Изобретение относится к землеройно-транспортным машинам, а именно к скреперам с новым типом загружателя - активной передней заслонкой, существующим элементом скрепера, наделенным свойствами рабочего органа - копающего грунтонапорного действия.
Известны способы копания грунтов скреперами и устройствами для их реализации.
1. Обыкновенный скрепер с тяговой загрузкой ковша грунтом - тяговым способом, основанным на вырезании грунтовой стружки ковшом скрепера с проталкиванием ее в ковш тяговым усилием базовой машины (и толкача), где эффективность копания зависит от тяговых возможностей базовой машины (и толкача) и прочностных свойств разрабатываемого грунта, способности его выдерживать давление тягового усилия без разрушения стружки.
Способ характеризуется заполнением ковша конусообразной по очертанию "шапкой" с недозагружаемыми задней и передней частями ковша, с образованием и нарастанием перед ковшом призмы волочения и потерями из нее разработанного грунта в боковые валики.
Критерием степени наполнения ковша считается коэффициент наполнения Кн = 1,2, соответствующий объему с "шапкой", где сопротивления наполнению возрастают пропорционально квадрату высоту "шапки", а с целью снижения высоты наполнения ковша его наполняют с коротким днищем, но с развитыми параметрами по ширине резания ковшом с соотношениями заслонки по глубине, боковых стенок ковша по высоте, днища по длине относительно стыка днища с подножевой плитой как 1: 1,2: (1,1 oC 1,2). Определяющими параметрами ковша скрепера являются геометрическая вместимость и ширина резания, где соотношение ковшей скреперов по энергоемкости копания, по геометрической вместимости оценивается по масштабу их подобия, равному соотношению ковшей по ширине резания, где M = B
Достоинствами скрепера обыкновенного с тяговым способом копания - более широкий спектр разрабатываемых грунтов, возможность копания на начальном этапе загрузки ковша на повышенных скоростях до 5-7 км/ч с интенсивным, сходу зарезанием ножа ковша в массив. Основными недостатками являются зависимость от трактора - толкача, неспособность загружаться на малосвязных грунтах даже с помощью мощных толкачей. Все колесные скреперы требуют обязательного применения толкача.
2. Скреперы элеваторные с загружающими механизмами непрерывного действия: а) скребково-элеваторные. Главное его достоинство - способность загружаться на малосвязных грунтах, не требует применения толкача.
Но такой скрепер более сложный, он по отношению к обыкновенному скреперу имеет большую массу (на 10-20%), имеет большую стоимость (на 20-25%). Время загрузки у него больше на 30%. Но главным его недостатком являются низке скорости процесса копания и связанная с этим низкая производительность загружателя из-за ограничений по скорости цепей элеватора (до 1,2 -1,4 м/с) и связанных с этим ограничений по скорости копания (до 1,6-2,2 км/ч), по толщине зарезания в грунт (до 100-150 мм). Чтобы получить приемлемую производительность элеваторного загружателя, ширину ковша по ширине резания увеличивают до 3,4-3,8 м (в большегрузных скреперах).
3. Шнековый скрепер. Основан способ копания им, как скребково-элеваторным, на продвижении грунтовой стружки, вырезанной ножом ковша, загрузочным механизмом - шнеками в ковш.
Особенности способа в том, что грунт в ковше откладывается "шапкой", подобной как в обыкновенном скрепере. Имеет так же, как скребково-элеваторный, низкие скорости копания из-за ограничений производительности шнеков по частоте их вращения (до 30-40 об/мин), по диаметрам шнеков (до 1,0-1,2 м), где выход за указанные пределы ведет к возрастанию потребляемой мощности приводами шнеков. Где с целью достижения определенной производительности в приемлемых параметрах по энергоемкости шнекового загружателя ковш скрепера принимают, как и в скребково-элеваторном, развитым по ширине до 3,4 м и более до габаритов ковша обыкновенного скрепера.
Известны опытно-промышленные образцы элеваторных скреперов: а) скребково-элеваторный ДЗ-155-1 с ковшом 15-29,3 м3с шириной резания ковшом 3412 мм на базе тягача БелАЗ = 531; б) шнековый с ЗТМ-129 c ковшом 16/23 м3 с шириной резания 3430 мм на базе тягача Белаз = 7422.
Определяющим параметрами скреперов, как уже указывалось выше, являются геометрическая вместимость ковша и ширина резания ковшом, где переход от одной модели ковша скрепера к другой, подобной ей, определяется масштабом моделирования и М = B
Потребляемая мощность приводом загружателя по формуле моделирования : N
Следовательно, потребляемая мощность на приводе загружателя возрастает с увеличением ширины резания, масштаба моделирования в отношении их М : М = 1650 : 1060 = 1,6.
