Изобретение относится к измерительной технике, в частности к диагностике и регулировке схождения и развала колес автомобиля.
Известно устройство для определения угла развала колес транспортного средства, содержащее ] -образный элемент с отвесом и измерительной шкалой (авт. свид. СССР N 1627813, кл. G 01 В, 1991) шкалой.
Недостатком известного устройства являются низкие функциональные возможности и отсутствие контроля точности измерения, сложность закрепления на колесе.
Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство, содержащее закрепляемый на колесе ]-образный элемент с плоским отвесом и измерительной шкалой (авт. свид. СССР N 1193494, кл. G 01 М 17/06, 1985).
Все вышеперечисленные недостатки относятся и к указанному устройству, выбранному за прототип.
Задача изобретения заключается в создании универсального устройства, пригодного для любого типа колес (дисков колес) и обеспечивающего высокую точность измерения.
Указанная техническая задача решается за счет того, что известное устройство снабжено уровнем и точечным источником света, ]-образный элемент образован направляющей и двумя упорными лапками, по крайней мере одна из которых подвижно с возможностью фиксации закреплена на направляющей, причем уровень и точечный источник света закреплены на планке, установленной с возможностью перемещения и фиксации на направляющей между упорными лапками, измерительная шкала закреплена на одной упорной лапке, а плоский отвес закреплен на другой упорной лапке и выполнен с продольной контрольной линией.
Кроме того средство крепления ]-образного элемента на колесе может быть выполнено в виде резинового пояска, а упорные лапки могут быть выполнены с плоскими и/или профилированными опорными поверхностями. Для удобства пользования может быть использовано зеркало, установленное на планке в зоне указателя уровня под углом к нему.
Известно устройство для определения угла схождения колес транспортного средства, в котором используются оптические средства контроля с применением лазерной техники (см. заявка РФ N 94027012, кл. G 01 B 5/24, 1996).
Недостатком данного устройства является его сложность, что вызывает трудности в его использовании в условиях автосервиса.
Наиболее близким к предлагаемому устройству для определения угла схождения колес транспортного средства является устройство, содержащее два закрепляемых на соответствующих колесах одного из мостов транспортного средства ] -образных элемента с измерительной шкалой и две гибкие связи, закрепленные на соответствующих ]-образных элементах с возможностью взаимодействия с соответствующими кронштейнами, закрепленными на колесах другого моста транспортного средства (см. авт. свид. CCCР N 1193494, кл. G 01 М 17/06, 1985).
Недостатком данного устройства является низкая точность измерений и невозможность определения угла схождения при различной колее колес переднего и заднего мостов транспортного средства.
Задача изобретения заключается в создании простого универсального устройства, позволяющего в гаражных условиях и в условиях автосервиса осуществить измерение и регулировку угла схождения колес с высокой точностью.
Указанная задача решается за счет того, что в устройстве, содержащем два закрепляемых на соответствующих колесах одного из мостов транспортного средства ]-образных элемента с измерительной шкалой и две гибкие связи, закрепленные на соответствующих ] -образных элементах с возможностью взаимодействия с соответствующими кронштейнами, закрепленными на колесах другого моста транспортного средства, указанные кронштейны выполнены аналогично ]-образным элементам, каждый из которых образован направляющей и двумя упорными лапками, по крайней мере одна из которых подвижно с возможностью фиксации закреплена на направляющей, причем каждая из упорных лапок выполнена со своей измерительной шкалой, а гибкая связь выполнена с возможностью закрепления на крайних измерительных шкалах соответствующих ]-образных элементов, средства крепления которых могут быть выполнены в виде резиновых поясков. Упорные лапки могут быть выполнены с плоскими и/или профилированными опорными поверхностями. В качестве гибкой связи может быть использована стальная струна, или леска, или резиновый жгут, намотанная на рулетку, закрепленную на установленном на крайней измерительной линейке ползуне. Другой ползун, установленный на крайней измерительной линейке другого ]-образного элемента, также может быть связан с гибкой связью.
На фиг. 1 показано устройство для определения угла развала колес транспортного средства; на фиг. 2 - расположение элементов устройства для определения угла схождения колес транспортного средства по одному из его бортов.
