Изобретение относится к системам автоматического управления, в более конкретно к приводам и может быть использовано для перемещения объектов в большом диапазоне с высокими точностью и быстродействием в приборостроении, станкостроении и др.
Известен следящий электропривод /1/, содержащий измеритель положения направляющей, компаратор для вычисления сигнала рассогласования между заданным положением объекта и показаниями измерителя, формирователь управляющего воздействия двигателя в соответствии с выходным сигналом компаратора, шаговый двигатель, кинематически связанную с двигателем направляющую, базовые и прижимные упоры направляющей.
Недостатком такого электропривода являются низкая точность перемещения, ограниченная чувствительностью его к величинам шага, момента трогания и силы сухого трения в направляющей, а также не высокое быстродействие, ограниченное максимальным числом шагов в единицу времени.
Известен также следящий электропривод /1/, содержащий измеритель положения направляющей, компаратор для вычисления сигнала рассогласования между заданным положением объекта и показаниями измерителя, формирователь управляющего воздействия двигателя в соответствии с выходным сигналом компаратора, двигатель, кинематически связанную с двигателем направляющую, базовые и прижимные упоры направляющей.
Недостатками данного электропривода являются низкие точности перемещения и быстродействие, ограниченные чувствительностью его к величинам момента трогания и силы сухого трения в направляющей.
Наиболее близким по технической сути к предлагаемому техническому решению является следящий электропривод /2/, принятый в качестве прототипа. Электропривод содержит измеритель положения направляющей, компаратор для вычисления сигнала рассогласования между заданным положением объекта и показаниями измерителя, формирователь управляющего воздействия двигателя в соответствии с выходным сигналом компаратора, нелинейное устройство для формирования минимального движущего момента, двигатель, кинематически связанную с двигателем направляющую, базовые и прижимные упоры направляющей.
Недостатками данного электропривода являются: низкая точность перемещения, ограниченная чувствительностью его к величине разности между минимальным усилием двигателя и силой сухого трения в направляющей, а также не высокое быстродействие, ограниченное величиной силы сухого трения в направляющей.
Предлагаемое техническое решение устраняет указанные недостатки прототипа и позволяет повысить точность и быстродействие перемещения.
Указанная задача решается за счет того, что в следящий электропривод, содержащий измеритель положения, компаратор для вычисления сигнала рассогласования между заданным положением объекта и показаниями измерителя, формирователь управляющего воздействия, двигатель, направляющую с базовыми и прижимными упорами включены нелинейное устройство для задания минимального движущего усилия, величина которого больше разности модулей сил сухого трения в базовых и прижимных упорах направляющей и меньше их суммы, а также устройство, служащее для обеспечения разнонаправленного периодического движения базовых и прижимных упоров вдоль хода направляющей в соответствии с сигналом рассогласования компаратора.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявленное устройство отличается наличием нелинейного устройства для задания минимального движущего усилия, величина которого больше разности модулей сил сухого трения в базовых и прижимных упорах направляющей и меньше их суммы, а также устройство, служащее для обеспечения разнонаправленного периодического движения базовых и прижимных упоров вдоль хода направляющей в соответствии с сигналом рассогласования компаратора.
Сравнение заявляемого технического решения с другими решениями в данной и смежной областях в объеме проведенного поиска показывает, что каждый элемент следящего электропривода в отдельности известен, однако, в той взаимосвязи элементов, как это предложено в заявляемом устройстве, а также выполнение отдельных элементов, в частности, нелинейного устройства для задания минимального движущего усилия, величина которого больше разности модулей сил сухого трения в базовых и прижимных упорах направляющей и меньше их суммы, позволило повысить точность и быстродействие перемещения.
Суть предлагаемого технического решения проиллюстрирована на чертеже, где показана блок-схема описываемого электропривода.
