Изобретение относится к транспортным средствам и конкретно касается конструкции радиатора системы охлаждения силовой установки транспортного средства.
Известен радиатор системы охлаждения двигателя транспортного средства, выбранный в качестве прототипа, содержащий рамку, состоящую из верхнего и нижнего бачков с отверстиями, связанных между собой боковинами, сердцевину, выполненную в виде отдельных секций, каждая из которых выполнена с расположенными в ее верхней и нижней частях соединительными патрубками с кольцевыми выступами для размещения их в соответствующих отверстиях бачков, а также уплотнительные элементы, расположенные на соединительных патрубках. Каждый соединительный патрубок снабжен прижимной тарелкой, выполненной с фланцем с кольцевой впадиной и установленной на нем между кольцевым выступом и секцией с возможностью осевого перемещения и вращения, причем фланец выполнен в виде по меньшей мере двух неполных секторов, расположенных диаметрально противоположно и изогнутых по общей винтовой образующей, а верхний и нижний бачки снабжены кронштейнами, расположенными попарно на диаметрально противоположных сторонах каждого отверстия и выполненными с фланцами для обеспечения возможности контактирования с фланцами соответствующей тарелки, при этом фланцы каждой пары кронштейнов изогнуты по общей винтовой образующей, соответствующей винтовой образующей фланцев прижимной тарелки, а каждый уплотнительный элемент сопряжен с кольцевой впадиной прижимной тарелки.
Недостатками известного радиатора являются его небольшой срок эксплуатации, так как при повреждении одной из секций радиатор в целом окажется не работоспособным, к тому же для обнаружения и устранения повреждения водителю в пути потребуется длительное время, так как радиатор находится в закрытом моторном отсеке и при движении транспортного средства радиатор из кабины водителя не виден, а восстановление работоспособности радиатора возможно только заменой или ремонтом поврежденной детали.
Изобретение направлено на увеличение срока эксплуатации и снижение времени обнаружения и устранения его повреждения при компактности и надежности конструкции.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в радиаторе системы охлаждения силовой установки транспортного средства секции радиатора выполнены в виде отдельных ячеек, входы и выходы которых соединены между собой вертикальными и горизонтальными патрубками, имеющими гаечное резьбовое соединение, причем горизонтальные патрубки выполнены в виде дополнительных теплообменников, кроме того, входы и выходы ячеек радиатора имеют трехпозиционные краны, при этом выходы ячеек снабжены обратными клапанами, а верхний бачок снабжен датчиком, связанным с сигнальной лампой, установленной в кабине водителя.
Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемый радиатор системы охлаждения силовой установки транспортного средства отличается тем, что секции радиатора выполнены в виде отдельных ячеек, верхний бачок снабжен датчиком, соединенным с сигнальной лампой, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".
На чертеже показан радиатор, общий вид.
Радиатор состоит из верхнего 1 и нижнего 2 бачков, связанных между собой боковинами 3. Эта жесткая конструкция образует рамку радиатора. Сердцевина радиатора выполнена в виде отдельных секций 4 (на чертеже показаны пунктиром). Секции 4 состоят из отдельных ячеек 5. Каждая ячейка 5 имеет вертикальные 6 входные и выходные патрубки, на которых располагаются трехпозиционные краны 7 и обратные клапаны 8, расположенные на вертикальных выходных патрубках. Между вертикальными патрубками 6 расположены горизонтальные патрубки 9, выполненные в виде дополнительных теплообменников. Горизонтальные 9 и вертикальные 6 патрубки снабжены гаечными резьбовыми соединениями 10, на стыке которых установлено уплотнительное резиновое кольцо 11. Верхний 1 бачок снабжен датчиком 12 поплавкового типа и сигнальной лампой (на чертеже не показана), установленной в кабине водителя.
Радиатор работает следующим образом.
Нагретая охлаждающая жидкость поступает из силовой установки в верхний бачок 1 радиатора, затем проходит через вертикальный патрубок 6, гаечное резьбовое соединение 10, трехпозиционный кран 7, ячейку 5, охлаждаясь в ней, обратный клапан 8, затем вновь попадает по тому же пути в следующую ячейку и в конечном итоге достигаем нижнего бачка, откуда возвращается в силовую установку, при этом сигнал от датчика 12 водителю не подается.