Снижение ширины резания ковшом скрепера, наоборот, ведет к снижению энергоемкости процесса копания. Представляется актуальным увеличить или сохранить геометрическую вместимость ковша с уменьшением ширины резания, что достигается в скрепере по новому способу копания.
4. Известен "Способ копания грунтов скрепером и устройство для его реализации", концепция которого основана на тяговом способе копания обыкновенным скрепером с реализацией и преумножения имеющихся его достоинств и исключения его зависимости от трактора-толкача и других негативных свойств.
Способ копания указанным скрепером, оснащенным активной заслонкой ковша, заключается в том, что при совместном копании ковшом и заслонкой последняя перемещается перед ковшом со скоростью копания, превышающей скорость копания ковшом, где У
Целью изобретения является повышение производительности путем совершенствования способа копания и устройства для его реализации, более полной реализации заложенных в способе потенциальных возможностей.
Указанная цель достигается тем, что:
Копание на первоначальном этапе наполнения ковша начинают с преимущественным по скорости копания ковшом до 5-7 км/ч вне зависимости от скорости копания заслонкой, действующей в этом случае с подгребающей функцией без зарезания в массив с переходом на автоматическое зарезание в массив при снижении скорости копания ковшом до скорости или ниже скорости копания заслонкой.
Загрузку введут с преимущественным отложением центра тяжести массы грунта, смещенным в сторону и задней колесной опоре, с изменением геометрической вместимости ковша в зависимости от объемного веса разрабатываемого грунта, путем изменения местоположения заслонки в ковше относительно подножевой плиты при соответствующем смещении центра тяжести грунта в ковше.
С целью снижения потребляемой мощности приводом активной заслонки ширину резания ковшом принимают с уменьшением до 16% относительно ширины резания обыкновенным и элеваторными скреперами при сохранении геометрической вместимости за счет увеличения днища ковша в 1,4-1,7 раза в функциональной зависимости от параметра разрабатываемого грунта по ϕ = значений угла внутреннего трения шва грунта разрыхленного, поступающего в ковш.
Копание по способу ведут как обыкновенным скрепером с применением трактора-толкача с заслонкой, установленной в плавающем положении, зафиксированной за пределами плоскости скола стружки, где призма волочения образуется и накапливается между ножами ковша и заслонки, и смещается по мере накопления заслонкой в глубину ковша.
Способ копания грунта скрепером осуществляют следующим образом.
Теоретическое прогнозирование регламентов способа копания и параметров устройства основано на приоритетном значении одного из основных параметров разрабатываемых грунтов - угла ϕ внутреннего трения, его значении в разрыхленном состоянии внутри ковша, где согласно патентной заявке N 4945841 (03) 031644, длина днища ковша определяется в функциональной зависимости от угла ϕ по формуле Lдн. = hст. ctg (45o- ϕ/2 ), где hст. -высота задней стенки ковша от уровня стыка днища с подножевой плитой, которую по высоте принимают равной высоте пологонаклонной передней заслонки hст = hз, где если применять hc= h3= 1, то соотношение параметров ковша передней заслонкой по глубине (l3 = hз), боковых стенок по высоте hб, днища ковша по глубине Lдн примет вид: 1: 1,2 : ctg (45 - ϕ/2 ), где в зависимости от значений ϕ = 24o для суглинков и глин и ϕ = 38o для песчаных грунтов соотношение примет вид как 1:1,2: (1,45-2,2). Указанное соотношение для параметров обыкновенного ковша тяговым способом копания имеет вид: 1 : 1,2 :(1,0-1,2), где длина днища ковша по способу больше по длине днища ковша обыкновенного в 1,4-1,7 раза в зависимости от значения ϕ грунта разрабатываемого.
Параметр 45 - ϕ/2 - это угол наклона к горизонту пологонаклонной главной плоскости скольжения призмы выпирания (ПВ), разделяющей массу грунта в ковше на верхнюю часть - активную, создающую пассивные сопротивления на заслонке Еп, и пассивную, исключенную из взаимодействия с рабочими органами ковша и заслонки, где Еп и функционально зависимое от нее штоковое усилие на приводе заслонки зависят от массы ПВ. Снижение массы ПВ обеспечивается в ковше по способу копания при соответствующем снижением Е штокового усилия и потребляемой мощности на приводе. Это имеет практическое значение.
