АНТИФРИЗ Российский патент 1997 года по МПК C09K5/00 

Описание патента на изобретение RU2093540C1

Изобретение относится к охлаждающим жидкостям на основе водно-гликолиевых жидкостей, которые используются при пониженных температурах, в частности для охлаждения в производстве аммиака. Возможно применение для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в других охлаждающих системах.

Известны различные водно-этиленгликолевые антифризы, которые в зависимости от температуры замерзания имеют разную концентрацию этиленгликоля в водном растворе и содержат антикоррозионные присадки (1).

Недостатком указанных составов является то, что известные присадки не обеспечивают сохранение исходных свойств антифриза в различных условиях эксплуатации.

Наиболее близким по совокупности признаков является антифриз на основе водно-гликолиевых жидкостей, содержащий бензоат натрия (0,01 5 мас.) и органический фосфат (триэтаноламинофосфат 3-10 мас.) (2)(см. "Негорючие теплоносители и гидравлические жидкости". Справочное руководство, под редакцией А.М.Сухотина, л. Химия, 1979 г. стр. 290-291 прототип).

Недостатком приведенного состава является то, что при использовании его в качестве охлаждающей жидкости в системах охлаждения аммиачных компрессоров происходит ухудшение эксплуатационных свойств антифриза, которое приводит к потере производительности перекачивающего насоса при подаче его к охлаждающим объектам. Потеря производительности перекачивающего антифриз насоса фиксируется снижением давления на нагнетании насоса. При снижении давления на нагнетании насоса количество и скорость перекачиваемой жидкости уменьшается, эффективность охлаждения ухудшается и реле, контролирующее скорость потока антифриза (для аммиачных компрессоров не менее 1,2 м/сек), отключает компрессор с целью недопущения перегрева.

Кроме указанного недостатка в процессе эксплуатации имеет место повышение коррозионной активности антифриза.

Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных свойств антифриза и снижение его коррозионной активности.

Поставленная задача решается тем, что известный антифриз на основе водно-этиленгликолевого раствора, содержащий бензоат натрия и органический фосфат, в качестве органического фосфата содержит трибутилфосфат при следующем соотношении компонентов (мас.):
этиленгликоль 30,0 66,7
бензоат натрия 0,1
трибутилфосфат 0,1
вода остальное.

Трибутилфосфат вводят в исходный раствор антифриза или в момент снижения давления на нагнетании перекачивающего насоса.

Предложенный антифриз обеспечивает бесперебойную длительную работу оборудования, снижается коррозионная активность антифриза.

Указанный эффект достигается за счет того, что в отличие от известных составов в предложенном составе антифриз содержит трибутилфосфат, который наряду с тем, что от применяется как ингибитор коррозии черных металлов в сернистых топливах и маслах для автомобильных двигателей, он еще обладает противоокислительными свойствами (см. А.Альцыбеева, С. Левин. "Ингибиторы коррозии металлов." Л. "Химия", 1968 г. с.192, W1613).

Поскольку этиленгликоль весьма склонен к окислению, указанное свойство трибутилфосфата дает преимущество по сравнению с известными органическими фосфатами, которые применяются в этиленгликолевых антифризах, но противоокислительными свойствами не обладает.

Все это обеспечивает уменьшение накопления в антифризе побочных примесей, ухудшающих эксплуатационные свойства. Кроме того, трибутилфосфат изменяет поверхностное натяжение жидкости, что приводит к эффекту пеногашения и предотвращения образования эмульсий, что также улучшает эксплуатационные свойства охлаждающей жидкости.

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Компоненты смесей соответствуют следующим требованиям:
этиленгликоль OH-CH2-CH2-OH, ГОСТ 19710-83
бензоат натрия C6H5COONa, ТУ 6-09-2785-73
трибутилфосфат (C4H9)3P04, ТУ 6-02-733-84
вода дистиллированная.

В отдельную емкость отбирают 66,7% мас. этиленгликоля, в другую емкость
30,2% мас. воды. В третью емкость отбирают 3% мас. воды, нагревают ее до 50-60 C и растворяют в ней 0,1% мас. бензойнокислого натрия. Все три составляющие сливают в общую емкость, куда добавляют 0,1% мас. трибутилфосфата и тщательно перемешивают. Антифриз имеет температуру замерзания -75oC, d204 1,08718. Приготовленный антифриз передают на эксплуатацию в систему охлаждения компрессоров в производстве аммиака из природного газа. Производительность компрессоров 1250 кг/час по жидкому аммиаку. Количество антифриза в системе охлаждения 160 л. Насос для перекачки антифриза центробежного типа (LESI BOB 40/25) производительностью 2 м3/час, число оборотов двигателя 15000 об/мин. Давление на нагнетании насоса контролируют по показаниям манометра.

Скорость коррозии определяют потенциометрически в начале и конце эксплуатации антифриза. Эксплуатационные показатели, характеризующиеся изменением при эксплуатации давления на нагнетании насоса, перекачивающего антифриз, и скорость коррозии в начале и конце эксплуатации приведены в таблице.

Пример 2. Аналогично примеру 1.

Количество этиленгликоля 50% мас.

температура замерзания 36oC,d204 1,0682.

Пример 3. Аналогично примеру 1.

Количество этиленгликоля 30,0% мас.

температура замерзания 14oC, d204 1,0399.

Пример 4. Аналогично примеру 2.