Устройство для определения угла развала колес транспортного средства включает в себя ]-образную рамку (элемент), которая образована направляющей 1 (стержнем), двумя упорными лапками 2 и 3. Каждая лапка имеет плоскую 4 и полукруглую 5 (профилированную) опорные поверхности. По крайней мере одна из лапок закреплена на направляющей с возможностью перемещения и фиксации. На упорной лапке 2 шарнирно закрепляется экран-отвес 6 (плоский отвес), имеющий продольную контрольную линию 7. На упорной лапке 3 закреплена измерительная шкала 8. Между упорными лапками на направляющей 1 подвижно с возможностью фиксации закреплена планка 9, на которой закреплены уровень 10 и точечный источник света 11. Точечный источник света может быть выполнен в виде трубы и размещенной в ней лампочки на 12 В, которая подключается к аккумулятору транспортного средства. Для удобства пользования на планке 9 или уровне 10 под углом 45o к нему закреплено зеркало 12.
Устройство для определения угла схождения колес транспортного средства содержит четыре аналогичные ранее описанной ]-образные рамки. Отличие заключается только в том, что на каждой из упорных лапок установлена измерительная шкала 13. На крайних измерительных шкалах устанавливаются ползуны 14 и 15 (ползуны могут быть установлены и на других измерительных шкалах). На ползун 14 устанавливается рулетка 16 с леской 17.
Рамки в том и другом устройстве могут быть выполнены из алюминиевых, эбонитовых, пластмассовых или деревянных материалов.
Процессы для определения углов установки колес транспортного средства осуществляются следующим образом.
Устройства являются универсальными, так как ]-образная рамка регулируется по размеру колес транспортного средства и используется при любой их конфигурации (стальные штампованные диски и алюминиевые литые). Если диски колес транспортного средства алюминиевые, то ]-образные рамки регулируются таким образом, чтобы опорные полукруглые поверхности 5 упорных лапок вошли во взаимодействие с поверхностью диска, способной выполнять роль центрирующей поверхности. После этого ]-образные рамки посредством резиновых поясков (на чертеже не показан) прижимаются к дискам колес.
При определении угла развала колес к верхней упорной лапке 2 шарнирно крепится экран-отвес 6, и по смещению его продольной контрольной линии 7 относительно точки отсчета на измерительной шкале 8 (от среднего значения измерительной шкалы) предварительно судят о величине угла развала колес. Для контроля измеренного значения угла, а также для контроля правильности его установки используется уровень 10 и точечный источник света 11. Используя набор щупов, имеющих определенную толщину, набирают размер, соответствующий полученному значению на измерительной шкале, и, подкладывая набор щупов, выводят положение продольной контрольной линии 7 на нулевую отметку измерительной шкалы (точку отсчета). Если измерение сделано верно, то указатель уровня 10 займет среднее положение, а при смещении по направляющей планки 9 точечный источник света будет двигаться строго по линии 7.
Для удобства контроля показаний уровня используется зеркало 12, в котором отражаются его показания.
При определении и контроле угла схождения колес используются четыре ]-образные рамки, на каждой упорной лапке которых закреплена измерительная шкала 13. Указанные рамки устанавливаются на колесах аналогично вышеописанному. После установки ] -образных рамок разматывают рулетки 16 и фиксируют концы лесок на крайних измерительных шкалах посредством ползунов 15. Можно непосредственно зафиксировать леску на измерительной шкале, например магнитом или каким-либо зажимным средством. Затем, смещая ползун 14, добиваются того, чтобы леска 17 по каждому борту транспортного средства проходила через одинаковые показатели измерительных шкал ]-образной рамки, закрепленной на заднем колесе соответствующего борта транспортного средства. Таким образом осуществляется строго продольное расположение лесок, то есть параллельно продольной оси транспортного средства. Леска в рулетке подпружинена, что обеспечивает ее натяг и повышает точность измерений.
Сравнение показаний измерительных шкал закрепленной на переднем колесе ] -образной рамки, через которые проходит леска, позволяет определить угол схождения колес и осуществить его регулировку.
Предложенные устройства являются очень простыми, и их можно использовать в условиях автосервиса и как гаражное оборудование при техническом обслуживании и ремонте любых типов автомобилей.
Область использования: диагностика и регулировка схождения и развала колес автомобилей. Сущность изобретений: предлагается использовать ]-образную рамку, образованную направляющей и закрепленных на ней с возможностью перемещения и фиксации упорных лапок. При определении развала колес используется экран-отвес с продольной контрольной линией, по расположению которой относительно измерительной шкалы судят о развале колеса. Контроль измеренного угла развала контролируют уровнем и точечным источником света. При определении схождения колес используются четыре
SU, авторское свидетельство N 1193494, кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1998-04-10—Публикация
1997-10-27—Подача