СИСТЕМА УСТРОЙСТВ ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЙ ОБРАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ Российский патент 1998 года по МПК G06F17/00 

Описание патента на изобретение RU2112273C1

Изобретение относится к области разработки и применения систем и устройств, позволяющих автоматизировать элементы мыслительного процесса человека на основе логических, вычислительных и распознавательных функций.

Изобретение может быть использовано в научной практике для анализа и моделирования элементов умственной деятельности, а также для решения творческих задач, расширяющих функции современных вычислительных систем.

Уровень техники. Современные автоматы обеспечивают решение любых задач, которые могут быть описаны с помощью алгоритмов. При этом должно быть определено точное содержание понятий задач [1]. В этом случае любая задача решается в виде нахождения определенной комбинации понятий в соответствии с заданными условиями [2]. В том случае, когда интерпретация понятий не точна, что соответствует тому, что смысл понятия не выражается однозначно (для данной задачи), решение невозможно. Возникает новая задача - уточнение смысла и содержания понятия, что соответствует уточнению интерпретации понятия с помощью более детальных образных представлений. Несмотря на существование множества устройств, выполняющих функции, потребные для решения таких задач, отсутствуют автоматы, способные решать эти задачи. Подобные задачи состоят в выявлении новых элементов в образах процессов или объектов, позволяющих устанавливать новые связи, функции, свойства или зависимости в различных областях: в физике, в биологии, в изобретательской деятельности и др.

Использование новых детальных элементов позволяет более точно и эффективно организовать или использовать соответствующие процессы. Наиболее ярким доказательством того, что в настоящее время отсутствуют автоматы или системы устройств, решающие подобные задачи, является отсутствие разгадки противоречий в древних логических парадоксах [3]. До настоящего времени нет данных о решении подобных задач. В различных случаях в физике, биологии, химии, изобретательстве эти задачи решаются человеком с помощью интуиции.

В математике уточнение содержания и смысла понятий происходит на основе первоначальных (неопределимых) понятий [4]. Содержательные понятия не определяются строго, в основе их смысла лежат образные представления, причем последние интерпретируются первоначальными образными представлениями. Под содержанием понимается вся совокупность интерпретирующих образных представлений, а под смыслом - ограниченный аспект представлений [2].

Все законы, свойства, новые явления в различных областях знаний формулируются в виде элементарных первоначальных понятий, несмотря на углубление и сложность знаний. К первоначальным понятиям можно отнести такие: наличие, отсутствие, различие, движение, быстро, медленно, объект, сильно, слабо, действие, взаимодействие, длина, простейшие свойства: зеленый, твердый и т. п. В данном случае первоначальных понятий может быть значительно больше, чем в математике.

Существуют способы определения значений понятий с помощью формирования списочной структуры [5]. Известны также программы формирования понятий [5] на основании положений, сформулированных А.Черчем [6]. Однако подобные интерпретации не выходят за пределы формальных представлений. Там не используются образные представления. Отсутствуют системы, представляющие организацию иерархических структур образных понятий, включающие все понятия, используемые, например, в универсальных вычислительных машинах.

Существуют комбинации устройств, позволяющих комбинировать сложные образные представления из деталей и воспроизводить их, например, на телеэкране. Известны системы, анализирующие и распознающие образы. Это автоматы, выполненные в виде систем комбинированных устройств, содержащие блоки хранения информации, воспроизведения, распознавания, анализа образной информации, блоки устройств управления, внешних устройств, арифметических и логических операционных устройств. Однако недостатком подобных систем является отсутствие таких связей между устройствами, которые могли бы обеспечить функциональные возможности, позволяющие осуществлять интерпретацию понятий в виде уточнения их с помощью детальных (первоначальных) образных представлений. Иначе говоря, все функции в отдельности в настоящее время реализуются, однако отсутствует система, решающая описанную задачу. Так как эта задача формулируется впервые, то отсутствует и алгоритм решения подобной задачи интерпретации, и это еще раз доказывает, что отсутствуют системы с функциональными связями, позволяющими решать эту задачу.

Также отсутствуют системы, представляющие собой банки данных образных представлений, подобные организации списочных структур, поясняющих значения понятий. Ввиду этого, речь идет не об усовершенствовании определенных свойств той или другой системы, а о создании системы, выполняющей новые функции. Поэтому прототип предлагаемой системы отсутствует. Для сравнения можно выбрать совокупность блоков, имеющихся в комбинированных системах, связанных с решением задач воспроизведения, комбинирования, хранения, передачи, анализа и распознавания образной информации.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей автоматов (систем), реализующих мыслительные функции, связанные с оперированием образными (чувственными) представлениями.