Трибутилфосфат вводят после снижения давления на нагнетании насоса. В частности, после эксплуатации исходного антифриза, не содержащего трибутилфосфат, в течение 1 суток. После чего антифриз сливают из системы в отдельную емкость, добавляют 0,1 мас. трибутилфосфата, тщательно перемешивают и возвращают в систему. Работа насоса восстанавливается и обеспечивается длительная (не менее 3-х месяцев) его эксплуатация.

Пример 5 (контрольный). Аналогично примеру 1.

В качестве органического фосфата используют триэтаноламинофосфат.

Пример 6 (контрольный). Аналогично примеру 2.

В качестве органического фосфата используют триэтаноламинофосфат.

Пример 7 (контрольный). Аналогично примеру 3.

В качестве органического фосфата используют триэтаноламинофосфат.

Результаты испытаний приведены в таблице.

Приведенные в таблице данные показывают, что составы антифриза (примеры 1-3) по сравнению с известными (примеры 5-7) обеспечивают непрерывную работу оборудования не менее 3 месяцев. В примерах 5-7 из-за снижения давления на нагнетании насоса после эксплуатации в течение 1 суток антифриз слит из системы охлаждения и заменен новым.

Пример 4 показывает, что трибутилфосфат можно вводить не только в исходный антифриз, а и после снижения давления (до 0,4 кг/см2). При этом работа насоса восстанавливается и система эксплуатируется не менее трех месяцев. Следует отметить, что требуемое количество трибутилфосфата (0,1% мас.) ниже количества триэтаноламинофасфата по прототипу (30-10%).

Во все примерах с трибутилфосфатом антифриз имеет скорость коррозии ниже как в начале, так и в конце эксплуатации по сравнению с антифризом с триэтаноламинофосфатом.

Похожие патенты RU2093540C1

название год авторы номер документа
ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ ДЛЯ СОЛНЕЧНОГО КОЛЛЕКТОРА 2013
  • Смирнова Нина Владимировна
  • Горчаков Вячеслав Владимирович
  • Смирнов Роман Владимирович
RU2557611C2
КОМПОЗИЦИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОГО ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ 1998
  • Морковин А.В.
  • Борисенко Т.Б.
  • Файкин Е.В.
  • Плотников А.Д.
  • Щербаков А.И.
  • Чернова Г.П.
RU2137798C1
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости для эксплуатации в особо тяжелых условиях 2019
  • Вишнякова Елена Евгеньевна
RU2748916C2
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ 1998
  • Прокудин А.В.
RU2145624C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИСТИРОЛА 1991
  • Силкин Станислав Павлович[Ua]
  • Островская Алина Ивановна[Ua]
  • Янковский Николай Андреевич[Ua]
  • Кравченко Борис Васильевич[Ua]
  • Польоха Алина Михайловна[Ua]
  • Алешина Анна Борисовна[Ua]
  • Процак Валентина Матвеевна[Ua]
  • Господынько Юрий Борисович[Ua]
RU2086564C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННОГО АНТИФРИЗА НА ОСНОВЕ ВОДНО-ЭТИЛЕНГЛИКОЛЕВОГО РАСТВОРА ОТ ПРОДУКТОВ ОКИСЛЕНИЯ ЭТИЛЕНГЛИКОЛЯ, ПРОДУКТОВ КОРРОЗИИ И МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ 2002
  • Белокурова И.Н.
  • Хромова Т.В.
RU2221766C1
ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ ДЛЯ АНТИФРИЗОВ 2008
  • Беликов Сергей Евгеньевич
RU2356927C1
АНТИФРИЗ 1997
  • Белокурова И.Н.
  • Садовникова И.Г.
  • Постников Ю.Ю.
  • Масютенко Г.Г.
RU2117024C1
Антифриз 1989
  • Мирошников Александр Михайлович
  • Жаворонкова Дина Лейбовна
  • Бадикова Людмила Евгеньевна
  • Коблова Надежда Ивановна
  • Борисов Алексей Васильевич
SU1658205A1
ЖИДКИЙ ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ 1998
RU2139906C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 093 540 C1

Реферат патента 1997 года АНТИФРИЗ

Использование: в системах охлаждения компрессоров в производстве аммиака, для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в других охлаждающих системах. Сущность: антифриз содержит в мас. проц.: этиленгликоль 30,0-66,7, бензоат натрия 0,1, трибутилфосфат 0,1, вода - остальное. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 093 540 C1

Антифриз на основе водноэтиленгликолевого раствора, содержащий бензоат натрия и органический фосфат, отличающийся тем, что в качестве органического фосфата он содержит трибутилфосфат при следующем соотношении компонентов, мас.

Этиленгликоль 30,0 66,7
Бензоат натрия 0,1
Трибутилфосфат 0,1
Вода Остальноес

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2093540C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для определения гибкости обуви 1986
  • Тонких Геннадий Петрович
  • Кочеткова Тамара Сергеевна
SU1397792A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Негорючие теплоносители и гидравлические жидкости
Справочное руководство
/Под ред
А.М.Сухотина
- Л.: Химия, 1979, с
РЕЛЬСОВАЯ ПЕДАЛЬ 1920
  • Романовский Я.К.
SU290A1

RU 2 093 540 C1

Авторы

Янковский Николай Андреевич[Ua]

Никитина Эмилия Францевна[Ua]

Островская Алина Ивановна[Ua]

Кравченко Борис Васильевич[Ua]

Польоха Алина Михайловна[Ua]

Лозовая Валентина Ивановна[Ua]

Петухова Антонина Ивановна[Ua]

Стасюк Лариса Михайловна[Ua]

Березовский Александр Васильевич[Ua]

Туголуков Александр Владимирович[Ua]

Даты

1997-10-20Публикация

1993-07-30Подача