Изобретение относится к бронезащите транспортных средств, в частности серийной небронированной грузовой автомобильной техники.
Известна конструкция бронезащиты автомобилей (патент РФ №208378 U1), в которой бронезащита модульного типа кабины крепится на каркасе из высокопрочного профиля прямоугольного сечения, по форме повторяющего контуры кабины автомобиля, закрепленного посредством болтовых соединений к передней части кабины, а с задней части кабины - к силовой раме кронштейном на болтовые соединения, что позволяет производить быструю установку защиты из перфорированного бронелиста и композитной брони с дискретными элементами. Подобная бронезащита кабины небронированных образцов военной автомобильной техники повышает эффективность их применения и обеспечивает защиту водителя и экипажа от поражения пулями и осколками боеприпасов.
Недостатком данной конструкции является отсутствие приспособлений в бронезащите с фронтальной проекции, обеспечивающих вентиляцию подкапотного пространства и охлаждение двигателя за счет набегающего потока воздуха.
Известно изобретение (RU 2090391) на бронированное транспортное средство, содержащее шасси, кабину, имеющую переднюю, боковые и заднюю стенки и крышу, двери в стенках кабины, оснащенные механизмами запирания и органами управления указанными механизмами, приборную панель, органы управления транспортным средством, кресла для пассажиров и водителя, закрепленные в кабине на силовых балках фиксирующими элементами, окна с остеклением, узлы крепления вспомогательного оборудования кабины, размещенные на ее стенках в местах с повышенной жесткостью, переднюю бронестенку, боковую, заднюю и верхнюю бронепанели, размещенные по периметру внутри кабины с образованием защищенной зоны для водители в пассажиров, и бронестекла, при этом указанные бронестенка и бронепанели соединены между собой по стыкам с образованием жесткой бронекапсулы, размещенной внутри кабины с зазором относительно ее стенок, обеспечиваемом фиксаторами положения бронекапсулы, при этом бронекапсула выполнена с консольными пластинами, закрепленными в нижней части бронепанелей, причем свободные концы консольных пластин размещены между креслами и силовыми балками и закреплены на силовых балках фиксирующими элементами крепления кресел, фиксаторы положения бронекапсулы закреплены в узлах крепления вспомогательного оборудования кабины, бронекапсула выполнена с бронедверями, размещенными напротив дверей кабины, в бронедверях напротив органов управления механизмами запирания дверей кабины выполнены проемы, перекрытые сдвижными бронещитками, а бронестекла закреплены на передней бронестенке, бронепанелях в бронедверях.
Недостатком данной конструкции является отсутствие приспособлений в передней бронестенке, обеспечивающих вентиляцию подкапотного пространства и охлаждение двигателя за счет набегающего потока воздуха.
Известна полезная модель (RU 154053), устройство для бронирования моторного отсека автомобиля, выполненное в виде коробчатой пространственной конструкции, расположенное внутри подкапотного пространства, при этом устройство крепится на раме автомобиля и не связано с конструкцией оперения, а также выполнено в виде формы, максимально приближенной к габаритам подкапотного пространства, при этом передняя его часть выполнена в виде жалюзи.
Недостатком полезной модели является то, что в конструкции не регламентированы углы наклона ламелей (жалюзи) и расстояния между ними, которые определяют способность устройства для бронирования моторного отсека автомобиля обеспечивать защиту от пуль и осколков, а также возможность обеспечивать охлаждение подкапотного пространства и двигателя за счет набегающего потока воздуха.
Известна конструкция комплекта дополнительной защиты производства АО «Ремдизель», выполненная в виде защит боковых стекол и дверей, лобового стекла и радиатора. Комплект устанавливается снаружи кабины автомобиля с помощью кронштейнов. Защита радиатора выполнена в виде сплошного бронированного листа, установленного во фронтальной проекции кабины.
Недостатком данной конструкции является отсутствие приспособлений в защите радиатора, обеспечивающих вентиляцию подкапотного пространства и охлаждение двигателя за счет набегающего потока воздуха.