В случае повреждения одной из ячеек 5 охлаждающая жидкость начинает постепенно вытекать через пробоину, в результате чего снижается уровень жидкости в верхнем бачке 1, что приводит к срабатыванию датчика 12 и сигнализации водителю о повреждении. Водитель после остановки транспортного средства перекрывает трехпозиционный кран 7 на вертикальном патрубке 6, соответствующий поврежденной ячейке 5, и тем самым отключает ее. При этом обратный клапан 8 под действием давления охлаждающей жидкости перекрывает ее прохождение к отверстию поврежденной ячейки снизу.
Таким образом, снижается время обнаружения и устранения повреждения радиатора.
При повреждении одной из ячеек 5 радиатор работает следующим образом.
Нагретая охлаждающая жидкость поступает из силовой установки в верхний бачок 1 радиатора, затем проходит через вертикальный патрубок 6, гаечное резьбовое соединение 10, трехпозиционный кран 7, горизонтальный патрубок 9, в котором дополнительно охлаждается, затем подводится к трехпозиционному крану соседней ячейки и далее следует по исправным элементам радиатора и в конечном итоге попадает в нижний бачок 2, откуда возвращается в силовую установку.
Перед возобновлением движения транспортного средства водитель доливает в систему охлаждения до уровня охлаждающую жидкость и тем самым возвращает систему охлаждения в работоспособное первичное состояние. Хотя в результате повреждения одной из ячеек тепловая эффективность радиатора снизилась, однако работоспособность радиатора в целом сохранилась, а следовательно, повысилась и его живучесть.
Срок эксплуатации радиатора повышен пропорционально количеству отдельных ячеек, используемых в отдельной секции. При отключении отдельных ячеек при низкой температуре окружающего воздуха система охлаждения не будет переохлаждаться, а будет прогреваться и в силовой установке будет поддерживаться оптимальный температурный режим. Кроме того, возможно дифференцированное использование таких радиаторов для различных климатических зон, так как известно, что температуры окружающего воздуха в этих зонах различны, а следовательно, необходима и различная поверхность охлаждения радиатора. Изготовление радиатора из отдельных ячеек позволяет создавать рациональные конструкции, которые могут иметь минимальные размеры и необходимую тепловую эффективность для любой климатической зоны, в которой эксплуатируется транспортное средство.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАДИАТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2266827C2 |
РАДИАТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2374091C2 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2187027C2 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО РУЛЕВОГО УСИЛИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2374116C2 |
УСТРОЙСТВО НАКЛОНА УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ПОВОРОТЕ | 1999 |
|
RU2176204C2 |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2137648C1 |
УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2008046C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ И ПОДВЕСКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2131360C1 |
СИГНАЛИЗАТОР АВАРИЙНОГО РЕЗЕРВА ТОПЛИВА | 1997 |
|
RU2133202C1 |
СИСТЕМА АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2211771C2 |
Использование: в транспортных средствах, а именно в конструкциях радиаторов систем охлаждения силовых установок. Сущность изобретения: секции радиатора выполнены в виде отдельных ячеек, входы и выхода которых соединены между собой вертикальными и горизонтальными патрубками, имеющими гаечное резьбовое соединение, причем горизонтальные патрубки выполнены в виде дополнительных теплообменников, а входы и выходы ячеек снабжены обратными клапанами, верхний бачок снабжен датчиком, связанным с сигнальной лампой, установленной в кабине водителя. 1 ил.
Радиатор системы охлаждения силовой установки транспортного средства, содержащий рамку, состоящую из верхнего и нижнего бачков с отверстиями, связанных между собой боковинами, сердцевину, выполненную в виде отдельных секций, каждая из которых выполнена с расположенными в ее верхней и нижней частях соединительными патрубками, которые снабжены уплотнительными элементами в виде резиновых колец, расположенными на стыках патрубков, отличающийся тем, что секции радиатора выполнены в виде отдельных ячеек, входы и выходы которых соединены между собой вертикальными и горизонтальными патрубками, имеющими гаечное резьбовое соединение, причем горизонтальные патрубки выполнены в виде дополнительных теплообменников, а входы и выходы ячеек радиатора имеют трехпозиционные краны, при этом выходы ячеек снабжены обратными клапанами, а верхний бачок снабжен датчиком, связанным с сигнальной лампой, установленной в кабине водителя.
Радиатор системы охлаждения двигателя транспортного средства | 1990 |
|
SU1770162A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1997-10-27—Публикация
1995-02-01—Подача