Изобретение относится к охлаждающим жидкостям на основе водно-гликолиевых жидкостей, которые используются при пониженных температурах, в частности для охлаждения в производстве аммиака. Возможно применение для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в других охлаждающих системах.
Известны различные водно-этиленгликолевые антифризы, которые в зависимости от температуры замерзания имеют разную концентрацию этиленгликоля в водном растворе и содержат антикоррозионные присадки (1).
Недостатком указанных составов является то, что известные присадки не обеспечивают сохранение исходных свойств антифриза в различных условиях эксплуатации.
Наиболее близким по совокупности признаков является антифриз на основе водно-гликолиевых жидкостей, содержащий бензоат натрия (0,01 5 мас.) и органический фосфат (триэтаноламинофосфат 3-10 мас.) (2)(см. "Негорючие теплоносители и гидравлические жидкости". Справочное руководство, под редакцией А.М.Сухотина, л. Химия, 1979 г. стр. 290-291 прототип).
Недостатком приведенного состава является то, что при использовании его в качестве охлаждающей жидкости в системах охлаждения аммиачных компрессоров происходит ухудшение эксплуатационных свойств антифриза, которое приводит к потере производительности перекачивающего насоса при подаче его к охлаждающим объектам. Потеря производительности перекачивающего антифриз насоса фиксируется снижением давления на нагнетании насоса. При снижении давления на нагнетании насоса количество и скорость перекачиваемой жидкости уменьшается, эффективность охлаждения ухудшается и реле, контролирующее скорость потока антифриза (для аммиачных компрессоров не менее 1,2 м/сек), отключает компрессор с целью недопущения перегрева.
Кроме указанного недостатка в процессе эксплуатации имеет место повышение коррозионной активности антифриза.
Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных свойств антифриза и снижение его коррозионной активности.
Поставленная задача решается тем, что известный антифриз на основе водно-этиленгликолевого раствора, содержащий бензоат натрия и органический фосфат, в качестве органического фосфата содержит трибутилфосфат при следующем соотношении компонентов (мас.):
этиленгликоль 30,0 66,7
бензоат натрия 0,1
трибутилфосфат 0,1
вода остальное.
Трибутилфосфат вводят в исходный раствор антифриза или в момент снижения давления на нагнетании перекачивающего насоса.
Предложенный антифриз обеспечивает бесперебойную длительную работу оборудования, снижается коррозионная активность антифриза.
Указанный эффект достигается за счет того, что в отличие от известных составов в предложенном составе антифриз содержит трибутилфосфат, который наряду с тем, что от применяется как ингибитор коррозии черных металлов в сернистых топливах и маслах для автомобильных двигателей, он еще обладает противоокислительными свойствами (см. А.Альцыбеева, С. Левин. "Ингибиторы коррозии металлов." Л. "Химия", 1968 г. с.192, W1613).
Поскольку этиленгликоль весьма склонен к окислению, указанное свойство трибутилфосфата дает преимущество по сравнению с известными органическими фосфатами, которые применяются в этиленгликолевых антифризах, но противоокислительными свойствами не обладает.
Все это обеспечивает уменьшение накопления в антифризе побочных примесей, ухудшающих эксплуатационные свойства. Кроме того, трибутилфосфат изменяет поверхностное натяжение жидкости, что приводит к эффекту пеногашения и предотвращения образования эмульсий, что также улучшает эксплуатационные свойства охлаждающей жидкости.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1. Компоненты смесей соответствуют следующим требованиям:
этиленгликоль OH-CH2-CH2-OH, ГОСТ 19710-83
бензоат натрия C6H5COONa, ТУ 6-09-2785-73
трибутилфосфат (C4H9)3P04, ТУ 6-02-733-84
вода дистиллированная.
В отдельную емкость отбирают 66,7% мас. этиленгликоля, в другую емкость
30,2% мас. воды. В третью емкость отбирают 3% мас. воды, нагревают ее до 50-60 C и растворяют в ней 0,1% мас. бензойнокислого натрия. Все три составляющие сливают в общую емкость, куда добавляют 0,1% мас. трибутилфосфата и тщательно перемешивают. Антифриз имеет температуру замерзания -75oC, d20 4 1,08718. Приготовленный антифриз передают на эксплуатацию в систему охлаждения компрессоров в производстве аммиака из природного газа. Производительность компрессоров 1250 кг/час по жидкому аммиаку. Количество антифриза в системе охлаждения 160 л. Насос для перекачки антифриза центробежного типа (LESI BOB 40/25) производительностью 2 м3/час, число оборотов двигателя 15000 об/мин. Давление на нагнетании насоса контролируют по показаниям манометра.
