ШАРОВОЙ ШАРНИР Российский патент 1998 года по МПК F16C11/06 

Описание патента на изобретение RU2107846C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

Известен шаровой шарнир, содержащий цапфу с шаровой головкой и полюсной поверхностью, выполненной плоской [2].

Недостатком известного шарнира является низкая надежность ввиду низкой плотности посадки шаровой головки, что приводит к быстрому износу шаровой опоры.

В качестве наиболее близкого аналога принят сферический шарнир, который содержит корпус с кольцевой ступенькой на внутренней боковой поверхности, палец с шаровой головкой, установленный в корпусе, первый эластичный вкладыш, выполненный с наружным фланцем с кольцевой ступенькой на его внутренней поверхности, второй эластичный вкладыш, выполненный полусферической формы, ответной шаровой головке с канавками на его наружной поверхности, и фиксирующий элемент, установленный в корпусе со стороны пальца, а его фланец размещен на кольцевой ступеньке корпуса, второй вкладыш размещен на шаровой головке внутри первого вкладыша с возможностью контакта торца с кольцевой ступенькой и в контакте с фиксирующим элементом, с целью улучшения эксплуатационных возможностей путем автоматического поддержания гарантированной плотности посадки головки при обеспечении подачи смазки на головку от действия динамических нагрузок упомянутые канавки на наружной поверхности второго эластичного вкладыша расположены концентрично и перпендикулярны оси пальца [1].

Кроме того, фиксирующий элемент может быть выполнен в виде гайки.

Недостатками этого сферического шарнира являются гарантированная плотность посадки головки в шарнире в процессе эксплуатации, преждевременный износ шарнира, низкое качество смазываемости шаровой головки, так как концентрические канавки в местах сопряжения ребер с фиксирующим элементом не сообщаются друг с другом и при воздействии динамических нагрузок в концентрических канавках, заполненных пластической смазкой, создаются разрывающие усилия на разрушение материала вкладыша, что ведет к быстрому износу сопрягающихся поверхностей.

Техническим результатом является увеличение износостойкости и срока службы шарнира.

Это достигается тем, что в шаровом шарнире, содержащем корпус, палец с шаровой головкой, установленной в корпусе, первый вкладыш, охватывающий шаровую головку со стороны ее основания и выполненный на внутренней поверхности с продольными канавками и кольцевой ступенькой, второй вкладыш, охватывающий шаровую головку с противоположной стороны ее основания, обойму, закрепленную на корпусе и защитный чехол, согласно изобретению шаровая головка выполнена с плоской поверхностью со стороны второго вкладыша, который на внутренней поверхности выполнен с взаимоперекрещивающимися на полюсе канавками, сопряженными с полостями продольных канавок первого вкладыша, а обойма завальцована в корпус. Вкладыши шарнира выполнены из углепластика. Диаметр плоской поверхности равен не более половины диаметра шаровой головки. Второй вкладыш в центре внутренней поверхности выполнен с выемкой диаметром не более 3 мм.

На фиг. 1 изображен предлагаемый шаровой шарнир, общий вид; на фиг. 2 - вкладыш шарового пальца, вид на внутреннюю поверхность.

Шаровой шарнир (фиг.1) на конструкции состоит из цельноштампованного корпуса 1 с последующей установкой в корпус 1, вкладыша 4, внутренняя лопасть которого имеет на сферичной поверхности опорные площадки, разделенные вертикальными пазами, на цилиндрической поверхности утончение толщины на глубину паза, пальца 2, имеющего шаровую головку 3, на которой имеется плоская полюсная поверхность 10, вкладыша 7, внутренняя поверхность которого имеет опорные площадки, разделенные взаимоперпендикулярными пазами 11 и 12 (фиг.2) и обоймой 8, которая фиксирует сторону завальцовкой специальными выступами 13 в корпусе 1. Дополнительно устанавливается защитный чехол 9, внутренняя полость которого наполнена смазкой, и технологический чехол 16, обеспечивающий фиксацию положения защитного чехла 9 на шаровом пальце 2 и корпусе 1.

На пальце 2 у основания шаровой головки 3 может устанавливаться втулка 14, предохраняющая от повреждения поверхность перехода от сильных ударов пальца 2 о кромку корпуса 1.