Эта цель достигается тем, что выходы и входы блока данных образной информации связаны с входами и выходами блока воспроизведения образной информации, блока увеличения разрешающей способности воспроизведения, блока распознавания, блока логических и арифметических операций, блока внешних устройств; выходы блока управления связаны с входами блока данных образной информации, блока воспроизведения образной информации, блока увеличения разрешающей способности воспроизведения, блока распознавания, блока арифметических и логических операций, блока внешних устройств; выходы и входы блока логических и арифметических операций связаны с входами и выходами блока распознавания, блока управления, блока внешних устройств; выход блока увеличения разрешающей способности воспроизведения связан с входом блока воспроизведения образной информации; выход видеоканала связан с входом блока распознавания, а вход с выходом блока воспроизведения.

Сущность изобретения состоит в том, что система представляет собой комбинацию устройств обработки образной информации, образующих контуры, позволяющие осуществлять прямую и обратную связь в процессе формирования новых, более точных деталей образных представлений. При этом одновременно возможно формирование связей в структуре понятий, представленной в виде кодов (например, соответствующих списочной структуре описания понятий).

Система позволяет осуществлять интерпретацию любых понятий, используемых в универсальных вычислительных машинах. Это достигается, в частности, наличием блока данных образной информации, включающего детали образной информации, составляющие первоначальные понятия, а также наличием блока увеличения разрешающей способности воспроизведения, способного представлять реальную образную информацию в виде более мелких деталей и более точных свойств этих деталей. Именно это и позволяет уточнять содержание понятий и решать новые задачи.

В настоящее время более точная интерпретация понятия осуществляется только человеком, интуитивно. Поэтому данная система расширяет функциональные возможности автоматов, реализующих мыслительные функции человека. Система решает не одну частную задачу интерпретации, а за счет того, что в системе реализуются функции детализации понятий и синтеза понятий с новыми деталями, она способна интерпретировать любое понятие, используемое в алгоритмах универсальной вычислительной машины, образными представлениями и производить его уточнение.

Разумеется, что для решения широкого круга задач и большой глубины решения необходима информация весьма большого объема. Однако эта система обеспечивает необходимые функции. Данная система может быть основой для построения вариантов подобных систем.

Кратко можно описать задачу интерпретации следующим образом. В систему поступает задача интерпретации и уточнения определенных понятий и указывается, каким условиям должно отвечать это уточнение. Коды понятий преобразуются в образы, происходит уточнение образов, корректировка и далее сопоставление новому образу кодов, соответствующих уточненному значению. Далее информация выдается в виде решения.

На чертеже представлена схема соединений элементов предлагаемой системы.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения.

Система включает следующие блоки устройств: блок данных образной информации 1, блок воспроизведения образной информации 2, блок увеличения разрешающей способности воспроизведения 3, блок распознавания 4, блок управления 5, блок арифметических и логических операций 6, видеоканал 7, блок внешних устройств 8.

Блок данных образной информации 1 содержит записи изображений, соответствующие понятиям, представленным в словесном выражении в виде записей с помощью кодов. Имеются детали, из которых можно воспроизвести сложные изображения. Блок воспроизведения образной информации 2 содержит экран, на котором воспроизводятся записи образной информации, а также устройство, позволяющее воспроизводить комбинации образов и взаимодействия элементов, соответствующих осуществлению различных процессов.

Блок увеличения разрешающей способности воспроизведения 3 позволяет усилить изображение, если детали плохо различимы, либо представить необходимую комбинацию взаимодействия рассматриваемых объектов, либо сформировать образную модель процесса, соответствующую действительности. Блок распознавания 4 содержит фотоэлементное устройство восприятия видеоинформации, устройство для приема эталонов деталей образцов. Оно выделяет распознаваемые элементы, представляя детали интерпретации. Блок управления 5 содержит запоминающее устройство для хранения программы работы и осуществляет последовательную совместную работу всех блоков системы. Блок логических и арифметических операций 6 осуществляет операции дешифрации и кодирования информации при реализации программы работы системы. Видеоканал 7 представляет ограниченное пространство между блоком воспроизведения 2 и блоком распознавания 4, защищенное от помех передачи и восприятия образной информации. Блок внешних устройств 8 содержит устройства, позволяющие принимать и выдавать информацию, используемую в системе.

