Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах для измерения барометрической высоты, приборной скорости полета, числа М полета и аэродинамических углов летательного аппарата /л.а./.
Известны способ и устройство контроля достоверного измерения аэродинамических параметров л.а. заключающиеся в попарном сравнении между собой выходных сигналов трех идентичных подканалов по каждому измеряемому параметру /1/. При расхождении двух сигналов на определенную величину снимают сигнал исправности отказавшего подканала, а при отказе двух подканалов снимают сигнал исправности измерителя по данному параметру.
Такой способ контроля не позволяет определить исправный подканал из оставшихся двух в случае отказа одного из них и, кроме того, требует построения многоканальной системы, что не всегда возможно /например, в маломерных самолетах/. Проблема контроля исправности одноканального измерителя аэродинамических параметров связана прежде всего с проблемой обеспечения контроля исправности приемников, трактов передачи и преобразователей давлений воздушного потока.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ контроля измерителя аэродинамических параметров, заключающийся в том, что суждение об исправности измерителя осуществляется на основе одновременного наличия питающего напряжения измерителя и сигнала исправности вычислителя /2/.
Известное устройство контроля исправности измерителя аэродинамических параметров содержит блок контроля наличия питающего напряжения, блок контроля исправности вычислителя измерителя и схему совпадения.
Недостаток известного способа и устройства заключается в том, что они не обеспечивают контроль исправности приемников давления воздушного потока, преобразователей /датчиков/ давления и пневмопроводов, соединяющих приемники давления воздушного потока с датчиками давления. Исправные обогревательные элементы приемника статистического давления воздушного потока, приемника полного давления воздушного потока, флюгера датчика угла атаки /скольжения/л.а. обеспечивают лишь защиту пневмоканалов приемников воздушного давления и пневмопроводов от возможной закупорки льдом и потери симметрии формы лопатки флюгера и заклинивания /потери подвижности/ вала флюгера датчика угла атаки при полете в условиях обледенения, а наличие питающего напряжения и исправный вычислитель измерителя обеспечивают правильное вычисление барометрической высоты, приборной скорости, числа М полета лишь при исправных приемниках полного и статического давления воздушного потока, исправных пневмоканалах и исправных преобразователях давления, а правильное вычисление истинного угла атаки /скольжения/ лишь при исправном первичном флюгерном датчике угла атаки, контроль исправности которых в полете в известном устройстве не обеспечивается. Это обстоятельство и является первопричиной недостаточной глубины контроля измерителя аэрометрических параметров и малой достоверности измерения, что является одной из причин необходимости построения многоканального измерителя аэрометрических параметров.
Техническим результатом изобретения является повышение достоверности измерения аэрометрических параметров, а именно статического давления, полного давления, динамического давления, барометрической высоты полета, приборной и вертикальной скорости, числа М полета и истинного угла атаки /скольжения/ л. а. Указанный результат достигается тем, что в известном способе контроля измерителя аэрометрических параметров путем непрерывного слежения за одновременным присутствием сигнала о наличии питающего напряжения измерителя и сигнала исправности вычислителя согласно изобретению входной сигнал с флюгерного датчика угла атаки /скольжения/ пропускают через фильтр, измеряют частоту ωф переменной составляющей сигнала после фильтра, вычисляют собственную частоту ωo колебаний флюгера в потоке при текущих параметрах потока, вычисляют границы ω01 и ω02 допустимого изменения собственной частоты колебаний флюгера в потоке с учетом разрешенного допуска измерения аэрометрических параметров, осуществляют слежение за нахождением измеренной частоты ωф переменной составляющей сигнала после фильтра в вычисленных границах ω01 и ω02 и суждение о достоверности измерения аэрометрических параметров осуществляют путем непрерывного слежения за одновременным совпадением сигнала о наличии питающего напряжения измерителя, сигнала исправности вычислителя и наличии сигналов, соответствующих нахождению частоты ωф в пределах найденных допустимых границ ω011и ω02 при этом фильтр настраивают на полосу пропускания сигнала с флюгерного датчика угла атаки в пределах от максимальной эксплуатационной частоты колебания летательного аппарата в его коротко-периодическом движении до максимально возможной собственной частоты колебания флюгера в потоке при полете л.а. в эксплуатационных для него границах по высоте и скорости полета, причем собственную частоту ωo колебания флюгера в потоке и границы ее изменения ω011и ω02 вычисляют по формулам
m
PН измеряемое статическое /барометрическое/ давление;
M измеряемое число М полета;
Sф, bф постоянные, соответственно характерная площадь и средняя аэродинамическая хорда лопатки флюгера;
jzф момент инерции флюгера относительно его оси вращения;
коэффициенты погрешностей /могут быть выбраны постоянными или быть вычислены/;
[ΔPн], [ΔM] допустимый допуск на контроль измерения статического давления и числа М.
