СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС Российский патент 1997 года по МПК B21H1/04 

Описание патента на изобретение RU2080201C1

Изобретение относится к обработке металлов давлением и направлено на совершенствование технологии изготовления изделий типа колес штамповкой и прокаткой.

Известен способ изготовления цельнокатаных колес, включающий порезку металла на исходные заготовки, формовку заготовок и их прокатку [1] При этом в качестве металла для порезки используют отлитые в изложницы конические слитки в сечении "ромашка". Способ является производительным, при порезке слитков на слиткоразрезных стенках за один цикл получают одновременно несколько (до 7) заготовок. В тоже время он не обеспечивает высокой точности размерных параметров готовых изделий, так как при этом получается разновес заготовок до 7-8% от их массы из-за неточности настройки слиткоразрезных станков, неодинаковой плотности металла слитка по его длине и др. Размеры обода (наружный диаметр) колес, изготовленных по известной технологии, имеют весьма большой допуск 950+14 мм.

Наиболее близким аналогом по технической сущности и достигаемому результату к данному объекту является способ изготовления цельнокатаных колес, включающий также порезку металла на исходные заготовки, их формовку и прокатку. При этом в качестве металла для порезки на мерные длины используют непрерывнолитые заготовки, а собственно порезку осуществляют дисковыми пилами [2] Такое решение задачи обеспечивает повышение точности размерных параметров колес за счет снижения разновеса исходных заготовок до уровня 1,5-2,0% от их массы. Это достигается тем, что непрерывнолитая заготовка имеет постоянный по длине диаметр и одинаковую плотность металла, а также более высокую точность порезки на пиле. Вместе с тем, по этому способу процесс формовки ведут с получением размеров ступицы на 2/3 допускаемого поля, а прокатку обода с переменными размерами его элементов в разных колесах. Это объясняется тем, что колеса, прокатанные из заготовок повышенной массы с плюсовыми допусками, имеют увеличенные размеры обода, а это влечет за собой повышенный расход металла при последующей механической обработке.

Таким образом, задачей настоящего изобретения является разработка способа изготовления цельнокатаных колес, обеспечивающего повышенную точность размерных параметров готовых изделий, влекущую за собой экономию металла.

Эта задача решается тем, что в способе изготовления цельнокатаных колес, включающем порезку металла на исходные заготовки дисковыми пилами, формовку заготовок и их прокатку, согласно изобретению порезку металла ведут, при сохранении поля допуска на массу исходной заготовки, со смещением этого поля на половину его величины в сторону минусового допуска, при этом формовку ступицы осуществляют по средним допускам, а прокатку обода на постоянные размеры его элементов.

Сущность способа заключается в следующем. Непрерывнолитую заготовку устанавливают на пиле холодной резки, на которой упор, регулирующий длину отрезаемой заготовки, устанавливают на средней величине минусового допуска. Отрезанные заготовки контрольно взвешивают и нагревают до температуры деформирования. В процессе формовки размеры ступицы выполняют со средними допусками готовых изделий, размеры диска 2/3 допуска (чтобы имелась возможность ремонта колес по диску по таким дефектам, как окалина, плены и пр. с учетом того, что диск механической обработке не подвергается). Последующую прокатку обода осуществляют с получением постоянных размеров его элементов со средними и минусовыми допусками. При последующей механической обработке обода и ступицы получается минимальный расход металла в стружку, а масса всего изделия в готовом состоянии соответствует массе изделия, подсчитанной по средним допускам по всем элементам, в том числе и диску (сдаточная масса).

Способ опробован в промышленных условиях на колесопрокатной линии Нижнетагильского меткомбината. Непрерывнолитая заготовка диаметром 430 мм устанавливалась на дисковой пиле диаметром 1600 мм штучной резки металла. Теоретически рассчитанная масса исходной заготовки для вагонных колес 957 мм по ГОСТ 9036 составляла 460 кг, длина заготовки 400 мм. По существующей технологии допуск на длину заготовки составлял ±2 мм. По предлагаемому способу величину поля допуска 4 мм смещали на половину его величины, т.е. на 2 мм, в сторону минусового допуска соответствующей установкой упора пилы таким образом, чтобы длина заготовки получалась равной 400-4 мм. После порезки три заготовки из плавки (200 заготовок) взвешивали на контрольных весах. Масса при этом составила 460, 458, 458 кг. Затем поплавочно их нагревали в кольцевой печи до температуры 1260oC, подвергали формовке с получением толщины диска у ступицы 27мм при номинале 24+4 мм и размеров ступицы длины 205 и диаметра 360 мм, полученных с учетом средних допусков на размеры готовых изделий. Прокатку обода вели на постоянные размеры его элементов, т.е. наружный диаметр 968±2 и ширину обода 138±2 мм для всех колес плавки.