Реализация работы системы, подтверждающая возможность решения описанной задачи уточнения содержания понятий с целью решения поставленных проблем, может быть проиллюстрирована на двух примерах. В каждом из примеров будут рассмотрены различные понятия.

Пример 1. Поставлена задача усовершенствования подшипника - устройства, сочленяющего вращающийся вал и неподвижный элемент. Рассмотрим решение с помощью уточнения представления взаимодействия элементов, образующих среду, где осуществляется этот процесс. В качестве модели этой среды можно взять вращающийся стержень в воде, ограниченной объемом с цилиндрическими стенками. Задача, представленная на языке системы, в виде программы через блок внешних устройств 8 в соответствии с программой, находящейся в блоке управления 5 поступает в блок логических и арифметических операций 6, где происходит дешифрация, затем задача в виде программы поступает в блок управления 5, а исходные данные в виде кодов соответствующих образных представлений передаются в блок данных образной информации 1. Далее по программе блока управления 5 в блок увеличения разрешающей способности воспроизведения 3 передается образное изображение картины процесса в виде взаимодействия элементов описанной выше среды, где происходит увеличение образных элементов. Далее изображение передается в блок воспроизведения информации 2. На его экране появляется изображение вращения стержня в воде, различимы детали: концентрические слои воды со скоростями, большими вблизи стержня; дальше от стержня скорости убывают. Это изображение по видеоканалу 7 передается в блок распознавания 4, где осуществляется выделение этих деталей с помощью эталонов, полученных из блока данных образной информации 1 (соответствующие этим эталонам коды поступают также в блок логических и арифметических операций 6). Распознанные в блоке распознавания 4 детали образов передаются в блок данных образной информации и туда же передаются соответствующие коды, выделенные в блоке логических и арифметических операций 6. Далее блок управления 5 по программе путем операций на блоке логических и арифметических операций 6 формирует описание решения задачи в форме уточненного представления среды в виде концентрических колец с невысокими относительными скоростями и высокой абсолютной скоростью вала и неподвижной границей (цилиндром). После этого решение выдается через блок внешних устройств.

Подобное решение может быть использовано для более детального синтеза устройства (подшипника) уже, например, с помощью программ универсальных вычислительных машин.

Пример 2. Рассмотрим этот пример кратко, так как детали решений были описаны. Пример приводится лишь для того, чтобы было очевидным, что возможно решение задачи интерпретации самых различных понятий.

Как известно, проблема логических парадоксов не решена математиками до настоящего времени. Решение задачи интерпретации содержания понятий является основой для решения этой проблемы.

Парадокс: "Парикмахер бреет всех тех, кто не бреет себя". Здесь не определено: бреет ли он себя ? Если - "да", то не верно, что "бреет всех тех, кто не бреет себя", если "нет", то по условию он должен "брить себя".

Программа в виде задачи и исходных понятий через блок внешних устройств 8 передается в блок данных образной информации 1 и в блок логических и арифметических операций 6, затем в блок воспроизведения образной информации 2. Далее, через видеоканал 7 картина в виде процесса бритья передается в блок распознавания 4, где по программе блока управления 5 уточняются содержания процессов "брить себя" и "брить всех". Блок распознавания 4 выдает информацию, показывающую, что процессы "брить себя" и "брить всех" различаются деталями изгиба рук парикмахера в том и другом случае и др. Далее информация обрабатывается и выдается через блок внешних устройств 8. Решение состоит в том, что детальная интерпретация содержания понятий "брить себя" и "брить всех" указывает, что смысл понятий различен и использование одного смысла понятий в данной фразе некорректно. Таким образом, рассмотренные примеры показывают возможность решения задач, не решаемых логическим путем, а также эффективность использования данного устройства.

