СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ Российский патент 1997 года по МПК B63B39/06 

Описание патента на изобретение RU2081780C1

Изобретение относится к автоматической стабилизации движения судна на подводных крыльях и предназначено в частности для уменьшения килевой, бортовой качки и динамических перегрузок, возникающих при движении судна.

Известны многочисленные системы автоматического управления судами на подводных крыльях [1][2] содержащие датчики положения и перегрузок судна, вычислители, вырабатывающие законы управления судном, и приводы рулевых поверхностей, реализующие эти законы управления.

Известные системы отличаются друг от друга различными сочетаниями содержащихся в них конструктивных элементов и различными связями между ними и реализуют несколько различные законы управления.

Однако каждая из известных систем решает преимущественно какую-то частную задачу или группу частных задач и не может в должной мере обеспечить надежность управления судном и безопасность плавания, поскольку неудовлетворительно решаются вопросы безопасности в случае отказа отдельных элементов управления. Например, известные системы не исключают быстрого и опасного крена судна /вследствие его высокой скорости движения/ при "раздрае" боковых рулевых поверхностей. Повышение надежности системы за счет дублирования /троирования и т. д. / элементов и связей настолько усложняет систему, что делает неперспективным этот путь повышения надежности.

Известна система автоматического управления судном на подводных крыльях, содержащая центральный вычислитель, связанный с приводами рулевых поверхностей и через первую входную шину с датчиками перегрузки, углового положения и угловых скоростей [3]
Данная система выбрана в качестве наиболее близкого аналога изобретения.

Несмотря на то, что известная система по сравнению с другими формирует и реализует наиболее благоприятные для плавания законы управления рулевыми поверхностями, она в основном сохраняет присущие другим системам перечисленные выше недостатки.

Техническим результатом изобретения является повышение отказобезопасности и живучести системы и качества управления судном.

Это достигается тем, что в систему автоматического управления судном на подводных крыльях, содержащую центральный вычислитель, связанный с приводами рулевых поверхностей и через первую входную шину с датчиками перегрузки, углового положения и угловых скоростей судна, введены соответствующие числу приводов автономные вычислители, каждый из которых связан первым входом с соответствующей группой датчиков, и две группы переключающих элементов, число которых в каждой группе равно числу приводов, каждый из которых подключен к выходу соответствующего переключающего элемента первой группы, первый переключаемый вход которого соединен с первым выходом соответствующего автономного вычислителя, а второй переключаемый вход с выходом соответствующего переключающего элемента второй группы и с вторым входом соответствующего автономного вычислителя, второй выход которого соединен с управляющим входом соответствующего элемента первой группы и с второй входной шиной центрального вычислителя, каждый выход из группы первых выходов которого подключен к первому переключаемому входу соответствующего переключающего элемента второй группы, при этом управляющие входы элементов второй группы соединены с вторым выходом центрального вычислителя, а вторые переключаемые входы с шиной нулевого сигнала.

На чертеже представлена схема системы управления.

Система содержит центральный вычислитель 1, датчики 2 перегрузки, углового положения и угловых скоростей судна, переключающие элементы 3, автономные вычислители 4, силовые приводы 5. Число автономных вычислителей 4 равно числу силовых приводов 5. Переключающие элементы 3 объединены в две группы: первую 6 и вторую 7. Число переключающих элементов 3 в каждой группе равно числу приводов 5. Каждый привод 5 подключен к выходу своего переключающего элемента 3 первой группы 6, первый переключаемый вход 8 которого соединен с первым выходом своего автономного вычислителя 4, а второй переключаемый вход 9 подключен к выходу соответствующего переключающего элемента 3 второй группы 7 и к второму входу этого же автономного вычислителя 4. Второй выход 10 автономного вычислителя 4 соединен с управляющим входом 11 своего /соответствующего/ переключающего элемента 3 первой группы 6 и с второй входной шиной 12 центрального вычислителя 1. Каждый выход 13 из группы 14 первых выходов центрального вычислителя 1 подключен к первому переключаемому входу соответствующего переключающего элемента 3 второй группы 7. Управляющий вход 15 каждого из элементов второй группы соединен с вторым выходом 16 центрального вычислителя 1, а второй переключаемый вход соединен с шиной 17 нулевого сигнала.

Каждый из трех показанных на чертеже датчиков 2 в действительности представляет собой группы датчиков, которые, в частности, соответствуют: а - датчикам приводов 5 левого борта; б правого борта, в для остальных приводов системы /указанная разбивка является условной, приведена для примера. К приводам левого борта могут относиться приводы кормового и носового закрылов левого борта судна, аналогично для правого борта, к остальным приводам - приводы закрылков кормового, носового руля, носового центрального закрылка, что на чертеже соответствует двум приводам 5а, двум приводам 5б и трем приводам 4в соединены с шинами А, Б, В, которые через первую входную шину 19 связаны с входом центрального вычислителя 1.

