергеевна
RU2543130C2
АВТОПОЕЗД 2011
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Лукин Александр Александрович
  • Черников Руслан Владиславович
RU2457141C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МАНЕВРЕННОСТИ И ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ 1997
  • Багерман А.З.
  • Багерман Е.А.
RU2130393C1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА 2005
  • Данилов Александр Константинович
  • Трофимов Евгений Анатольевич
  • Шеремет Сергей Николаевич
  • Кизим Александр Григорьевич
RU2304540C2
Тягово-сцепное устройство автопоезда 1983
  • Стрельчук Владимир Михайлович
  • Ехало Борис Порфирьевич
  • Макаренко Василий Савельевич
  • Стрельчук Евгений Владимирович
SU1144896A1
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП 2009
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Седых Анатолий Станиславович
  • Харламова Александра Андреевна
RU2397905C1
Устройство для поворота прицепа автопоезда 1990
  • Ронгинский Ювеналий Владиславович
  • Топалиди Валерий Анатольевич
  • Федотов Анатолий Михайлович
  • Усманов Шавкат Хикматуллаевич
  • Заботкин Евгений Николаевич
SU1773786A1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА 2012
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Лукин Александр Александрович
  • Курилин Денис Вячеславович
RU2493973C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 076 807 C1

Реферат патента 1997 года ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА

Использование: относится к области автомобильного транспорта, в частности к автопоездам, работающих с прицепами. Сущность изобретения: заключается в улучшении маневренных свойств автопоезда за счет перемещения при поворотах сцепного устройства в поперечном направлении относительно оси тягача. Тягово-сцепное устройство содержит, например, крюк 6, механический стопор крюка 7, направляющее устройство для перемещения крюка с амортизатором 5. Посредством гидроцилиндров 4, рабочая жидкость в которые подается от гидроусилителя руля 1 тягача, крюк 6 перемешается по направляющему устройству 5 в сторону от центра поворота автопоезда. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 076 807 C1

Тягово-сцепное устройство автопоезда, включающего прицеп и снабженный гидроусилителем руля тягач, содержащее сцепной элемент, выполненный, например, в виде крюка и расположенный в задней части рамы тягача с возможностью перемещения по направляющим, размещенным горизонтально и перпендикулярно продольной оси тягача, отличающееся тем, что перемещение сцепного элемента осуществляется в сторону, противоположную расположению центра поворота, под действием двух гидроцилиндров, одними концами связанных с рамой тягача, а другими посредством рычагов со сцепным элементом, причем гидроцилиндры снабжены механизмами возврата и соединены трубопроводами с гидроусилителем руля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2076807C1

Сцепное устройство транспортного средства 1979
  • Каган Владимир Григорьевич
  • Лебедев Александр Сергеевич
  • Чипурин Николай Андреевич
SU944952A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 076 807 C1

Авторы

Багерман Анатолий Захарович

Багерман Евгений Анатольевич

Даты

1997-04-10Публикация

1993-09-09Подача