Вкладыши 4,7 изготавливают из углепластика или другого идентичного материала.

При сборке шарового шарнира во внутреннюю полость его корпуса 1 последовательно устанавливают обильно смазанный смазкой по внутренней поверхности вкладыша 4, после чего соответственно устанавливают палец 2, далее вкладышем 7, также обильно смазанным смазкой по внутренней поверхности, соответственно накладывают на свободную часть шаровой поверхности 3 пальца 2 и в завершение накладывают обойму 8 на наружную поверхность вкладыша 7 и под давлением производят завальцовку обоймы 8 в корпусе 1.

Сборку завершают установкой защитного чехла 9, соответственно заполненный смазкой, зафиксированного на пальце 2 и корпусе 1, технологическим чехлом 16.

Предлагаемый шаровой шарнир служит шарнирным соединением верхнего и нижнего рычага со ступицей переднего колеса и обеспечивает работоспособность передней подвески, при возникающих нагрузках во время движения автомобиля.

Особенность предлагаемой конструкции шарового шарнира заключается в следующем: вкладыш 4 и вкладыш 7 изготовлены из углепластика; вкладыш 4 и вкладыш 7 во внутренней полости имеют по сферической поверхности, имеют уменьшенную поверхность контакта за счет специальных пазов, которые разделяют поверхность контакта шаровой головки пальца 2 на опорные поверхности, и одновременно служат накопителем смазки, тем самым обеспечивается самосмазка контактной поверхности; уменьшенная поверхность контакта шаровой головки 3 пальца 2 с вкладышем 4 и вкладышем 7 при сборке шарового шарнира позволяет уменьшить осевой и радиальный зазор между вкладышем 4 с вкладышем 7 и шаровой головки 3 пальца 2 за счет определенного давления установки обоймы 8 перед завальцовкой, и последующим после сборки шарового шарнира; плоская полюсная поверхность на шаровой головке 3 пальца 2 служит как накопитель смазки, так и при возникающих нагрузках и знакопеременных перемещений пальца 2 в замкнутой полости шарового шарнира во время движения автомобиля, под создающим давлением проталкивает смазку по пазу, тем самым обеспечивается смазка поверхности контакта шаровой головки 3 с подшипником 4 и вкладышем 7 за счет энергии динамических нагрузок на палец.

В соответствии с данным изобретением предложен простой по конструкции шаровой шарнир для передней подвески автомобиля, имеющий высокую технологичность при изготовлении и высокую надежность в эксплуатации.

Похожие патенты RU2107846C1

название год авторы номер документа
ШАРОВОЙ ШАРНИР 1998
  • Мартиросян А.М.
  • Соловьев А.М.
  • Бондарев Н.И.
  • Сергеев В.И.
RU2166676C2
СФЕРИЧЕСКИЙ ШАРНИР 1998
  • Габдулхаков Ф.М.
  • Хайруллин И.Т.
  • Прядильщиков Ю.П.
  • Романеев В.А.
RU2127834C1
СФЕРИЧЕСКИЙ ШАРНИР 2008
  • Орехов Алексей Васильевич
  • Апришко Сергей Константинович
  • Светлаков Александр Сергеевич
RU2362920C1
ШАРОВОЙ ШАРНИР 2005
  • Гун Игорь Геннадьевич
  • Калмыков Юрий Вячеславович
  • Головкин Дмитрий Анатольевич
  • Гун Евгений Игоревич
RU2280788C1
ШАРОВОЙ ШАРНИР 2006
RU2296249C1
ШАРОВОЙ ШАРНИР 2010
  • Гун Игорь Геннадьевич
  • Калмыков Юрий Вячеславович
  • Артюхин Владимир Иванович
  • Левченко Павел Евгеньевич
  • Пестерев Денис Андреевич
RU2440517C1
ШАРОВОЙ ШАРНИР, КОРПУС, ВКЛАДЫШ И ЗАЩИТНЫЙ ЧЕХОЛ ЭТОГО ШАРНИРА 2004
  • Бойченко Олег Валентинович
  • Бойченко Дмитрий Валентинович
RU2267665C2
ШАРОВОЙ ШАРНИР 2011
  • Гун Игорь Геннадьевич
  • Артюхин Владимир Иванович
  • Калмыков Юрий Вячеславович
  • Левченко Павел Евгеньевич
  • Сальников Виталий Владимирович
  • Гун Евгений Игоревич
RU2475652C1
Шаровой шарнир 1990
  • Полунин Валентин Тимофеевич
  • Дурманов Александр Сергеевич
SU1739099A1
ШАРОВОЙ ШАРНИР РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ 2012
  • Гун Игорь Геннадьевич
  • Артюхин Владимир Иванович
  • Гун Евгений Игоревич
  • Калмыков Юрий Вячеславович
  • Сальников Виталий Владимирович
  • Куцепендик Вячеслав Иосифович
RU2501995C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 107 846 C1