Известна конструкция комплекта дополнительного бронирования грузового транспортного средства, описанная в патенте №2819839 и выбранная авторами в качестве прототипа, состоящая из съемных бронепанелей и включающая бронепанели защиты проемов ветрового стекла и проемов стекол дверей кабины, спинок сидений, нижней части дверей и днища кабины, топливных баков, аккумуляторного отсека, ресивера и капота.
В защите капота имеются сквозные отверстия, предназначенные для охлаждения двигателя за счет набегающего потока воздуха.
Однако недостатком прототипа является отсутствие защиты подкапотного пространства и двигателя от воздействия поражающих элементов (пуль стрелкового оружия и осколков от взрывоопасных предметов), которые могут проникать в подкапотное пространство через неэкранированные сквозные отверстия, что может привести к выходу из строя двигателя и автомобиля в целом.
Заявленный авторами комплект дополнительного бронирования грузового транспортного средства включает в себя защиту кабины, основных узлов и агрегатов, капота и радиатора. Фронтальная защита капота в проекции радиатора выполнена в виде пулестойких ламелей (Рисунок 1), выполненных под заданным углом к фронтальной плоскости капота и заданным расстоянием между собой (Рисунок 2), что обеспечивает охлаждение подкапотного пространства и двигателя транспортного средства, а также защиту от пуль и осколков.
Целью изобретения является создание комплекта дополнительной бронезащиты экипажа, критически важных узлов и агрегатов грузового транспортного средства, сочетающего простоту монтажа, удобство эксплуатации и высокие показатели защищенности, а также обеспечивающего охлаждение подкапотного пространства и двигателя транспортного средства.
Технический результат изобретения достигается за счет того, что фронтальная защита капота в проекции радиатора выполняется в виде пулестойких ламелей, расположенных под углом 40-50° к фронтальной плоскости капота, причем расстояние между ламелями составляет 0,3-0,4 ширины ламелей.
Выполнение этих двух условий обеспечивает охлаждение подкапотного пространства и двигателя транспортного средства при обеспечении защиты от пуль и осколков.
Гарантированная эффективность изобретения достигается за счет выбора угла наклона пулестойких ламелей, равного 40-50° к фронтальной плоскости капота.
В случае если угол наклона пулестойких ламелей к фронтальной плоскости капота будет меньше 40°, то существенно уменьшится приток воздуха для охлаждения подкапотного пространства и двигателя, что может привести к нарушению теплового режима работы двигателя и последующему выходу его из строя.
В случае если угол наклона пулестойких ламелей к фронтальной плоскости капота будет больше 50°, то для сохранения стойкости к поражающим элементам необходимо будет увеличить количество пулестойких ламелей и сократить расстояния между ними. Это приведет к существенному увеличению массы защиты, что негативно скажется на передней подвеске автомобиля.
Таким образом, оптимальный угол наклона пулестойких ламелей составляет 40-50° к фронтальной плоскости капота.
Гарантированная эффективность изобретения достигается за счет выбора расстояния между пулестойкими ламелями, равного 0,3-0,4 ширины пулестойких ламелей.
В случае если расстояние между пулестойкими ламелями меньше 0,3 ширины пулестойких ламелей, то для обеспечения стойкости к поражающим элементам необходимо увеличить количество пулестойких ламелей. Это приведет к существенному увеличению массы защиты, что увеличит нагрузку на переднюю ось автомобиля.
В случае если расстояние между пулестойкими ламелями больше 0,4 ширины пулестойких ламелей, то, при сохранении указанного выше диапазона углов наклона ламелей, могут образовываться незащищенные промежутки между пулестойкими ламелями. Если же уменьшить угол наклона ламелей, то снизится приток воздуха для охлаждения подкапотного пространства и двигателя, что может привести к нарушению теплового режима работы двигателя и последующему выходу его из строя.
Таким образом, оптимальное расстояние между пулестойкими ламелями составляет 0,3-0,4 ширины ламелей.
Для проведения испытаний на заводе специальных материалов АО «НПО Спецматериалов» была изготовлена серия образцов фронтальной защиты с различными значениями угла наклона пулестойких ламелей и расстояния между ними.
