СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС Российский патент 1998 года по МПК B21H1/04 

Описание патента на изобретение RU2111822C1

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к технологии изготовления цельнокатаных железнодорожных колес.

Известен способ изготовления железнодорожных колес методом штамповки [1] . Этот способ позволяет обеспечить высокую точность изделия по геометрии, вместо с тем применение данного способа затруднено из-за необходимости использования мощного прессового оборудования (более 30000 т.с.) Этот способ неприменим при наличии существенного разновеса заготовок.

Наиболее близким по сути к предлагаемому способу является способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес из исходных заготовок с разновесом до 30 кг [2], включающий осадку заготовок в плавающем калибровочном кольце, разгонку пуансоном и прокатку.

При использовании известного способа разгонку заготовки пуансоном осуществляют на постоянную величину. Это обеспечивает стабильную толщину диска при диаметре обода черновых колес по поверхности катания 955-985 мм. Основным недостатком способа является необходимость обточки поверхностного слоя обода со съемом стружки до 10 мм и более. Это приводит к снижению производительности работы на операции отделки колес, преждевременному износу колесообрабатывающих станков, а также к удалению наиболее прочного и качественного поверхностного слоя колеса.

Задачей изобретения является разработка способа изготовления цельнокатаных железнодорожных колес, обеспечивающего снижение рассеяния диаметров черновых колес более чем в два раза в условиях разновеса заготовок до 35 кг.

Технический результат достигается тем, что толщину диска чернового колеса регулируют пропорционально массе заготовки, причем, на стадии формовки путем изменения величины разгонки обратно пропорциональное ее массе, а на стадии прокатки путем регулирования раствора между верхним и нижним эджерными валками, при этом, исходным параметром для регулирования толщины диска чернового колеса является высота заготовки после ее осадки в плавающем калибровочном кольце, а толщину диска у обода регулируют путем изменения положения верхнего эджерного валка.

Снижение рассеяния диаметров черновых колес по поверхности катания в условиях разновеса заготовок до 35 кг позволит повысить пропускную способность отделения отделки колес за счет уменьшения в два раза съема стружки при технологической обточке.

Регулирование толщины диска чернового колеса на стадии формовки предлагается осуществить путем изменения величины разгонки заготовки, поскольку назначение этой технологической операции заключается в распределении массы заготовки между сбодом и ступицей. С увеличением массы заготовки по сравнению с номинальным значением разгонку уменьшают. Это приводит к увеличению толщины диска отформованной заготовки и, соответственно, уменьшению диаметра чернового колеса по поверхности катания. При снижении массы заготовки по сравнению с номинальным значением разгонку увеличивают, при этом уменьшается толщина диска и увеличивается наружный диаметр чернового колеса. Таким образом, регулирующая роль разгонки заключается в том, что ее величина обратно пропорциональна массе исходной заготовки.

Исходным параметром для регулирования толщины диска чернового колеса является высота заготовки после ее осадки в плавающем калибровочном кольце. В данном случае с высокой заготовки идентифицируется ее масса. При разновесе заготовок в пределах 35 кг высота заготовки, осаженной в кольце, находится в пределах 110-118 мм.

Необходимым условием для регулирования толщины диска в зависимости от высоты осаженной заготовки является постоянство давления при осадке заготовки в кольце и последующей ее формовке.

Для предотвращения образования уступа при переходе от отформованной к прокатанной части диска (поскольку толщина диска отформованной заготовки будет варьироваться в пределах 24-30 мм) предлагается регулировать толщину диска у обода за счет изменения положения верхнего эджерного валка по отношению к нижнему эджерному валку. Регулирование толщины диска у ступицы и у обода предлагается осуществлять в интервале 24-30 и 19-24 мм соответственно. С увеличением толщины диска величину разгонки уменьшают с 53 до 47 мм.

На чертеже представлено изменение толщины диска и диаметра чернового колеса по поверхности катания в зависимости от массы заготовки и величины разгонки.