Система работает следующим образом.

При отсутствии отказов в системе на управляющие входы 11 и 15 всех переключающих элементов 3 поступает сигнал логического нуля, при котором выход переключающих элементов 3 в первой группе 6 соединяется с первым переключаемым входом 8, а во второй группе 7 с первым переключаемым входом 13 /на чертеже совпадает по индексу с выходом 13 центрального вычислителя 1/. При этом законы управления приводами 5 формируются автономными вычислителями 4 по информации подключенных к ним через шины А, Б, В датчиков 2 с учетом дополнительных членов от центрального вычислителя 1, формируемых по информации тех же датчиков 2, которые подключены к центральному вычислителю 1 через первую входную шину 19.

Принципиально законы управления определяются зависимостью:6
где
P число параметров управления, формируемых центральным вычислителем для соответствующего автономного вычислителя;
n число параметров управления в законе управления автономного вычислителя соответствующего привода;
l, m промежуточные переменные /индексы суммирования/;
Kl, Km передаточные коэффициенты;
Xl, Xm параметры управления /углы, перегрузки, угловые скорости и их функции/;
Первая сумма в приведенной зависимости представляет собой закон управления, формируемый в автономном вычислителе 4, вторая сумма - дополнительные члены, формируемые в центральном вычислителе 1.

При обнаружении отказа центрального вычислителя 1 его встроенными средствами контроля и человеком-оператором на управляющий вход 15 каждого переключающего элемента 3 второй группы 7 с центрального вычислителя 1 через выход 16 поступает сигнал логической единицы, при котором с выходом каждого переключающего элемента 3 этой группы соединяется его второй переключаемый вход, подключенный к шине 17 нулевого сигнала. После этого законы управления приводами 5 будут формироваться только автономными вычислителями 4, т.е. из приведенной выше зависимости будет исключена вторая сумма, представляющая собой дополнительные члены к законам управления приводами 5, формируемые в центральном вычислителе 1, когда он исправен.

При обнаружении отказа какого-либо автономного вычислителя 4 его встроенными средствами контроля или человеком-оператором на управляющий вход 11 соответствующего элемента 3 первой группы 6 поступает сигнал логической единицы, при котором выход этого элемента соединится с его вторым переключаемым входом 9, подключенным к выходу 13 центрального вычислителя 1 через соответствующий элемент 3 второй группы 7. Об этом центральный вычислитель получит сообщение через вторую входную шину 12 и, пользуясь информацией от всех датчиков 2, подключенных к нему через первую входную шину 19, сформирует соответствующий закон управления, аналогичный приведенной выше зависимости.

В случае одновременного отказа центрального и одного /или более/ из автономных вычислителей на вход соответствующего привода поступит нулевой сигнал, в результате чего произойдет нулеустановление соответствующего закрылка или руля, при этом исправные автономные вычислители и соответствующие им приводы будут продолжать функционировать.

Данная система основана на иерархическом принципе построения. В ней на нижнем уровне находятся периферийные, например, простые аналоговые вычислители, пространственно приближенные к соответствующим агрегатам силовых приводов, связанные с датчиками только своей группы и выполненные в виде отдельных блоков с собственными вторичными источниками питания.

На верхнем уровне находится центральный вычислитель, например, цифровой с аналого-цифровым преобразователем на входе и цифроаналоговым преобразователем на выходе, который целесообразно совместить с пультом управления судном. Центральный вычислитель связан со всеми датчиками системы и координирует функционирование вычислителей нижнего уровня /автономных вычислителей/.