Электропривод содержит измеритель положения 1, компаратор 2 для вычисления сигнала рассогласования между заданным положением объекта и показаниями измерителя, формирователь 3 управляющего воздействия, двигатель 4, кинематически связанную с двигателем направляющую 5, базовыми упорами 6 и прижимными упорами 7 направляющей 5, нелинейное устройство 8 для задания минимального движущего усилия, величина которого больше разности модулей сил сухого трения в базовых и прижимных упорах направляющей и меньше их суммы, а также устройство 9, служащее для обеспечения разнонаправленного периодического движения базовых и прижимных упоров вдоль хода направляющей в соответствии с сигналом рассогласования компаратора.
Следящий электропривод работает следующим образом. Компаратор 2 вычисляет сигнал рассогласования между заданным положением объекта U3 и показателями измерителя Un и передает результат вычисления на устройство 9 и формирователь 3, который вычисляет управляющее воздействие в соответствии с сигналом рассогласования компаратора. Нелинейное устройство 8 сравнивает управляющее воздействие формирователя 3 с равным по модулю и противоположным по знаку пороговыми величинами, модули которых соответствуют усилению двигателя, находящего в диапазоне больше разностей модулей сил сухого трения в базовых и прижимных упорах направляющей и меньше их суммы, и в случае, когда модуль управляющего усилия превышает по модулю пороговое значение, передает на двигатель управляющее воздействие, в противном случае передает пороговое воздействие. Двигатель 4 перемещает направляющую 5 в заданное положение. Измеритель перемещения 1 определяет положение направляющей и передает его на компаратор 2. Устройство 9 обеспечивает разнонаправленное периодическое движение базовых и прижимных упоров вдоль хода направляющей в соответствии с сигналом рассогласования компаратора.
Статическая ошибка прототипа привода U3, вызванная действием сухого трения в направляющих, лежит в диапазоне
[-(Fтс-Fнmin)/K3+(Fтс-Fнmin)/K]
где Fтс сила сухого трения в направляющей; Fнmin - минимальное усилие двигателя; K коэффициент передачи, характеризующий жесткость системы. U3 является случайной ошибкой, среднее значение которой равно нулю, а предельное значение пропорционально Fтс. Для минимизации U3 значение Fнmin необходимо подбирать как можно ближе к Fтс. Изменение разности Fтс и Fнmin, вызванное, например, изменением сил трения, в процессе работы приводит к увеличению U3.
Уменьшение U3 в заявляемом решении достигается путем разнонаправленного периодического движения базовых и прижимных упоров вдоль хода направляющей. При таком движении
Fтс=-Fтс1•sign(Vн-Vп)-Fтс2•sign(Vн+Vб),
где Fтс1, Fтс2 силы сухого трения в узлах направляющая - базовые упоры и направляющая прижимные упоры соответственно; Vн, Vб, Vп скорость направляющей, базовых и прижимных упоров соответственно.
При перемещении базового и прижимного упоров со скоростями Vб=Vп, сила
т. е. смещение упоров со скоростью /Vп/ >/Vн/ приводит к уменьшению Fтс, а при Fтс1=Fтс2 действие сил сухого трения на направляющую равно нулю.
Величина Fmin задается пороговыми уровнями нелинейного устройства следующим образом:
Во время действия на направляющую Fнmin (например, во время подхода в заданное положение), при направляющей испытывает действие суммарного сухого трения и замедляет движение до полной остановки или до момента, когда /Vн/ становится меньше , в последнем случае сила сухого трения резко уменьшается до величины и направляющая начинает увеличивать скорость до установившегося значения или до момента времени, когда опять превысить и опять начнется процесс торможения. При условии, что скорость упоров меньше максимальной скорости движения направляющей, последняя начинает отслеживать движение упоров в направлении действия движущей силы. При периодическом изменении, включающем моменты времени, когда Vп=0, Vн также будет равной нулю. Такое смещение упоров задает режим пошагового движения направляющей. Величина шага пропорциональна интегралу от Vп на интервале между соседними промежутками времени, когда Vп=0.
