РАДИАТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2009 года по МПК B60K11/02 

Описание патента на изобретение RU2374091C2

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при конструировании и изготовлении радиаторов систем охлаждения силовых установок транспортных средств.

Известен радиатор [1] (прототип) системы охлаждения силовой установки транспортного средства, который содержит заливную горловину с пробкой, левый и правый бачки, каркас, трубчатую сердцевину, входной и выходной патрубки.

Недостатком данной конструкции радиатора является ее неэффективная тепловая производительность при различных температурах окружающего воздуха, так как его конструкция рассчитана на обеспечение температурного режима силовой установки на максимальную температуру окружающей среды (до +45°С) [2, с.195], а при температурах окружающего воздуха ниже максимальной радиатор работает с недогрузкой.

Изобретение направлено на повышение тепловой эффективности радиатора.

Технический результат достигается тем, что прелагаемый радиатор, содержащий заливную горловину, левый и правый бачки, трубчатую сердцевину, входной и выходной патрубки, установленные на каркасе, при этом он дополнительно снабжен поршнем, термостатом и направляющим стержнем, расположенными в левом бачке, причем термостат вмонтирован в поршень, вместе с которым они расположены на направляющем стержне, установленном жестко в корпусе левого бачка, гидравлически связанного с входным патрубком, а через трубчатую сердцевину - с правым бачком, выходным патрубком и заливной горловиной.

Отличительным признаком от прототипа является то, что радиатор снабжен дополнительно поршнем, термостатом и стержнем, расположенными в левом бачке.

На чертеже показан радиатор силовой установки транспортного средства, общий вид.

Радиатор состоит из горловины 1, которая закрыта пробкой с паровоздушным клапаном (не показан), левого 3 и правого 4 бачков, установленных на соответствующих боковинах трубчатой сердцевины 9, которые закреплены на каркасе 6. Левый 3 бачок содержит стержень 2, на котором размещается поршень 5 с встроенным в него термостатом 10. Стержень 2 установлен жестко в корпусе левого 3 бачка, гидравлически связанного с входным патрубком 7, а через трубчатую сердцевину 9 - с правым 4 бачком, выходным патрубком 8 и заливной горловиной 1.

Работа радиатора может осуществляться в четырех режимах: исходном, холостого хода, эксплуатационном и максимальном, на которых он работает следующим образом.

В исходном режиме, при неработающем циркуляционном насосе силовой установки (не показаны), охлаждающая жидкость не поступает к входному патрубку 7. Поршень 5, под действием своей массы, находится в нижней части стержня 5 левого 3 бачка. Термостат 10 закрыт. Охлаждающая жидкость заполняет весь гидравлический тракт радиатора, но не циркулирует в нем.

При работе циркуляционного насоса системы охлаждения силовой установки в режиме холостого хода (минимальная частота вращения вала) охлаждающая жидкость подводиться к входному патрубку 7 и поршню 5, при этом давление охлаждающей жидкости на поршень 5 минимально. Поршень 5 поднимается на минимальную высоту по стержню 2, обеспечивая протекание жидкости от входного патрубка 7 через нижний ряд трубчатой сердцевины 9. Производительность насоса и теплопередача от силовой установки в охлаждающую жидкость в этом режиме минимальны [4], а тепловая эффективность нижнего ряда трубок радиатора будет максимальна. При длительной работе в том режиме и нагреве охлаждающей жидкости свыше эксплуатационной температуры открывается термостат 10 и жидкость поступает в надпоршневую область левого 3 бачка, проходит через верхние ряды трубчатой сердцевины 9, охлаждаясь в них, далее проходит через правый бачок 4 и выходной патрубок 8 и возвращается в систему охлаждения силовой установки. После чего термостат 10 закрывается и цикл работы радиатора в этом режиме повторяется.

При работе циркуляционного насоса системы охлаждения силовой установки на эксплуатационном режиме поршень 5 может занимать промежуточное положение на стержне 2 между верхним и нижним концами левого 3 бачка, при этом его положение на стержне 2 будет также зависеть от давления охлаждающей жидкости, которое пропорционально частоте вращения вала силовой установки [3, с.133]. Жидкость, поступающая во входной патрубок 7, протекает только через ряды трубчатой секции 9, расположенные под его поршневой областью.

Жидкость, расположенная над поршнем 5, выдавливается поршнем 5 через неработающие ряды трубчатой секции 9.

Количество тепла, отдаваемого силовой установкой в охлаждающую жидкость, также пропорционально частоте вращения вала силовой установки [4, с.140], что позволяет при фиксированном режиме работы силовой установки обеспечивать рациональную нагрузку радиатора. Жидкость при этом будет находиться в диапазоне эксплуатационных температур, то есть не будет переохлаждаться и перегреваться, то есть будет обеспечиваться эффективный теплообмен. При длительной работе силовой установки на определенной частоте вала поршень 5 будет занимать фиксированное промежуточное положение на стержне 2 и в случае перегрева жидкости откроется термостат 10 и жидкость поступит в надпоршневую область левого бачка 3. После чего термостат 10 закрывается и цикл работы радиатора в этом режиме повторяется.

При работе циркуляционного насоса системы охлаждения силовой установки в максимальном режиме поршень 5 будет занимать верхнее положение в верхнем конце левого 3 бачка. Производительность насоса и теплопередача от силовой установки в охлаждающую жидкость в этом режиме будут максимальными и тепловая эффективность радиатора также будет максимальной, так как в работе радиатора будут задействованы все ряды трубчатой секции 9.