Похожие патенты RU2081780C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КНОПОЧНОГО РЕЗЕРВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СУДОВ С НЕСКОЛЬКИМИ РУЛЯМИ 2005
  • Баньковский Сергей Павлович
  • Петров Сергей Владимирович
  • Сидоренко Олег Иванович
  • Симакин Андрей Александрович
RU2283260C2
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫМ СУДНОМ 1995
  • Баньковский Сергей Павлович
  • Капитонов Владимир Михайлович
  • Петров Сергей Владимирович
  • Сидоренко Олег Иванович
RU2085430C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ДЛЯ СКОРОСТНЫХ СУДОВ 2014
  • Сидоренко Олег Иванович
  • Дистранов Константин Сергеевич
  • Соколов Вадим Вячеславович
RU2577165C1
АВТОРУЛЕВОЙ СУДНА 2011
  • Адамов Николай Олегович
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Воронин Василий Алексеевич
  • Тарасов Сергей Павлович
  • Жильцов Николай Николаевич
RU2465170C1
СУДОВОЕ ПОДВОДНОЕ КРЫЛО 2003
  • Петров С.В.
RU2244338C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ И КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Карасев Андрей Геннадьевич
  • Воробьев Александр Владимирович
  • Дохолов Дмитрий Сергеевич
  • Кабаков Владимир Борисович
  • Костенко Николай Иванович
  • Можаров Валерий Алексеевич
  • Носков Юрий Викторович
  • Оболенский Юрий Геннадьевич
  • Петров Вячеслав Мефодьевич
  • Степанов Валентин Александрович
  • Штыкало Василий Федорович
  • Якубович Марк Михайлович
RU2327602C1
СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ 1996
  • Харин Е.Г.
  • Берестов Л.М.
  • Кожурин В.Р.
  • Якушев А.Ф.
  • Головнев В.Ф.
  • Кабачинский В.В.
  • Калинин Ю.И.
  • Копылов И.А.
  • Поликарпов В.Г.
  • Ясенок А.В.
  • Сапарина Т.П.
  • Бардина Л.М.
  • Пушков С.Г.
  • Крючков Л.А.
RU2134911C1
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС НАВИГАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ДЛЯ АВТОНОМНЫХ НЕОБИТАЕМЫХ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ 2011
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Афанасьев Владимир Николаевич
  • Леденев Виктор Валентинович
  • Амирагов Алексей Славович
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Плеханов Вячеслав Евгеньевич
  • Максимов Владимир Николаевич
RU2483327C2
ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2011
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Курсин Сергей Борисович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Руденко Евгений Иванович
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2463624C1
ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2010
  • Воронин Василий Алексеевич
  • Тарасов Сергей Павлович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Курсин Сергей Борисович
RU2451300C1

Реферат патента 1997 года СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

Использование: судостроение. Сущность изобретения: система автоматического управления судном на подводных крыльях содержит один центральный вычислитель (ЦВ) и группу автономных вычислителей (АВ), воздействующих на группу приводов рулевых поверхностей (РП), и две группы переключающих элементов (ПЭ). Количество АВ равно количеству приводов РП и количеству ПЭ в каждой из двух групп. Информация о состоянии судна снимается с соответствующих датчиков, общих для ЦВ и АВ. При исправности системы закон управления приводом каждой РП формируется на соответствующем АВ и корректируется дополнительными членами, формируемыми на ЦВ. При отказе ЦВ он отключается ПЭ второй группы и управление приводом каждой РП ведется от соответствующего АВ. При отказе одного (и более) АВ он отключается соответствующим ПЭ первой группы, после чего управление приводом отказавшего АВ ведется от ЦВ. При одновременном отказе ЦВ и одного (и более) АВ соответствующая РП обнуляется и управление судном ведется от исправных АВ остальными РП. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 081 780 C1

Система автоматического управления судном на подводных крыльях, содержащая центральный вычислитель, связанный с приводами рулевых поверхностей и через первую входную шину с датчиками перегрузки, углового положения и угловых скоростей судна, отличающаяся тем, что в нее введены соответствующие числу приводов автономные вычислители, каждый из которых связан первым входом с соответствующей группой датчиков, и две группы переключающих элементов, число которых в каждой группе равно числу приводов, каждый из которых подключен к выходу соответствующего переключающего элемента первой группы, первый переключаемый вход которого соединен с первым выходом соответствующего автономного вычислителя, а второй переключаемый вход с выходом соответствующего переключающего элемента второй группы и вторым входом соответствующего автономного вычислителя, второй выход которого соединен с управляющим входом соответствующего элемента первой группы и второй входной шиной центрального вычислителя, каждый выход из группы первых выходов которого подключен к первому переключаемому входу соответствующего переключающего элемента второй группы, при этом управляющие входы элементов второй группы соединены с вторым выходом центрального вычислителя, а вторые переключаемые входы с шиной нулевого сигнала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2081780C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СИСТЕМА ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ СУДНА НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ 0
SU262644A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Система автоматического управления движением судна 1980
  • Добровольский Сергей Дмитриевич
  • Малофеев Владимир Егорович
  • Черныш Юрий Николаевич
  • Янчевский Эдуард Александрович
SU893672A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Современное состояние и перспективы развития европейских коммерческих судов на подводных крыльях: Доклад Леопольдо Родригеса и Дино Ди Блази на Первой международной конференции по судам на подводных крыльях.- Канада, 27 - 30 июля 1982 г.

RU 2 081 780 C1

Авторы

Петров Сергей Владимирович

Баньковский Сергей Павлович

Сидоренко Олег Иванович

Челдышов Борис Александрович

Курака Анатолий Николаевич

Царев Евгений Константинович

Даты

1997-06-20Публикация

1994-05-11Подача