Испытания проводились в испытательном центре АО «НПО Спецматериалов» (аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.22С308 от 26.08.2014). Каждый образец был подвергнут испытаниям по оценке эффективности защиты путем стрельбы из различных образцов оружия и метания осколков. Наиболее эффективными образцами в части противопульной и противоосколочной стойкости оказались образцы с заявленными в формуле параметрами.
Работоспособность технического решения по изобретению, в части обеспечения охлаждения двигателя, была подтверждена при проведении войсковой апробации в зоне СВО. Пробег транспортного средства с установленным комплектом дополнительного бронирования составил около 9000 км. В ходе испытаний регулярно отслеживались значения температуры охлаждающей жидкости, которые соответствовали значениям штатного теплового режима работы двигателя.
Таким образом, действие заявляемых параметров изобретения позволило обеспечить достижение заявленного технического результата - создание комплекта дополнительной бронезащиты экипажа, критически важных узлов и агрегатов грузового транспортного средства, сочетающего простоту монтажа, удобство эксплуатации и высокие показатели защищенности, а также обеспечивающего охлаждение подкапотного пространства и двигателя транспортного средства.
Заявленное техническое решение по конструктивным особенностям комплектов дополнительного бронирования грузового транспортного средства является новым, так как совокупность отличительных признаков изобретения, в том числе и в частных случаях, неизвестна из литературных данных и практического опыта работ в этой области.
Решение соответствует критерию «изобретательский уровень», так как предложенное не следует явным образом для специалиста из анализа отечественного и зарубежного уровня техники.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПЛЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БРОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2024 |
|
RU2838903C1 |
КОМПЛЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БРОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2023 |
|
RU2819839C1 |
АВТОМОБИЛЬ СКРЫТОГО БРОНИРОВАНИЯ | 2011 |
|
RU2502037C2 |
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ СТОЙКИ КУЗОВА И МЕСТА КРЕПЛЕНИЯ ДВЕРИ АТОМОБИЛЯ ПРИ БРОНИРОВАНИИ | 2012 |
|
RU2522463C2 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, БРОНЕВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАЩИЩЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В БРОНИРОВАННОЕ | 1995 |
|
RU2090391C1 |
БРОНИРОВАННАЯ БЕСКАПОТНАЯ КАБИНА С ПРОТИВОМИННОЙ ЗАЩИТОЙ | 2013 |
|
RU2517935C1 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И БРОНЕПАНЕЛЬ ДЛЯ НЕГО | 2015 |
|
RU2595242C1 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА БАЗЕ РАЛЛИЙНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2338147C1 |
Способ бронирования тепловоза специального поезда железнодорожных войск | 2022 |
|
RU2811546C2 |
ГРУЗОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СКРЫТОГО БРОНИРОВАНИЯ | 2023 |
|
RU2822179C1 |
Изобретение относится к бронезащите радиатора. Комплект дополнительного бронирования грузового транспортного средства включает фронтальную защиту капота в проекции радиатора. Фронтальная защита выполнена в виде пулестойких ламелей, расположенных под углом 40-50° к фронтальной плоскости капота. Расстояние между ламелями составляет 0,3-0,4 ширины ламелей. Достигаются высокие показатели защищенности, а также охлаждение радиатора и двигателя транспортного средства. 2 ил.
Комплект дополнительного бронирования грузового транспортного средства, включающий защиту кабины, основных узлов и агрегатов, капота и радиатора, отличающийся тем, что фронтальная защита капота в проекции радиатора выполнена в виде пулестойких ламелей, расположенных под углом 40-50° к фронтальной плоскости капота, причем расстояние между ламелями составляет 0,3-0,4 ширины ламелей.
US 4325283 A1, 20.04.1982 | |||
US 5753847 A1, 19.05.1998 | |||
US 4005662 A1, 01.02.1977 | |||
БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА РАДИАТОРА АВТОМОБИЛЯ | 2019 |
|
RU2727786C1 |
RU 100604 U1, 20.12.2010 | |||
0 |
|
SU183447A1 |
Авторы
Даты
2025-04-24—Публикация
2024-09-27—Подача