СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ МАЛОУГЛЕРОДИСТОЙ И НИЗКОЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ Российский патент 1997 года по МПК C21D1/56 

Описание патента на изобретение RU2100451C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым, в частности, в автосцепных устройствах подвижного состав железных дорог.

Известен способ термической обработки литых деталей стали, включающий нагрев до температуры закалки с охлаждением в воде и высокий отпуск.

В условиях интенсивного высокоскоростного движения срок службы данных деталей недостаточен ввиду их износа и усталостных повреждений в эксплуатации.

Настоящее изобретение решает задачу повышения долговечности и эксплуатационной надежности литых деталей автосцепного устройства.

Задача решается тем, что для повышения износостойкости и усталостной прочности деталей охлаждение ведут путем ввода детали в движущийся со скоростью
V (0,7.3,0)S0,34
поток воды, находящийся под избыточным давлением 0,1-0,2 МПа, где V - скорость движения воды, м/с; S толщина детали в несущих сечениях, мм.

Данные условия охлаждения позволяют в наибольшей степени реализовать возможности стали, обеспечивая упрочнение поверхности на твердость 40 47 HRC. Износостойкость деталей увеличивается более, чем в 1,5 раза, предел выносливости возрастает минимум, на 15%
Избыточное давление 0,1 0,2 МПа в камере охлаждения обеспечивает плотность водяного потока и равномерность охлаждения деталей сложной несимметричной формы, каковыми являются детали автосцепного устройства. Перемещение находящейся под давлением воды с скоростью (0,7.3,0)S0,34 обеспечивает получение критической скорости закалки, интенсивность охлаждения, достаточную для получения в поверхностных слоях деталей преимущественно мартенситной структуры и не сопровождается неоправданным перерасходом электроэнергии для питания насосов, подающих воду в охлаждающее устройство.

Новизна решения, характеризуемая его отличительными признаками, состоит в том, что сочетание давления скорости водяного потока создает равномерность и интенсивность охлаждения, обеспечивающее эффективное упрочнение литых деталей из стандартных конструкционных сталей обыкновенного качества и повышающее долговечность и надежность деталей в эксплуатации.

Предлагаемое решение осуществляется следующим образом.

Литой корпус автосцепки с толщиной стенки 21 м из стали 20ГЛ нагревали в газовой проходной печи до 950oC, переносили в охлаждающее устройство, конструкция которого обеспечивала при использовании центробежных насосов с суммарной производительностью до 900 м3/ч избыточное давление в камере охлаждения 2.8 м/с, что удовлетворяет вышеприведенному соотношению.

Отпуск закаленных деталей не производили.

Твердость поверхности деталей после закалки составила 46 HRCэ износостойкость по результатам испытаний возросла в 1,7 раза по сравнению с серийными деталями и предел выносливости увеличился на 19%
Использование предлагаемого решения обеспечивает по сравнению с прототипом следующие преимущества: повышение долговечности и надежности деталей в эксплуатации.

Похожие патенты RU2100451C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОРПУСА АВТОСЦЕПКИ 1992
  • Ерыгин В.И.
  • Попов С.И.
  • Круглов В.М.
RU2066693C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛЬНЫХ ЛИТЫХ СЕРДЕЧНИКОВ КРЕСТОВИН ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ 1987
  • Девяткин В.П.
  • Бескровный Г.Г.
  • Шахов В.И.
  • Черников В.Д.
RU2068449C1
Рельсовая подкладка 1991
  • Федин Владимир Михайлович
  • Девяткин Василий Петрович
  • Шепеляковский Константин Захарович
  • Ушаков Константин Борисович
  • Теляшов Николай Васильевич
  • Толмачев Андрей Петрович
  • Никитин Сергей Валентинович
  • Гучков Александр Кириллович
SU1802822A3
Способ упрочнения стальных деталей 1987
  • Попов Сергей Ильич
  • Гамиров Виктор Ильич
  • Шагалов Владимир Леонидович
  • Резников Владимир Анатольевич
SU1470786A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕСУЩИХ ДЕТАЛЕЙ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ 2004
  • Попов С.И.
RU2258085C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЕЙНЫХ СВИНЦОВИСТЫХ ЛАТУНЕЙ 1991
  • Чернина Е.В.
  • Буше Н.А.
  • Гершман И.С.
  • Колодяжный В.В.
RU2030482C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ АВТОСЦЕПКИ 2009
  • Борц Алексей Игоревич
RU2415182C1
Способ термической обработки литых аустенитных сталей 1979
  • Красиков Константин Иванович
  • Шахов Василий Иванович
  • Бескровный Геннадий Георгиевич
  • Власов Владимир Иванович
  • Строк Лариса Павловна
  • Шаурова Нина Константиновна
  • Беловодский Владимир Борисович
  • Гудков Владимир Сергеевич
  • Дорофеев Леонид Викторович
SU901302A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ НИЗКОУГЛЕРОДИСТЫХ ЛЕГИРОВАННЫХ СТАЛЕЙ 2017
  • Фролов Алексей Александрович
  • Вальков Леонид Афанасьевич
RU2639082C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАКАЛКИ РЕЛЬСОВЫХ ПОДКЛАДОК 1992
  • Рейз А.В.
  • Федин В.М.
  • Девяткин В.П.
  • Шур Е.А.
  • Школьник Л.М.
  • Новикова Е.Ю.
  • Петров В.Н.
  • Толмачев А.П.
  • Темпалов В.А.
  • Красиков К.И.
  • Сазонов В.Н.
RU2040552C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ МАЛОУГЛЕРОДИСТОЙ И НИЗКОЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к литым деталям из низкоуглеродистых и низколегированных сталей, содержащих 0,15 - 0,30% углерода, и применяемым в автосцепных устройствах подвижного состава железных дорог. Изображение решает задачу повышения долговечности и эксплуатационной надежности литых деталей автосцепного устройства. Указанная задача решается тем, что для повышения износостойкости и усталостной прочности деталей предлагается осуществлять закалку с охлажденным потоком воды, находящейся в камере охлаждения под избыточным давлением 0,1 - 0,2 МПа и движущегося относительно закаливаемых поверхностей несущих сечений деталей со скоростью, удовлетворяющей следующему соотношению: V = (0,7...3,0)S0,34, где: V - скорость движения воды, м/с, S - толщина детали в несущих сечениях.

Формула изобретения RU 2 100 451 C1

Способ термической обработки литых деталей из малоуглеродистой и низколегированной стали, включающий сквозной нагрев детали до температуры закалки и охлаждение, отличающийся тем, что охлаждение ведут путем ввода детали в движущийся со скоростью (0,7 3,0) S0,34 м/с поток воды, находящийся под избыточным давлением 0,1 0,2 МПа, где S - толщина детали в несущих сечениях, мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2100451C1

Металлургия
Гребенчатая передача 1916
  • Михайлов Г.М.
SU1983A1

RU 2 100 451 C1

Авторы

Федин В.М.

Ушаков Б.К.

Девяткин В.П.

Косарев Л.Н.

Шоташвили Я.М.

Власов А.А.

Поляков В.Ф.

Щербаков В.Ю.

Даты

1997-12-27Публикация

1995-09-05Подача