Таким образом, изготовленные по настоящей технологии железнодорожные колеса имели массу, соответствующую сдаточным нормативам, т.е. рассчитанную по средним допускам, и с постоянными размерами обода. Это обеспечило экономию металла на заводе 7 кг на одном колесе, а постоянные размеры обода повышение срока службы колес в эксплуатации на 0,5%

Похожие патенты RU2080201C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС ИЗ НЕПРЕРЫВНОЛИТОГО СЛИТКА 1994
  • Агеенко Юрий Яковлевич[Ru]
  • Шегусов Алексей Мартынович[Ru]
  • Валетов Михаил Серафимович[Ua]
  • Мирошниченко Николай Григорьевич[Ua]
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович[Ua]
  • Парышев Юрий Михайлович[Ru]
  • Киричков Анатолий Александрович[Ru]
RU2049586C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ИЗДЕЛИЙ ТИПА КОЛЕС 2000
  • Кузовков А.Я.
  • Паршин В.А.
  • Ильин В.И.
  • Валетов М.С.
  • Третьяков В.Н.
  • Шегусов А.М.
RU2189882C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС ИЗ НЕПРЕРЫВНОЛИТОГО СЛИТКА 1998
  • Кузовков А.Я.
  • Петренко Ю.П.
  • Шегусов А.М.
  • Хафизуллин И.С.
  • Шестак В.Д.
  • Пилипенко В.Ф.
  • Баранова Е.Г.
  • Ислентьева И.А.
  • Аввакумов С.Б.
RU2139768C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1993
  • Дьяков Александр Михайлович[Ru]
  • Шегусов Алексей Мартынович[Ru]
  • Немчинов Владимир Андрианович[Ru]
  • Валетов Михаил Серафимович[Ua]
  • Мирошниченко Николай Григорьевич[Ua]
  • Парышев Юрий Михайлович[Ru]
  • Агеенко Юрий Яковлевич[Ru]
RU2039626C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров Игорь Петрович[Ru]
  • Антипов Борис Федорович[Ru]
  • Королев Сергей Александрович[Ru]
  • Тарасова Валентина Андреевна[Ua]
  • Яндимиров Александр Арсентьевич[Ru]
  • Волков Александр Михайлович[Ru]
  • Чаруйский Эдуард Аркадьевич[Ru]
  • Рубаненко Сергей Александрович[Ru]
RU2111822C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1995
  • Петренко Ю.П.
  • Валетов М.С.
  • Шегусов А.М.
  • Шестак В.Д.
  • Паpышев Ю.М.
RU2080200C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2008
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Богатов Александр Александрович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Кропотов Владимир Алексеевич
  • Шестак Василий Данилович
  • Петренко Юрий Петрович
RU2404009C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2007
  • Романенко Василий Павлович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Севастьянов Александр Александрович
  • Волков Михаил Александрович
RU2355502C1
СПОСОБ ШТАМПОВКИ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 2006
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Шестак Василий Данилович
  • Петренко Юрий Петрович
  • Васильев Алексей Александрович
  • Султинских Игорь Евгеньевич
  • Зудов Александр Федорович
RU2335373C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1992
  • Валетов М.С.
  • Тубольцев Ю.Г.
  • Дьяков А.М.
  • Киричков А.А.
  • Васильковский В.П.
  • Блик Ф.С.
  • Игнатьев Ю.П.
  • Кузьмичев М.В.
RU2030947C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС

Использование: изобретение относится к обработке металла давлением и направлено на совершенствование технологии изготовления изделий типа колес штамповкой и прокаткой. Сущность изобретения: в способе изготовления цельнокатанных колес, включающем порезку металла на исходные заготовки дисковыми пилами, формовку заготовок и их прокатку, порезку металла ведут при сохранении поля допуска на массу исходной заготовки, со смещением этого поля на половину его величины в сторону минусового допуска, при этом формовку ступицы осуществляют по средним допускам, а прокатку обода - на постоянные размеры его элементов.

Формула изобретения RU 2 080 201 C1

Способ изготовления цельнокатаных колес, включающий порезку металла на исходные заготовки дисковыми пилами, формовку заготовок и их прокатку, отличающийся тем, что порезку металла осуществляют при сохранении поля допуска на массу исходной заготовки со смещением этого поля на половину его величины в сторону минусового допуска, при этом формовку ступицы осуществляют по средним допускам, а прокатку обода на постоянные размеры его элементов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2080201C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Бибик Г.А
и др
Производство железнодорожных колес
- М.: Металлургия, 1982, с
Прибор для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба 1917
  • Кауфман А.К.
SU26A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Генкин В.Я
и др
Непрерывнолитые круглые заготовки
- М.: Металлургия, 1984, с
Прибор с двумя призмами 1917
  • Кауфман А.К.
SU27A1

RU 2 080 201 C1

Авторы

Киричков Анатолий Александрович[Ru]

Петренко Юрий Петрович[Ru]

Валетов Михаил Серафимович[Ru]

Шегусов Алексей Мартынович[Ru]

Шестак Василий Данилович[Ru]

Зильбер Григорий Исакович[Ru]

Немчинов Владимир Андрианович[Ru]

Кузьмичев Геннадий Михайлович[Ua]

Даты

1997-05-27Публикация

1995-11-03Подача