СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС Российский патент 1995 года по МПК B21K1/28 B21H1/04 

Описание патента на изобретение RU2030947C1

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к изготовлению цельнокатаных колес.

Известен способ изготовления заготовок для цельнокатаных колес, заключающийся в том, что после осадки заготовки в калибровочном кольце и калибровки ее наружной поверхности заготовку центрируют по этой поверхности и окончательно осаживают с одновременной разгонкой металла пуансоном и выполнением основания ступицы с калибровкой его наружной поверхности, а центрирование заготовки перед формовкой на формовочном прессе осуществляют по откалиброванной поверхности ступицы [1].

К недостатку этого способа относится то, что окончательное оформление ступицы осуществляется на калибровочном прессе после прокатки заготовки на колесопрокатном стане, в результате чего металл ступицы теряет температуру, а это приводит к образованию таких дефектов как невыполнение верхней части ступицы, к появлению дефектов в виде рванин, трещин, плен.

Кроме того, в результате формовки ступицы пуансоном на калибровочном прессе возникающие в металле центральной зоны заготовки напряжения вызывают его течение из ступицы в диск, что приводит к увеличению толщины диска у ступицы и искажению его конфигурации, т.е. к снижению точности размеров диска колеса. В дальнейшем такие колеса требуют ремонтной обточки по диску, что снижает технико-экономические показатели производства и ухудшает товарный вид продукции.

Известен также способ изготовления заготовок для цельнокатаных колес, включающий осадку исходной заготовки, разгонку ее пуансоном, центрирование на формовочном штампе, имеющем верхнюю и нижнюю части, и формовку заготовки горячей штамповкой, включающей формообразование подвижных пуансоном ступицы с полостью и перемычкой [2].

Недостатком этого способа является значительная трудоемкость, обусловленная тем, что в процессе формовки выполняют только обод, а диск затем прокатывают на стене, и, как следствие, пониженная производительность.

Технический результат обеспечиваемый изобретением, состоит в упрощении процесса при повышении качества изделий и производительности.

Это достигается тем, что в способе изготовления заготовок для цельнокатанных колес, включающем осадку исходной заготовки, разгонку ее пуансоном, центрирование на формовочном штампе, имеющем верхнюю и нижнюю части, и формовку заготовок горячей штамповкой, включающей формообразование подвижным пуансоном ступицы с полостью и перемычкой, формовку осуществляют в два этапа, на первом из которых перемещением верхней части формовочного штампа формообразуют обод и диск толщиной, равной толщине диска готового изделия, а второй этап, состоящий из упомянутого формообразования ступицы с полостью и перемычкой, ведут при фиксированном положении верхней части штампа относительно нижней его части.

На фиг. 1 показано промежуточное положение штампов при формовке диска заготовки; на фиг.2 - положение штампов по окончании операции формовки диска на окончательную толщину (первый этап); на фиг.3 - положение штампов и пуансона в конечный момент формообразования ступицы, полости ступицы и перемычки (второй этап).

На чертеже обозначено: нижняя часть 1 формовочного штампа, верхняя часть 2 формовочного штампа, заготовка 3, пуансон 4 для формовки ступицы; ступица 5, перемычка 6 ступицы, формовочное кольцо 7, регулируемый упор 8, нижняя плита 9, Ра - усилие формовки диска; Pmax - максимальное усилие основной траверсы пресса; Р - усилие формовки ступицы; Рп - усилие распора штампов, Pr - гидростатическое давление металла на штампы; возникающее от давления пуансона; S - площадь, на которую действует гидростатическое давление; ta - промежуточная толщина диска; tk - конечная толщина диска.

Сущность способа заключается в следующем.

Нагретую до температуры деформирования заготовку после осадки и разгонки укладывают на нижнюю часть 1 формовочного штампа (фиг.1), центрируют ее, нажатием верхней части 2 формовочного штампа усилием Ра осуществляют формирование заготовки 3 до толщины диска tk, равной толщине диска готового изделия (фиг. 2). После этого движение верхней части 2 штампа прекращают и фиксируют его в данном положении относительно нижней части 1 формовочного штампа.

Далее усилием Р пуансона 4 производят формирование ступицы 5, полости ступицы и перемычки 6, причем в течение всего периода формообразования ступицы 5 верхнюю часть 2 штампа удерживают относительно нижней части 1, не изменяя размера толщины диска tk.

После получения ступицы 5 пуансон 4 выводят из полости ступицы, производят подъем верхней части 2 штампа и удаление отформованной заготовки из-под пресса. Диск по толщине и ступицу по длине при этом получают требуемых размеров.

П р и м е р. При изготовлении железнодорожного цельнокатаного колеса диаметром 957 мм по ГОСТ 9036-88 нагретую до температуры 1260оС исходную заготовку массой 470 кг и высотой 300 мм предварительно осаживали гладкими плитами на прессе усилием 20 МН, осаживали в технологическом кольце с последующей разгонкой пуансоном на прессе усилием 50 МН. Полученную заготовку диаметром 865 мм и высотой 110 мм центрировали на нижней части формовочного штампа пресса двойного действия усилием 90/20 МН, после чего основной траверсой с усилием 80 МН производили штамповку диска. Диаметр верхней и нижней частей формовочного штампа составлял 800 мм. При достижении толщины диска размера 25 мм у ступицы формовочное кольцо 7 опускалось на регулируемый упор 8. После касания формовочным кольцом этого упора все усилие, развиваемое гидроцилиндром основной траверсы пресса, равное 90 МН, воспринималось этим регулируемым упором.