Для промышленного опробирования способа изготовления цельнокатаных железнодорожных колес в условиях колесопрокатного цеха АО Выксунский металлургический завод были отобраны 9 заготовок массой 455, 470 и 490 кг при три заготовки в каждой группе. Заготовки нагревали до температуры 1250oC, затем деформировали по технологической схеме: предварительная осадка на прессе 2000 т. с. между плоскими плитами до высоты 150 мм, окончательная осадка в плавающем калибровочном кольце на прессе 5000 т.с. до высоты 110, 113,5 и 118 мм, разгонка заготовок пуансоном на величину 53, 50 и 47 мм. соответственно. Формовка заготовки на прессе 1000 т.с. с оформлением диска толщиной 24, 26,5 и 30 мм, соответственно, раскатка диска и прокатка обода в колесопрокатном стане с оформлением толщины диска у обода соответственно 19, 21 и 245 мм. Осадку заготовки в плавающем калибровочном кольце и формовку производили при постоянном давлении, соответствующем 3900 и 7800 т.с. Диаметр черновых колес по поверхности катания соответственно в легкой, средней и тяжелой группах заготовок составил 966, 969 и 973 мм. При технологической обточке колес съем стружки по группам составил соответственно 4, 4,5 и 5 мм.

Для сравнения по технологии прототипа было прокатано 9 заготовок массой 455, 470 и 490 кг по 3 заготовки в легкой, средней и тяжелой группах. Последовательность технологических операций при деформировании по предлагаемому и сравнительному способу была идентичной. При изготовлении колес по технологии прототипа разгонку осуществляли на постоянную величину, при этом диаметр колеса по поверхности катания составил соответственно 967, 972 и 985 мм при толщине диска у ступицы 25 мм и у обода 19,8 мм. Съем стружки при технологической обточке тяжелой группы заготовок составил 10,5 мм на сторону. Это привело к необходимости проведения ремонтной обточки по поверхности катания. В легкой и средней группах съем стружки на сторону составил соответственно 4 и 5 мм. Как следует из приведенных данных, регулирование величины разгонки позволяет стабилизировать диаметр колеса по поверхности катания независимо от массы заготовки.

Предлагаемый способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес позволяет повысить пропускную способность отделения механической обработки, уменьшить износ станков и стабилизировать технологию механической обработки колес.

Литература.

1. Бибик Г.А., Иоффе А.М., Праздников А.В., Староселецкий М.И. "Производство железнодорожных колес"., М. Металлургия, 1982, с. 64.

2. Технологическая инструкция по производству цельнокатаных железнодорожных колес и центров. ТИ 153К-69-95. (Выкса, 1995).

