Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым, в частности, в автосцепных устройствах подвижного состав железных дорог.
Известен способ термической обработки литых деталей стали, включающий нагрев до температуры закалки с охлаждением в воде и высокий отпуск.
В условиях интенсивного высокоскоростного движения срок службы данных деталей недостаточен ввиду их износа и усталостных повреждений в эксплуатации.
Настоящее изобретение решает задачу повышения долговечности и эксплуатационной надежности литых деталей автосцепного устройства.
Задача решается тем, что для повышения износостойкости и усталостной прочности деталей охлаждение ведут путем ввода детали в движущийся со скоростью
V (0,7.3,0)S0,34
поток воды, находящийся под избыточным давлением 0,1-0,2 МПа, где V - скорость движения воды, м/с; S толщина детали в несущих сечениях, мм.
Данные условия охлаждения позволяют в наибольшей степени реализовать возможности стали, обеспечивая упрочнение поверхности на твердость 40 47 HRC. Износостойкость деталей увеличивается более, чем в 1,5 раза, предел выносливости возрастает минимум, на 15%
Избыточное давление 0,1 0,2 МПа в камере охлаждения обеспечивает плотность водяного потока и равномерность охлаждения деталей сложной несимметричной формы, каковыми являются детали автосцепного устройства. Перемещение находящейся под давлением воды с скоростью (0,7.3,0)S0,34 обеспечивает получение критической скорости закалки, интенсивность охлаждения, достаточную для получения в поверхностных слоях деталей преимущественно мартенситной структуры и не сопровождается неоправданным перерасходом электроэнергии для питания насосов, подающих воду в охлаждающее устройство.
Новизна решения, характеризуемая его отличительными признаками, состоит в том, что сочетание давления скорости водяного потока создает равномерность и интенсивность охлаждения, обеспечивающее эффективное упрочнение литых деталей из стандартных конструкционных сталей обыкновенного качества и повышающее долговечность и надежность деталей в эксплуатации.
Предлагаемое решение осуществляется следующим образом.
Литой корпус автосцепки с толщиной стенки 21 м из стали 20ГЛ нагревали в газовой проходной печи до 950oC, переносили в охлаждающее устройство, конструкция которого обеспечивала при использовании центробежных насосов с суммарной производительностью до 900 м3/ч избыточное давление в камере охлаждения 2.8 м/с, что удовлетворяет вышеприведенному соотношению.
Отпуск закаленных деталей не производили.
Твердость поверхности деталей после закалки составила 46 HRCэ износостойкость по результатам испытаний возросла в 1,7 раза по сравнению с серийными деталями и предел выносливости увеличился на 19%
Использование предлагаемого решения обеспечивает по сравнению с прототипом следующие преимущества: повышение долговечности и надежности деталей в эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОРПУСА АВТОСЦЕПКИ | 1992 |
|
RU2066693C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛЬНЫХ ЛИТЫХ СЕРДЕЧНИКОВ КРЕСТОВИН ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ | 1987 |
|
RU2068449C1 |
Рельсовая подкладка | 1991 |
|
SU1802822A3 |
Способ упрочнения стальных деталей | 1987 |
|
SU1470786A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕСУЩИХ ДЕТАЛЕЙ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ | 2004 |
|
RU2258085C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЕЙНЫХ СВИНЦОВИСТЫХ ЛАТУНЕЙ | 1991 |
|
RU2030482C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ АВТОСЦЕПКИ | 2009 |
|
RU2415182C1 |
Способ термической обработки литых аустенитных сталей | 1979 |
|
SU901302A1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ НИЗКОУГЛЕРОДИСТЫХ ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ | 2017 |
|
RU2639082C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАКАЛКИ РЕЛЬСОВЫХ ПОДКЛАДОК | 1992 |
|
RU2040552C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым в автосцепных устройствах подвижного состава железных дорог. Изображение решает задачу повышения долговечности и эксплуатационной надежности литых деталей автосцепного устройства. Указанная задача решается тем, что для повышения износостойкости и усталостной прочности деталей предлагается осуществлять закалку с охлажденным потоком воды, находящейся в камере охлаждения под избыточным давлением 0,1 - 0,2 МПа и движущегося относительно закаливаемых поверхностей несущих сечений деталей со скоростью, удовлетворяющей следующему соотношению: V = (0,7...3,0)S0,34, где: V - скорость движения воды, м/с, S - толщина детали в несущих сечениях.
Способ термической обработки литых деталей из малоуглеродистой и низколегированной стали, включающий сквозной нагрев детали до температуры закалки и охлаждение, отличающийся тем, что охлаждение ведут путем ввода детали в движущийся со скоростью (0,7 3,0) S0 , 3 4 м/с поток воды, находящийся под избыточным давлением 0,1 0,2 МПа, где S - толщина детали в несущих сечениях, мм.
Металлургия | |||
Гребенчатая передача | 1916 |
|
SU1983A1 |
Авторы
Даты
1997-12-27—Публикация
1995-09-05—Подача