Реферат патента 1998 года ШАРОВОЙ ШАРНИР

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Шаровой шарнир содержит корпус, палец с шаровой головкой, установленный в корпусе первый вкладыш, охватывающий шаровую головку со стороны ее основания и выполненный на внутренней поверхности с продольными канавками и кольцевой ступенькой, второй вкладыш, охватывающий шаровую головку с противоположной стороны ее основания, обойму, закрепленную на корпусе, защитный чехол. Отличием является то, что шаровая головка выполнена с плоской полюсной поверхностью. Второй вкладыш имеет на внутренней поверхности взаимоперекрешивающиеся канавки, полости которых соединены с полостями продольных канавок нижнего подшипника. Обойма жестко соединена с завальцованной внутрь кромкой входного отверстия корпуса. Кроме того, вкладышы выполнены из углепластика. Кроме того. плоская полюсная поверхность шаровой головки имеет диаметр величиной не более половины диаметра шаровой головки. Кроме того, второй вкладыш на внутренней поверхности в центре имеет выемку в диаметре не более 3 мм. Все это позволяет упростить шаровой шарнир и повысить его надежность в эксплуатации при установке его на нижний или верхний рычаг передней подвески автомобиля. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 107 846 C1

1. Шаровой шарнир, содержащий корпус, палец с шаровой головкой, установленной в корпусе, первый вкладыш, охватывающий шаровую головку со стороны ее основания и выполненный на внутренней поверхности с продольными канавками и кольцевой ступенькой, второй вкладыш, охватывающий шаровую головку с противоположной стороны относительно ее основания, обойму, закрепленную на корпусе, и защитный чехол, отличающийся тем, что шаровая головка выполнена с плоской поверхностью со стороны второго вкладыша, который на внутренней поверхности выполнен с взаимоперекрещивающимися на полюсе канавками, сопряженными с полостями продольных канавок первого вкладыша, а обойма завальцована в корпус. 2. Шарнир по п.1, отличающийся тем, что вкладыши выполнены из углепластика. 3. Шарнир по п.1, отличающийся тем, что диаметр плоской поверхности равен не более половины диаметра шаровой головки. 4. Шарнир по п.1, отличающийся тем, что второй вкладыш в центре внутренней поверхности выполнен с выемкой диаметром не более 3 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2107846C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СФЕРИЧЕСКИЙ ШАРНИР 1991
  • Недиков Владимир Петрович
RU2029895C1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
SU 1227125 А, 1986
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Шаровой шарнир 1975
  • Ваганов Венадий Михайлович
  • Пилипенко Адольф Петрович
SU657190A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Способ изготовления шарового шарнира 1977
  • Вильгельм Кнеппер
SU655340A3
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Самоходная машина для погрузки и транспортировки сыпучего материала в шахтных условиях 1960
  • Землин В.А.
  • Ятаутас В.М.
SU132598A1
De 4019997 А1, 1991
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
Радиоэлектронный блок 1990
  • Бетин Вячеслав Николаевич
  • Ляхов Юрий Вячеславович
SU1750075A1
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
ВКЛАДЫШ ШАРОВОГО ШАРНИРА 1992
  • Недиков Владимир Петрович
RU2016277C1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
ШАРОВОЙ ШАРНИР И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1993
  • Захарьчев Б.И.
RU2068500C1

RU 2 107 846 C1

Авторы

Соловьев А.М.

Мартиросян А.М.

Бондарев Н.И.

Сергеев В.И.

Даты

1998-03-27Публикация

1997-09-08Подача