Указанный результат достигается также тем, что в известное устройство контроля измерения аэрометрических параметров л.а. содержащее устройство контроля питающего напряжения, формирующего сигнал исправности цепей питания и наличия питающего напряжения, устройство контроля вычислителя, формирующего сигнал исправности его электронной части, и схему совпадения, входы которой подключены к выходам указанных средств контроля, введены последовательно соединенные между собой фильтр и датчик частоты /частотомер/, блок формирования первой и второй граничной собственной частоты колебаний флюгера в потоке и два устройства сравнения, причем входы блока формирования граничных собственных частот колебаний флюгера подключены к выходу измерителя аэрометрических параметров по измеряемым им статическому давлению и числу М, входы первого устройства сравнения подключены к выходу датчика частоты /частотомера/ и выходу блока формирования граничных частот, соответствующему первой граничной собственной частоте колебаний флюгера, входы второго устройства сравнения подключены к выходу датчика частоты /частотомеру/ и выходу блока формирования граничных частот, соответствующему второй граничной собственной частоте колебаний флюгера, вход фильтра подключен к преобразователю флюгерного датчика угла атаки /скольжения/, а выходы первого и второго устройств сравнения подключены к входам схемы совпадения, при этом частоты пропускания фильтра устанавливаются в пределах от максимальной эксплуатационной частоты колебания л. а. в его короткопериодическом движении до максимально возможной собственной частоты колебания флюгера в потоке в эксплуатационных для л.а. границах по высоте и скорости полета, а формирование граничных собственных частот колебаний флюгера в блоке их формирования осуществляется в соответствии с формулами предлагаемого способа.
Предлагаемый способ контроля достоверности измерения аэрометрической информации относится к функциональному контроля и основан на физической взаимообусловленности измеряемого статического и полного давлений воздуха /барометрической высоты, приборной скорости полета и числа М полета/ с собственной частотой колебаний флюгерного датчика аэродинамического угла атаки /скольжения/ в потоке воздуха в процессе полета л.а. Это обстоятельство обуславливает и предлагаемое устройство для реализации этого способа контроля.
На чертеже представлена блок-схема устройства контроля измерения одноканального измерителя аэрометрических параметров л.а. и блок-схема измерителя.
Устройство контроля содержит блок контроля питающего напряжения I, формирующего сигнал исправности цепей питания и наличия питающего напряжения, измерителя 2 аэрометрических параметров, блок контроля 3, вычислителя 4, формирующего сигнал исправности электронной схемы вычислителя 4 измерителя 2, схему совпадения 5, фильтр 6, датчик частоты /частотомер/ 7, блок формирования 8 граничных собственных частот колебания флюгера в потоке, первое 9 и второе 10 блоки сравнения.
На чертеже также представлены традиционные элементы измерителя 2 аэрометрических параметров. Это приемники воздушных /полного и статистического/ давлений 11, тракт 12 полного и тракт 13 статического давлений, блок датчиков давлений 14, датчик угла атаки /скольжения/ 15, состоящий из флюгера 16 и преобразователя 17, блок контроля 18 наличия тока в цепях обогревателей приемников давлений 11 и блок контроля 19 наличия тока в цепях обогревателя флюгера 16 датчика 15.
На чертеже объект контроля измеритель 2 изображен штриховой линией, а предлагаемое устройство контроля 20 изображено штрих пунктирной линией.
Устройство работает следующим образом.
Экспериментально установлено, что флюгер датчика угла атаки /скольжения/ в процессе полета совершает непрерывные колебания относительно своего текущего равновесного положения, причем частота этих колебаний совпадает с его собственной частотой ωo на данном режиме полета по барометрической высоте и числу M /спектральная плотность выходного сигнала флюгерного датчика угла атаки имеет явно выраженный максимум на частоте ωo причем, как указывалось выше
т. е. собственная частота колебаний флюгера датчика в потоке однозначно определяется его конструктивными параметрами, Sф, bф, Jzф, m
Блоки сравнения 9,10 настроены таким образом, что на выходе первого 9 блока сравнения сигнал в виде логической "1" появляется при ωф ≥ ω01, а на выходе второго 10 блока сравнения сигнал в виде логической "1" появляется при ωф≅ ω02 Выходные сигналы с блоков сравнения 9 и 10 вместе с сигналами исправности с блоков контроля 1 и 3, формирующих соответственно сигналы исправности цепей питания /наличия питающего напряжения/ и электронной схемы вычислителя 4 измерителя 2, поступают на вход схемы совпадения 5. При одновременном наличии сигналов на всех входах схемы совпадения 5 на ее выходе формируется сигнал, соответствующий логической "1", определяющий исправность измерителя 2 в целом. При отсутствии хотя бы одного из сигналов на входе схемы 5 сигнал исправности на ее выходе снимается /появляется логический "0"/, что указывает на отказ измерителя 2.