Похожие патенты RU2112273C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИНЕРГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 1995
  • Львович Яков Евсеевич
  • Арест Михаил Яковлевич
  • Красноруцкий Евгений Владимирович
RU2120314C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОГНИТИВНОГО ТРЕНИНГА 2018
  • Белан Сергей Витальевич
  • Бравов Евгений Валерьевич
  • Французов Николай Юрьевич
RU2682416C1
Способ оценки познавательного развития детей от 6 месяцев до 10 лет жизни 2016
  • Стребелева Елена Антоновна
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Закрепина Алла Васильевна
RU2640097C1
Способ построения диалогового режима на естественно-подобном языке при решении автоматизированных задач управления в комплексах средств автоматизации 2020
  • Зюзин Алексей Владимирович
  • Морозов Павел Андреевич
  • Круталевич Юрий Александрович
  • Аношин Роман Игоревич
  • Беликов Никита Николаевич
RU2751435C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ЕЮНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ПРИ СИНДРОМЕ КИШЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ 2017
  • Сивков Олег Геннадьевич
  • Лейдерман Илья Наумович
  • Зайцев Евгений Юрьевич
  • Сивков Алексей Олегович
RU2640021C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДУУМА 2004
  • Юрьев Георгий Петрович
RU2283670C1
УСТРОЙСТВО ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ С РЕГУЛИРУЕМОЙ СКОРОСТЬЮ ОБРАТНОГО ХОДА 1993
  • Сивков Олег Яковлевич
RU2116529C1
Устройство управления цифровой вычислительной машины 1971
  • Карпман Лев Яковлевич
  • Рабинович Зиновий Львович
SU437074A1
ПОЭТАПНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ОПТИМАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УСТРОЙСТВА ДЛЯ БРИТЬЯ 2016
  • Вестерхоф, Виллем Ауке
  • Янсен, Йоханнес Антониус
  • Стапелкамп, Леннарт Якоб
  • Велдхейс, Виллем Хендерикус
  • Ван Ден Бедем, Линда Якоба Мартина
  • Эванс, Дилан
RU2729000C2
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИНТЕГРАЛЬНО-АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ 1997
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2113730C1

Реферат патента 1998 года СИСТЕМА УСТРОЙСТВ ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЙ ОБРАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ

Система позволяет расширить возможности существующих автоматов, выполняющих мыслительные функции человека. Результатом работы системы являются заданные понятия с новым содержанием в виде более точной и детальной интерпретации понятий или ситуаций, описываемых этими понятиями. Система состоит из блоков устройств хранения, распознавания, воспроизведения и уточнения образных представлений, блока внешних устройств, блока управления и устройства, выполняющего арифметические и логические операции. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 112 273 C1

Система устройств для интерпретации понятий образными представлениями, содержащая блок данных образной информации, блок воспроизведения образной информации, блок увеличения разрешающей способности воспроизведения, блок распознавания, блок управления, блок арифметических и логических операций, видеоканал, блок внешних устройств, причем выходы и входы блока данных образной информации связаны с входами и выходами блока воспроизведения образной информации, блока увеличения разрешающей способности воспроизведения, блока распознавания, блока логических и арифметических операций, блока внешних устройств, выходы блока управления связаны с входами блока данных образной информации, блока воспроизведения образной информации, блока увеличения разрешающей способности воспроизведения, блока pаспознавания, внешних устройств, выходы и входы блока логических и арифметических операций связаны с входами и выходами блока распознавания, блока управления, блока внешних устройств, выход блока увеличения разрешающей способности воспроизведения связан с входом блока воспроизведения образной информации, выход видеоканала связан с входом блока распознавания, а вход с выходом блока воспроизведения образной информации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2112273C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Мальцев А.И
Алгоритмы и рекурсивные функции
- М.: Наука, 1965, с
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью 1916
  • Драго С.И.
SU14A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Сивков О.Я
Алгоритмизация мышления в научном и техническом творчестве
- М.: Ассоциация "Коньково", 1992, с
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью 1916
  • Драго С.И.
SU14A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Клини Ст
Введение в математику
- М.: Иностранная литература, 1957, с
Устройство для усиления микрофонного тока с применением самоиндукции 1920
  • Шенфер К.И.
SU42A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Шиханович Ю.А
Введение в современную математику
Приводный механизм в судовой турбинной установке с зубчатой передачей 1925
  • Карнеджи А.К.
  • Кук С.С.
  • Ч.А. Парсонс
SU1965A1
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Вычислительные машины и мышление
/Под ред.Фейгенбаума Э
и др
- М.: Мир, 1967, с
Способ изготовления замочных ключей с отверстием для замочного шпенька из одной болванки с помощью штамповки и протяжки 1922
  • Личадеев Н.Н.
SU221A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Введение в математическую логику
- М.: Иностранная литература, т
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот 1920
  • Евсеев А.П.
SU17A1
RU, патент, 2037203, кл
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1

RU 2 112 273 C1

Авторы

Сивков Олег Яковлевич

Даты

1998-05-27Публикация

1995-08-28Подача