Величина шага, определяемая амплитудой Vп, изменяется в зависимости от величины сигнала рассогласования U3. При попадании в заданную зону Vп и Vб устанавливаются равными нулю, смещение упоров прекращается и направляющая фиксируется трением.
Если сила Fтс1 не равна Fтс2, то при на направляющую будет действовать суммарное сухое трение (Fтс1+Fтс2), при и положительной разности скоростей (Vн-Vп) трение равно (Fтс1-Fтс2), при отрицательной разности скоростей (Vн-Vп) сила трения составляет (Fтс2-Fтс1).
В момент времени, когда (например на участке разгона) за счет взаимной компенсации сил сухого трения в базовых и прижимных упорах направляющая перемещается с более высоким ускорением по сравнению с направляющей прототипа, что приводит к повышению быстродействия привода.
Устройство для разнонаправленного периодического движения базовых и прижимных упоров вдоль хода направляющей может быть выполнено на базе пьезокерамики, электромагнитов, механических кулачков и других средств.
Положительный эффект от использования предлагаемого технического решения по сравнению с прототипом заключается в повышении точности перемещения за счет нечувствительности его к величине разности между минимальным усилием двигателя и силой сухого трения в направляющей, а также в повышении быстродействия за счет компенсации силы сухого трения в направляющей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Следящая система | 1983 |
|
SU1142811A1 |
Система управления | 1983 |
|
SU1120283A1 |
СЛЕДЯЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1990 |
|
RU2015519C1 |
Электромеханический следящий привод постоянного тока | 1989 |
|
SU1640668A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОЖИДКОСТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2076225C1 |
СЛЕДЯЩАЯ ЛОКАЦИОННО-ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ | 2006 |
|
RU2325671C1 |
Следящий электропривод с компенсацией люфта | 1981 |
|
SU981929A1 |
Устройство для комбинированного числового программного управления | 1980 |
|
SU911469A2 |
Следящая система с ограниченным углом поворота выходного вала | 1989 |
|
SU1783469A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2628757C1 |
Техническое решение относится к системам автоматического управления, а более конкретно - к приводам и может быть использовано для перемещения объектов в большом диапазоне с высокими точностью и быстродействием в приборостроении и др. Изобретением решается задача повышения точности перемещения и быстродействия. Сущность изобретения: электропривод содержит измеритель 1 положения, компаратор 2 для вычисления сигнала рассогласования между заданным положением объекта и показаниями измерителя, формирователь 2 управляющего воздействия, двигатель 4, кинематически связанную с двигателем направляющую 5, базовыми упорами 6 и прижимными упорами 7 направляющей 5, нелинейный блок 8 для задания минимального движущего усилия, величина которого больше разности модулей сил сухого трения в базовых и прижимных упорах направляющей и меньше их суммы, а также блок 9, служащий для обеспечения разнонаправленного периодического движения базовых и прижимных упоров вдоль хода направляющей в соответствии с сигналом рассогласования компаратора. 1 ил.
Следящий электропривод, содержащий измеритель положения, компаратор, соответствующими входами соединенный с клеммой сигнала заданного положения объекта и выходом измерителя положения, а выходом через формирователь управляющего воздействия и нелинейный блок с электродвигателем, кинематически связанным с направляющей, сопряженной с базовыми и прижимными упорами, отличающийся тем, что введен приводной блок, входом соединенный с выходом компаратора и кинематически связанный с базовыми и прижимными упорами с возможностью разнонаправленного периодического перемещения этих упоров вдоль хода направляющей, а нелинейный блок выполнен с возможностью задания минимального движущего усилия, величина которого больше разности модулей сил сухого трения в базовых и прижимных упорах направляющей и меньше суммы этих модулей.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Андре П | |||
и др | |||
Конструирование роботов./ Пер | |||
с франц | |||
- М.: Мир, 1986 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Герман-Галкин С.Г | |||
и др | |||
Цифровые электроприводы с транзисторными преобразователями | |||
- Л.: Энергоатомиздат, 1986. |
Авторы
Даты
1997-05-10—Публикация
1994-04-05—Подача