Постоянное слежение за нахождением частоты ωф с датчика частоты 7 в рассчитанных границах собственных частот колебаний флюгера 16 в потоке ω01 и ω02, которые определяются по измеренным в измерителе 2 давлениям /числу M/ для текущего режима полета л.а. с учетом контрольного допуска на эти параметры, позволяет существенным образом повысить степень и глубину контроля измерителя 2 и его элементов, что существенно повышает достоверность измерения аэродинамических параметров л.а. известным измерителем.
В предложенном устройстве контроля в отличие от известного контролем охвачены как элементы восприятия первичных параметров, так и тракты давлений и датчики /преобразователи/ первичных параметров, при этом практически все возможные виды отказов этих элементов, определяющих точность измерения аэродинамических параметров, фиксируются предложенным устройством контроля.
Так, предложенное устройство контроля не пропустит информацию об измеряемых аэрометрических параметрах при обледенении, приведшем к закупорке пневмоканалов льдом, грязь или др. неисправностях приемников и трактов воздушных давлений /обрыв и разгерметизация трактов давлений/, отказ преобразователей /датчиков/ давлений, в том числе их разгерметизация, выход за пределы допуска по точности преобразования и обрыв линий связи преобразователя с вычислителем, обледенение флюгера, отказ преобразователя флюгерного датчика угла атаки /обрыв линий связи, короткое замыкание и выход за пределы допусков по точности измерения/ и пр.
Это достигается основой предложенного способа контроля, в котором всегда должно быть соответствие между фактической собственной частотой колебаний флюгера в потоке и расчетной /истинной/ частотой собственных колебаний флюгера для того же потока. Так как равенство этих частот, как и измеряемые аэродинамические параметры /число M, приборная скорость, барометрическая высота, вертикальная скорость и истинный угол атаки /скольжения/ определяются через первичные параметры потока, то любое их несоответствие по тем или иным причинам и на любом этапе: восприятия, передачи, измерения и преобразования распознается предложенным способом и устройством контроля, обеспечивающим высокую достоверность измерения аэрометрических параметров.
Использование предлагаемых способа и устройства позволяет по сравнению с известным способом и устройством существенно повысить достоверность измерения этих параметров одноканальным измерителем и применять одноканальный измеритель с предложенным контролем в бортовых системах, где многоканальные измерители не могут быть применены. Использование же предложенного способа и устройства в многоканальных измерителях аэродинамических параметров л.а. позволяет выделить и использовать один оставшийся исправный подканал измерителя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ВЕТРА | 1993 |
|
RU2073872C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА АТАКИ САМОЛЕТА | 1988 |
|
RU2041136C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ УГЛА АТАКИ САМОЛЕТА | 2005 |
|
RU2281882C1 |
Система воздушных сигналов вертолета | 2018 |
|
RU2695964C1 |
ВИХРЕВОЙ ДАТЧИК АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО УГЛА И ИСТИННОЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ | 2014 |
|
RU2556760C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СИГНАЛОВ ВЕРТОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2307357C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОСТРОИТЕЛЯ ВЕРТИКАЛИ И ДАТЧИКОВ СКОРОСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2187141C1 |
СИСТЕМА ВОЗДУШНЫХ СИГНАЛОВ ВЕРТОЛЕТА | 2010 |
|
RU2427844C1 |
СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ МАЛЫХ ВОЗДУШНЫХ СКОРОСТЕЙ ВЕРТОЛЕТА | 2009 |
|
RU2426995C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ САМОЛЕТА | 2003 |
|
RU2240507C1 |
Использование: в системах для измерения барометрической высоты, приборной скорости полета, числа Маха, аэродинамических углов летательного аппарата. Сущность изобретения: непрерывно в полете осуществляют слежение за совпадением фактической собственной частоты колебаний флюгера датчика угла атаки с расчетной, вычисляемой на основе выходных данных измерителя аэродинамических параметров, что существенно повышает достоверность контроля и достоверность измерения аэродинамических параметров летательного аппарата. 2 с. п.ф-лы, 1 ил.
ω01 = ω0- Δω0
ω02 = ω0+ Δω0
где ω0- собственная частота колебаний флюгера в потоке,
ω01, ω02- первое и второе граничные значения допустимого изменения собственной частоты колебаний флюгера,
Δω0- допуск на изменение собственной частоты,
m
PH, M измеряемые измерителем аэрометрических параметров соответственно статическое давление и число М полета,
Sф, bф постоянные флюгера, соответственно его характерная и средняя аэродинамическая хорда,
Izф момент инерции флюгера относительно его оси вращения,
коэффициенты погрешностей;
[ΔPн], [ΔM]- допуски на контроль измерения статического давления и числа М.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авиационные приборы и измерительные системы./ Под ред | |||
В.Г.Воробьева | |||
- М.: Транспорт, 1981, с.210 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУБСТАНТИВНЫХ ДЛЯ ХЛОПКА АЗОКРАСИТЕЛЕЙ | 1921 |
|
SU706A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1997-05-10—Публикация
1993-08-10—Подача