Таким образом, тепловая эффективность радиатора повысилась благодаря его интегральной производительности, пропорциональной количеству рядов трубчатой секции 9 при использовании на различных режимах работы за счет пропорционального перемещения поршня 5 давлению жидкости и пропуску ее на фиксированном режиме через термостат 10.

При интегральной производительности радиатора в его работе участвует определенное (рациональное) количество рядов трубчатой сердцевины 9, а не вся поверхность охлаждения радиатора (как у прототипа), что обеспечивает более эффективный теплообмен при температурах окружающего воздуха ниже +45°С и особенно в холодное время года.

Источники информации

1. Иванов А.М., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. И др. Основы конструкции автомобиля.: - М. ООО Книжное издательство «За рулем», 2005. - 336 с.

2. Бурков В.В., Индейкин А.И. Автотракторные радиаторы. - Л.: Машиностроение, 1978. - 216 с.

3. Вознюк В.С. Гидравлика и гидравлические машины. М.: Воениздат, 1979. - 168 с.

4. Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. - М.: Высшая школа, 2002. - 496 с.

Похожие патенты RU2374091C2

название год авторы номер документа
РАДИАТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Бовшовский Станислав Зигмундович
  • Новиков Сергей Леонидович
  • Надеждин Сергей Владимирович
  • Гаврилов Николай Николаевич
RU2653914C2
РАДИАТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Бовшовский С.З.
  • Макарьев М.В.
RU2266827C2
РАДИАТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Бовшовский С.З.
RU2094243C1
Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Попов Леонид Николаевич
  • Воронов Владимир Александрович
  • Каминский Валерий Наумович
SU1539351A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО РУЛЕВОГО УСИЛИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Монастырный Андрей Геннадьевич
  • Бовшовский Станислав Зигмундович
RU2374116C2
УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1990
  • Рощупкин В.В.
  • Глебов А.Н.
RU2008046C1
Радиатор системы охлаждения автотракторных двигателей 2022
  • Дидманидзе Отари Назирович
  • Парлюк Екатерина Петровна
  • Гузалов Артёмбек Сергеевич
  • Большаков Николай Александрович
  • Хакимов Рамиль Тагирович
  • Ожегов Николай Михайлович
RU2801632C1
РАСШИРИТЕЛЬНЫЙ БАЧОК 2008
  • Косогоров Вячеслав Васильевич
  • Поленков Андрей Александрович
RU2369753C1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1978
  • Зайченко Евгений Николаевич
  • Петренко Виктор Анатольевич
  • Павлиский Василий Михайлович
  • Деулин Константин Николаевич
  • Москалев Владимир Васильевич
  • Нагорняк Георгий Андреевич
  • Стефанишин Владимир Иванович
  • Кулаков Александр Григорьевич
  • Шатров Евгений Васильевич
SU771352A1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Поликер Б.Е.
  • Аникин С.А.
  • Ильинский В.А.
  • Михальский Л.Л.
  • Морозов В.П.
  • Канищев В.С.
  • Светиков В.Н.
  • Воробьев А.Л.
  • Фомин В.К.
  • Поцелуев А.Н.
  • Косяков Н.И.
  • Емельянов И.А.
  • Сутормин В.С.
  • Леонов И.В.
RU2109148C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 374 091 C2

Реферат патента 2009 года РАДИАТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при конструировании и изготовлении радиаторов систем охлаждения силовых установок транспортных средств. Радиатор системы охлаждения состоит из заливной горловины, левого и правого бачка, трубчатой сердцевины, входного и выходного патрубка, установленных на каркасе. Устройство снабжено поршнем, термостатом и направляющим стержнем, расположенными в левом бачке. Поршень вместе с вмонтированным термостатом расположен на направляющем стержне, установленном жестко в корпусе левого бачка. Левый бачок гидравлически связан с входным патрубком, а через трубчатую сердцевину - с правым бачком, выходным патрубком и заливной горловиной. Изобретение направлено на повышение тепловой эффективности радиатора. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 374 091 C2

Радиатор системы охлаждения силовой установки, содержащий заливную горловину, левый и правый бачки, трубчатую сердцевину, входной и выходной патрубки, установленные на каркасе, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен поршнем, термостатом и направляющим стержнем, расположенными в левом бачке, причем термостат вмонтирован в поршень, вместе с которым они расположены на направляющем стержне, установленном жестко в корпусе левого бачка, гидравлически связанного с входным патрубком, а через трубчатую сердцевину с правым бачком, выходным патрубком и заливной горловиной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2374091C2

Иванов A.M., Солнцев А.Н., Гаевский В.В
и др
Основы конструкции автомобиля
- М.: ООО Книжное издательство «За рулем», 2005
KR 20020045849 А, 20.06.2002
JP 4043813 А, 13.02.1992
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Шишкин Николай Константинович
  • Миронычев Михаил Андреевич
  • Меньшенин Павел Алексеевич
RU2293856C1

RU 2 374 091 C2

Авторы

Бовшовский Станислав Зигмундович

Бовшовский Дмитрий Станиславович

Акинин Денис Александрович

Даты

2009-11-27Публикация

2007-04-17Подача