Похожие патенты RU2111822C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОКАТКИ ИЗДЕЛИЙ ТИПА КОЛЕС 1994
  • Конышев Аркадий Андреевич[Ru]
  • Антипов Борис Федорович[Ru]
  • Королев Сергей Александрович[Ru]
  • Волков Александр Михайлович[Ru]
  • Яндимиров Александр Арсентьевич[Ru]
  • Тарасова Валентина Андреевна[Ua]
  • Тубольцев Юрий Григорьевич[Ua]
  • Дмитриев Юрий Владимирович[Ru]
  • Крошкин Владислав Алексеевич[Ru]
  • Перепелов Владимир Михайлович[Ru]
RU2073577C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1994
  • Конышев Аркадий Андреевич[Ru]
  • Антипов Борис Федорович[Ru]
  • Королев Сергей Александрович[Ru]
  • Волков Александр Михайлович[Ru]
  • Яндимиров Александр Арсентьевич[Ru]
  • Тарасова Валентина Андреевна[Ua]
  • Крошкин Владислав Алексеевич[Ru]
  • Баринова Галина Павловна[Ru]
  • Валетов Михаил Серафимович[Ua]
  • Парышев Юрий Михайлович[Ru]
RU2070465C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2007
  • Голышков Роман Анатольевич
  • Крошкин Владислав Алексеевич
  • Сорокин Анатолий Николаевич
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Чаруйский Эдуард Аркадьевич
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Севастьянов Александр Александрович
RU2404877C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС ИЗ НЕПРЕРЫВНОЛИТОГО СЛИТКА 1994
  • Агеенко Юрий Яковлевич[Ru]
  • Шегусов Алексей Мартынович[Ru]
  • Валетов Михаил Серафимович[Ua]
  • Мирошниченко Николай Григорьевич[Ua]
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович[Ua]
  • Парышев Юрий Михайлович[Ru]
  • Киричков Анатолий Александрович[Ru]
RU2049586C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1993
  • Конышев Аркадий Андреевич[Ru]
  • Узлов Иван Герасимович[Ua]
  • Антипов Борис Федорович[Ru]
  • Королев Сергей Александрович[Ru]
  • Тарасова Валентина Андреевна[Ua]
  • Валетов Михаил Серафимович[Ua]
  • Яндимиров Александр Арсентьевич[Ru]
RU2041008C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1992
  • Валетов М.С.
  • Тубольцев Ю.Г.
  • Дьяков А.М.
  • Киричков А.А.
  • Васильковский В.П.
  • Блик Ф.С.
  • Игнатьев Ю.П.
  • Кузьмичев М.В.
RU2030947C1
СПОСОБ ШТАМПОВКИ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 2006
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Шестак Василий Данилович
  • Петренко Юрий Петрович
  • Васильев Алексей Александрович
  • Султинских Игорь Евгеньевич
  • Зудов Александр Федорович
RU2335373C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1995
  • Петренко Ю.П.
  • Валетов М.С.
  • Шегусов А.М.
  • Шестак В.Д.
  • Паpышев Ю.М.
RU2080200C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Тарасова В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Пашолок И.Л.
  • Баринова Г.П.
  • Волков А.М.
RU2123405C1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1990
  • Конышев Аркадий Андреевич
  • Королев Сергей Александрович
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Пронцев Михаил Аркадьевич
  • Киселев Александр Григорьевич
SU1787059A3

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к технологии изготовления цельнокатаных железнодорожных колес. Для обеспечения снижения рассеяния диаметров черновых колес более чем в два раза в условиях разновеса заготовок до 35 кг толщину диска чернового колеса регулируют пропорционально массе заготовки, причем, на стадии формовки путем изменения величины разгонки обратно пропорционально ее массе, а на стадии прокатки путем регулирования раствора между верхним и нижним эджерными валками, при этом исходным параметром для регулирования толщины диска чернового колеса является высота заготовки после ее осадки в плавающем калибровочном кольце, а толщину диска у обода регулируют путем изменения положения верхнего эджерного валка. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 111 822 C1

1. Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес при наличии разновеса исходных заготовок и рассеивания диаметров черновых колес, включающий осадку заготовки в плавающем калибровочном кольце, последующую разгонку пуансоном, формовку, прокатку и обточку, отличающийся тем, что толщину диска чернового колеса регулируют пропорционально массе заготовки, причем на стадии формовки путем изменения величины разгонки обратно пропорционально ее массе, а на стадии прокатки путем регулирования раствора между верхним и нижним эджерными валками. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что исходным параметром для регулирования толщины диска чернового колеса является высота заготовки после ее осадки в плавающем калибровочном кольце. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что толщину диска у обода регулируют путем изменения положения верхнего эджерного валка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2111822C1

Техническая инструкция по производству цельнокатанных железнодорожных колес и центров
Паровозный золотник (байпас) 1921
  • Трофимов И.О.
SU153A1
Топка с качающимися колосниковыми элементами 1921
  • Фюнер М.И.
SU1995A1

RU 2 111 822 C1

Авторы

Сидоров Игорь Петрович[Ru]

Антипов Борис Федорович[Ru]

Королев Сергей Александрович[Ru]

Тарасова Валентина Андреевна[Ua]

Яндимиров Александр Арсентьевич[Ru]

Волков Александр Михайлович[Ru]

Чаруйский Эдуард Аркадьевич[Ru]

Рубаненко Сергей Александрович[Ru]

Даты

1998-05-27Публикация

1997-02-27Подача