Потребляемая мощность шнековым загружателем скрепера ЭТМ - 129 (4), созданного по разработки НПО ВНИИстройдормаш на базе самоходного скрепера ДЗ = 13Б с шириной резания B
Потребляемая мощность привода АЗ с шириной резания B
N
С целью повышения производительности, снижения времени копания системой "ковш + АЗ" копание ведут в два этапа. На первом этапе с начальной скоростью зарезания в массив ковшом скрепера до 5-7 км/ч, где заслонка при ее V3 const, с ограниченной возможностью отбора мощности на ее привод и приемлемыми соотношениями скоростей копания ковшом и заслонкой не зарезается в массив и при Уз < Ук не создает дополнительной силы тяги. Заслонка работает в режиме подгребающем - скользит по грунтовой поверхности и при приближении к ковшу, будучи включенной в совместную работу с ковшом, зарезается в призму волочения и смещает ее в и грунт, отложившийся в передней части ковша, в его глубину, освобождая ковш для приема следующей порции с грунта с меньшим сопротивлением копанию.
По мере накопления ковша, снижение скорости копания ковшом до скорости копания заслонкой или ниже Уз > Ук, заслонка автоматически переходит на зарезание в массив с образованием сопротивления копанию заслонкой, работающего против сопротивлений копанию ковшом, снижающей потребное тяговое усилие на движителе.
Исключается зависимость копания ковшом от скорости копания заслонкой, зависимой от энерговооруженности базовой машины.
В определенных грунтовых и погодных условиях копание грунтов ведут с помощью толкача, где заслонка интенсифицирует рабочий процесс, где с целью снижения энергоемкости копания заслонку фиксируют в плавающем положении перед ковшом за пределами плоскости около грунтовой стружки, где призма волочения образуется и накапливается между ножами ковша и заслонки и по мере накопления заслонкой смещается в глубину ковша.
С целью повышения грузоподъемности скрепера копание ведут с преимущественным отложением центра тяжести грунта ближе к колесной опоре с увеличением грузоподъемности за счет большей загрузки задней колесной опоры, используя для этого грунтонапорное свойство заслонки, где за счет изменения местоположения заслонки относительно подножевой плиты изменяют геометрическую вместимость ковша с учетом объемного веса разрабатываемого грунта и вероятного местоположения его центра тяжести в груженом ковше. Это позволяет, например, ковш скрепера ДЗ-149-5, вместимостью 8,8 м3, прицепной и с/х трактору "Кировец" К-701 выполнять в полуприцепном исполнении вместимостью 9/11 м3 со смещением центра тяжести в удлиненном ковше относительно центра тяжести в прицепном обыкновенном ковше на 0,5 м с сохранением допустимой нагрузки на заднюю ось трактора при скорости транспортирования груженого скрепера со скоростью до 17 км/ч.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОПАНИЯ ГРУНТОВ СКРЕПЕРОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2039161C1 |
СКРЕПЕР | 2011 |
|
RU2454511C1 |
СКРЕПЕРНЫЙ АГРЕГАТ | 1991 |
|
RU2049863C1 |
Скрепер | 1980 |
|
SU926167A1 |
Ковш скрепера | 1983 |
|
SU1177423A1 |
КОВШ СКРЕПЕРА | 1989 |
|
RU2087624C1 |
Ковш скрепера | 1980 |
|
SU891849A1 |
Ковш скрепера | 1983 |
|
SU1086083A1 |
Ножевая система скрепера | 1976 |
|
SU753997A1 |
Скрепер | 1979 |
|
SU785425A1 |
Использование: скрепера с активной передней заслонкой. Сущность изобретения: копание ведут ковшом и создают дополнительную силу тяги в помощь базовой машины заслонкой путем ее зарезания в массив грунта. Загрузку ковша скрепера грунтом ведут при скорости копания ковшом до 5-7 км/ч большей скорости копания заслонкой, имеющей постоянную скорость. При снижении скорости копания ковшом до скорости заслонки или ниже ее заслонка автоматически переходит на зарезание в массив с образованием дополнительной силы тяги. Скрепер для осуществления данного способа копания имеет ковш с уменьшенной шириной резания и удлиненной длиной днища, равной высоте заслонки в положении перед стыком подножевой плиты с днищем и определенным углом наклона ее к горизонту умноженной на котангенс угла наклона главной плоскости скольжения призмы выпирания с углом наклона ее к горизонту, зависящим от угла внутреннего трения разрыхленного грунта в ковше. Причем длина днища ковша в 1,4-1,7 раз больше длины днища скреперов обыкновенного и элеваторного. 2 н. и 2 з.п. ф-лыз
SU, авторское свидетельство, 1094908, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1998-03-27—Публикация
1993-07-21—Подача