Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно рельсовым подкладкам, применяемым в верхнем строении железнодорожного пути.
Целью изобретения является повышение циклической долговечности рельсовых подкладок для обеспечения их гарантированной работоспособности в верхнем строении железнодорожного пути в условиях грузонапряженного скоростного движения.
Поставленная цель достигается тем, что рельсовые подкладки из низкоуглеродистых сталей подвергаются объемно-поверхностной закалке, обеспечивающей упрочнение поверхностного слоя на структуру малоуглеродистого мартенсита, с одновременным получением в сердцевине структуры квази- эвтектоидэ при превышении твердости поверхностного слоя над твердостью сердцевины не менее чем на HV 120.
Известны пути увеличения прочности и циклической долговечности низкоуглеродистой и низколегированной стали путем термической и термомеханической обработок с получением высокого уровня механических свойств с равномерным распределением свойств по сечению упрочняемого изделия. Однако равномерное распределение свойств по сечению изделия не обеспечивает требуемого уровня циклической долговечности подкладок в условиях циклического нагружения при осевой нагрузке 25.т на ось.
Известно упрочнение рельсовых подкладок с применением прокатного нагрева с самоотпуском. Температура окончания прокатки полос в чистовой клети составляла 1050-1100°С, а температура перед закалкой с прокатного нагрева - 1010-1065°С. В результате упрочнения подкладочной полосы с прокатного нагрева при проведении испытаний установлено, что при трехточечном изгибе и асимметрии нагружения Р 0,2 предел выносливости на 15% выше, чем у подкладок из горячекатаного металла.
ел С
00
о
к
ю ю
00
Увеличение циклической долговечности на 15% не обеспечивает требуемых эксплуатационных свойств при увеличивающихся осевых нагрузках. Кроме этого реализация этого способа требует строительства нового прокатного стана, а увеличение механических свойств полосы для рельсовых подкладок приведет к увеличению расхода инструмента на механическую обработку подкладок (рубка полосы, прошивка отверстий, фрезерование пазов).
Сущность предполагаемого изобретения заключается в упрочнении поверхностного слоя на наиболее твердую и прочную структуру малоуглеродистого мартенсита без участков феррита при упрочнении сердцевины на структуру квазиэвтектоиды с твердостью по меньшей мере на HV 120 ниже твердости поверхностного слоя. Такое сочетание обеспечивает максимальную прочность подкладок при создании в поверхностном слое остаточных сжимающих на пряжений, повышающих циклическую долговечность деталей.
Для проверки предлагаемого технического решения рельсовые подкладки производства Салдинского металлургического завода из стали СтЗ подвергнуты объемно- поверхностной закалке при индукционном нагреве до температуры 950°С с охлаждением быстродвижущимся потоком воды под давлением 0,4-0,5 МПа.
Структура поверхностного закаленного слоя представляет собой малоуглеродистый мартенсит с твердостью HV 390-400, структура сердцевины - квазиэвтектоид, полученный в результате распада переохлажденного аус- тенита в условиях непрерывного охлажде0
5
0
5
0
5
ния, с твердостью HV 220-230. Измерение остаточных напряжений показало наличие в поверхностном слое сжимающих напряжений 350-400 МПа. Результаты механических испытаний приведенные в прилагаемом акте, показали наибольшее повышение статической прочности и циклической долговечности подкладок, изготовленных в соответствии с предполагаемым изобретением (см. акт испытаний, вариант 3). При другой структуре по сечению подкладок в перепаде твердости за пределами указанного в предлагаемом изобретении значения статическая прочность и циклическая долговечность деталей значительно ниже (варианты 1 и 2).
Использование рельсовых подкладок в соответствии с предлагаемым изобретением значительно сократить расход подкладок, снизить стоимость работ по ремонту рельсового пути, повысить безопасность движения на железнодорожном транспорте и обеспечит экономический эффект 286,2 рубля на км пути (см. Расчет технико-экономической эффективности применения металлических подкладок КБ, упрочненных объемно-поверхностной закалкой).
Формула изобретения Рельсовая подкладка из низкоуглеродистой стали, отличающаяся тем, что, с целью повышения циклической долговечности, она имеет в поверхностном слое структуру малоуглеродистого мартенсита, а в сердцевине - структуру кваэиэвтектоида, при этом перепад твердости между поверхностью и сердцевиной составляет не менее HV 120.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАКАЛОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2128718C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УПРУГОЙ КЛЕММЫ ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ И УПРУГАЯ КЛЕММА | 2012 |
|
RU2512695C1 |
СТАЛЬ С ПОНИЖЕННОЙ ПРОКАЛИВАЕМОСТЬЮ ДЛЯ ВИНТОВЫХ ПРУЖИН С ДИАМЕТРОМ ПРУТКОВ 17-23 мм И ПРУЖИНА, ИЗГОТОВЛЕННАЯ ИЗ НЕЕ | 2007 |
|
RU2370566C2 |
СТАЛЬ ДЛЯ ВИНТОВЫХ ПРУЖИН С ДИАМЕТРОМ ПРУТКОВ 27-33 мм И ПРУЖИНА, ИЗГОТОВЛЕННАЯ ИЗ НЕЕ | 2007 |
|
RU2370565C2 |
Способ термической обработки крупногабаритных литых деталей тележек грузовых вагонов | 2016 |
|
RU2631781C1 |
СТАЛЬ С ПОНИЖЕННОЙ ПРОКАЛИВАЕМОСТЬЮ ДЛЯ ВИНТОВЫХ ПРУЖИН С ДИАМЕТРОМ ПРУТКОВ ОТ 24 ДО МЕНЕЕ 27 ММ И ПРУЖИНА, ИЗГОТОВЛЕННАЯ ИЗ НЕЕ | 2013 |
|
RU2568405C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАКАЛКИ РЕЛЬСОВЫХ ПОДКЛАДОК | 1992 |
|
RU2040552C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ВТУЛОК ГУСЕНИЧНЫХ ЦЕПЕЙ | 1994 |
|
RU2094483C1 |
Способ изготовления лонжеронов рам транспортных машин | 1980 |
|
SU1025738A1 |
Способ упрочнения зубчатых колес и шестерен | 1986 |
|
SU1392115A1 |
Использование: изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к рельсовым подкладкам, применяемым в верхнем строении железнодорожного пути. Сущность: подкладку из Ст подвергают объемно-поверхностной закалке при индукционном нагреве до 950°С и с охлаждением быстродвижущимся потоком воды под давлением 0,4-0,5 МПа. Поверхностный слой имеет структуру из малоуглеродистого мартенсита, а в сердечнике - структуру квазиэв- тектоида, при этом перепад твердости между поверхностью и сердцевиной составляет не менее HV 120.
Сухая гальваническая батарея типа Лекланше | 1928 |
|
SU16277A1 |
Подкладки рельсового скрепления железнодорожного пути технические условия. |
Авторы
Даты
1993-03-15—Публикация
1991-06-10—Подача