Скорость коррозии определяют потенциометрически в начале и конце эксплуатации антифриза. Эксплуатационные показатели, характеризующиеся изменением при эксплуатации давления на нагнетании насоса, перекачивающего антифриз, и скорость коррозии в начале и конце эксплуатации приведены в таблице.
Пример 2. Аналогично примеру 1.
Количество этиленгликоля 50% мас.
температура замерзания 36oC,d20 4 1,0682.
Пример 3. Аналогично примеру 1.
Количество этиленгликоля 30,0% мас.
температура замерзания 14oC, d20 4 1,0399.
Пример 4. Аналогично примеру 2.
Трибутилфосфат вводят после снижения давления на нагнетании насоса. В частности, после эксплуатации исходного антифриза, не содержащего трибутилфосфат, в течение 1 суток. После чего антифриз сливают из системы в отдельную емкость, добавляют 0,1 мас. трибутилфосфата, тщательно перемешивают и возвращают в систему. Работа насоса восстанавливается и обеспечивается длительная (не менее 3-х месяцев) его эксплуатация.
Пример 5 (контрольный). Аналогично примеру 1.
В качестве органического фосфата используют триэтаноламинофосфат.
Пример 6 (контрольный). Аналогично примеру 2.
В качестве органического фосфата используют триэтаноламинофосфат.
Пример 7 (контрольный). Аналогично примеру 3.
В качестве органического фосфата используют триэтаноламинофосфат.
Результаты испытаний приведены в таблице.
Приведенные в таблице данные показывают, что составы антифриза (примеры 1-3) по сравнению с известными (примеры 5-7) обеспечивают непрерывную работу оборудования не менее 3 месяцев. В примерах 5-7 из-за снижения давления на нагнетании насоса после эксплуатации в течение 1 суток антифриз слит из системы охлаждения и заменен новым.
Пример 4 показывает, что трибутилфосфат можно вводить не только в исходный антифриз, а и после снижения давления (до 0,4 кг/см2). При этом работа насоса восстанавливается и система эксплуатируется не менее трех месяцев. Следует отметить, что требуемое количество трибутилфосфата (0,1% мас.) ниже количества триэтаноламинофасфата по прототипу (30-10%).
Во все примерах с трибутилфосфатом антифриз имеет скорость коррозии ниже как в начале, так и в конце эксплуатации по сравнению с антифризом с триэтаноламинофосфатом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ ДЛЯ СОЛНЕЧНОГО КОЛЛЕКТОРА | 2013 |
|
RU2557611C2 |
КОМПОЗИЦИЯ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОГО ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2137798C1 |
Рецептура автомобильной охлаждающей жидкости для эксплуатации в особо тяжелых условиях | 2019 |
|
RU2748916C2 |
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 1998 |
|
RU2145624C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИСТИРОЛА | 1991 |
|
RU2086564C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННОГО АНТИФРИЗА НА ОСНОВЕ ВОДНО-ЭТИЛЕНГЛИКОЛЕВОГО РАСТВОРА ОТ ПРОДУКТОВ ОКИСЛЕНИЯ ЭТИЛЕНГЛИКОЛЯ, ПРОДУКТОВ КОРРОЗИИ И МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ | 2002 |
|
RU2221766C1 |
ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ ДЛЯ АНТИФРИЗОВ | 2008 |
|
RU2356927C1 |
АНТИФРИЗ | 1997 |
|
RU2117024C1 |
ЖИДКИЙ ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2139906C1 |
Антифриз | 1989 |
|
SU1658205A1 |
Использование: в системах охлаждения компрессоров в производстве аммиака, для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в других охлаждающих системах. Сущность: антифриз содержит в мас. проц.: этиленгликоль 30,0-66,7, бензоат натрия 0,1, трибутилфосфат 0,1, вода - остальное. 1 табл.
Антифриз на основе водноэтиленгликолевого раствора, содержащий бензоат натрия и органический фосфат, отличающийся тем, что в качестве органического фосфата он содержит трибутилфосфат при следующем соотношении компонентов, мас.
Этиленгликоль 30,0 66,7
Бензоат натрия 0,1
Трибутилфосфат 0,1
Вода Остальноес
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для определения гибкости обуви | 1986 |
|
SU1397792A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Негорючие теплоносители и гидравлические жидкости | |||
Справочное руководство | |||
/Под ред | |||
А.М.Сухотина | |||
- Л.: Химия, 1979, с | |||
РЕЛЬСОВАЯ ПЕДАЛЬ | 1920 |
|
SU290A1 |
Авторы
Даты
1997-10-20—Публикация
1993-07-30—Подача