Затем включали в работу в гидроцилиндр вспомогательной траверсы для формовки пуансоном ступицы. В процессе ее формообразования усилие на пуансоне составляло 7,5 МН. В связи с тем, что после формовки диска на основную траверсу воздействовали усилием 9 МН, которое больше усилия распора частей формовочного штампа ( ≈ 40 МН) от формовки ступицы, подъем верхней части формовочного штампа не происходит.

После оформления ступицы, которое определяли по моменту прекращения движения пуансона, производили последовательно сброс давления из гидроцилиндра вспомогательной траверсы, гидроцилиндра основной траверсы пресса, подъем пуансона, верхней части штампа и удаление отформованной заготовки из-под пресса. Затем на колесопрокатном стане производили докатку обода до внутреннего диаметра равного 813 мм, выкатку гребня и поверхности катания.

Похожие патенты RU2030947C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ШТАМПОВКИ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 2006
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Шестак Василий Данилович
  • Петренко Юрий Петрович
  • Васильев Алексей Александрович
  • Султинских Игорь Евгеньевич
  • Зудов Александр Федорович
RU2335373C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2008
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Богатов Александр Александрович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Кропотов Владимир Алексеевич
  • Шестак Василий Данилович
  • Петренко Юрий Петрович
RU2404009C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1993
  • Дьяков Александр Михайлович[Ru]
  • Шегусов Алексей Мартынович[Ru]
  • Немчинов Владимир Андрианович[Ru]
  • Валетов Михаил Серафимович[Ua]
  • Мирошниченко Николай Григорьевич[Ua]
  • Парышев Юрий Михайлович[Ru]
  • Агеенко Юрий Яковлевич[Ru]
RU2039626C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1994
  • Конышев Аркадий Андреевич[Ru]
  • Антипов Борис Федорович[Ru]
  • Королев Сергей Александрович[Ru]
  • Волков Александр Михайлович[Ru]
  • Яндимиров Александр Арсентьевич[Ru]
  • Тарасова Валентина Андреевна[Ua]
  • Крошкин Владислав Алексеевич[Ru]
  • Баринова Галина Павловна[Ru]
  • Валетов Михаил Серафимович[Ua]
  • Парышев Юрий Михайлович[Ru]
RU2070465C1
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2004
  • Королев С.А.
  • Волков А.М.
  • Кондрушин А.И.
  • Голышков Р.А.
  • Крошкин В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Роньжин А.И.
  • Пашолок И.Л.
  • Разумов А.С.
RU2259279C1
Способ изготовления заготовок для цельнокатаных колес 1977
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Перков Борис Алексеевич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Синицкий Владимир Михайлович
  • Васильковский Виталий Панкратьевич
  • Каневский Роман Яковлевич
SU650704A2
Способ изготовления железнодорожных колес 1981
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Корж Василий Иванович
  • Крашевич Виктор Наумович
SU986560A1
Механизированная поточная линия для изготовления штампокатаных колес 1989
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Васильковский Виталий Панкратьевич
  • Тубольцев Юрий Григорьевич
  • Блик Федор Семенович
  • Игнатьев Юрий Павлович
  • Илюкович-Страковский Александр Будимирович
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Богачев Станислав Павлович
SU1750822A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров Игорь Петрович[Ru]
  • Антипов Борис Федорович[Ru]
  • Королев Сергей Александрович[Ru]
  • Тарасова Валентина Андреевна[Ua]
  • Яндимиров Александр Арсентьевич[Ru]
  • Волков Александр Михайлович[Ru]
  • Чаруйский Эдуард Аркадьевич[Ru]
  • Рубаненко Сергей Александрович[Ru]
RU2111822C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1995
  • Петренко Ю.П.
  • Валетов М.С.
  • Шегусов А.М.
  • Шестак В.Д.
  • Паpышев Ю.М.
RU2080200C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 030 947 C1

Реферат патента 1995 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС

Использование: обработка металлов давлением, а именно изготовление цельнокатаных колес. Сущность: получение колес с одинаковой толщиной и конфигурацией диска, ступицы независимо от разновеса исходных заготовок. Способ включает осадку исходной заготовки, разгонку ее пуансоном, центрирование на формовочном штампе и формовку заготовки горячей штамповкой. Формовку осуществляют в два этапа, на первом из которых перемещением верхней части формовочного штампа формуют обод и диск толщиной, равной толщине диска готового изделия, а на втором этапе при фиксированном положении верхней части штампа относительно нижней подвижным пуансоном формуют ступицу с полостью и перемычкой. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 030 947 C1

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС, включающий осадку исходной заготовки, разгонку ее пуансоном, центрирование на формовочном штампе, имеющем верхнюю и нижнюю части, и формовку заготовки горячей штамповкой, включающей формообразование подвижным пуансоном ступицы с полостью и перемычкой, отличающийся тем, что формовку осуществляют в два этапа, на первом из которых перемещением верхней части формовочного штампа формообразуют обод и диск толщиной, равной толщине диска готового изделия, а второй этап, состоящий из упомянутого формообразования ступицы с полостью и перемычкой, ведут при фиксированном положении верхней части штампа относительно нижней его части.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2030947C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ изготовления железнодорожныхКОлЕС 1979
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Корж Василий Иванович
  • Крашевич Виктор Наумович
SU841773A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

RU 2 030 947 C1

Авторы

Валетов М.С.

Тубольцев Ю.Г.

Дьяков А.М.

Киричков А.А.

Васильковский В.П.

Блик Ф.С.

Игнатьев Ю.П.

Кузьмичев М.В.

Даты

1995-03-20Публикация

1992-03-27Подача