Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, в которых процессы сжатия и расширения протекают в разных цилиндрах.
Из уровня техники известны способы работы двигателя внутреннего сгорания, в которых производят сжатие воздуха в компрессорном цилиндре, сжигание рабочей смеси в камере сгорания и расширение продуктов сгорания в расширительных цилиндрах (см. патент СССР N 2275, кл. P 02 B 45/06, 1922 г.; Авт. св. СССР N 1288328, кл. F 02, G 3/00, 1987 г.). Основным недостатком известных способов является невысокий коэффициент полезного действия (КПД), что обусловлено значительными тепловыми потерями.
Наиболее близким к заявленному способу работы двигателя внутреннего сгорания является способ, включающий сжатие воздуха в компрессорном цилиндре, перепуск его в камеру сгорания и сжигание в ней топлива, расширение продуктов сгорания в расширительном цилиндре и выпуск отработанных газов с охлаждением в рекуперативном теплообменнике с регенерацией тепла (см. Авт. св. СССР N 1420218. кл. F 02 G 3/02, 1988 г. ). Использование тепла отходящих (отработанных) газов для подогрева воздуха повышает КПД рабочего цикла двигателя, однако недостатки в организации процесса сжигания топлива не позволяют в полной мере реализовать преимущества выносной камеры сгорания.
Известен также двигатель внутреннего сгорания, содержащий по меньшей мере один компрессорный и один расширительный цилиндры, выносную камеру сгорания, связанную посредством газораспределительного устройства с компрессорным и расширительным цилиндрами, и рекуперативный теплообменник с теплопередающим и тепловоспринимающим контурами (см. Авт. св. СССР N 1420218, кл. F 02 G 5/02, 1988 г.). При этом вход рекуперативного теплообменника по теплопередающему газовому тракту соединен с выпускным каналом отработавших газов расширительного цилиндра, а тепловоспринимающий контур служит для подогрева воздуха, поступающего из атмосферы в компрессорный цилиндр, что обеспечивает регенерацию тепла отработавших выхлопных газов, но конструктивная сложность системы переключения режимов работы рекуперативного теплообменника и наличие регенератора, установленного в камере сгорания, снижают надежность и эффективность работы двигателя.
Изобретение направлено на повышение КПД и надежности работы двигателя внутреннего сгорания, характеризующимся разделением процессов сжатия и расширения по разным цилиндрам.
Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в способе работы двигателя внутреннего сгорания, включающем сжатие воздуха в компрессорном цилиндре, перепуск его в камеру сгорания, сжигание в ней топлива, расширение продуктов сгорания в расширительном цилиндре и выпуск отработавших газов с охлаждением в рекуперативном теплообменнике и регенерацией тепла, согласно изобретению, в камеру сгорания дополнительно вводят водяной пар и осуществляют закрутку рабочей смеси путем тангенциальной подачи воздуха, при этом водяной пар получают за счет использования тепла камеры сгорания при испарении воды, которую отделяют от охлажденных в теплопередающем газовом тракте рекуперативного теплообменника отработавших газов, фильтруют и подогревают перед испарением в водяном тепловоспринимающем тракте рекуперативного теплообменника при регенерации тепла отработавших газов.
Кроме того, в двигателе внутреннего сгорания, содержащем по меньшей мере один компрессорный цилиндр, выносную камеру сгорания, расширительные цилиндры, которые сообщены между собой посредством газораспределительного устройства, и рекуперативный теплообменник с теплопередающим и тепловоспринимающим контурами, вход которого по теплопередающему газовому тракту соединен с выпускные каналом отработавших газов расширительных цилиндров, согласно изобретению, газораспределительное устройство выполнено в виде цилиндрического роторного золотника, внутри которого соосно расположена выносная камера сгорания, дополнительно снабженная испарителем с паровыми соплами, при этом выход теплопередающего газового тракта рекуперативного теплообменника подключен к водяному тепловоспринимающему контуру, состоящему из последовательно включенных сепаратора выхлопных газов, конденсатосборника, фильтра, водяного насоса и водяного тепловоспринимающего тракта рекуперативного теплообменника, выход которого соединен с входом испарителя камеры сгорания.
Предложенная организация процесса непрерывного горения рабочей смеси в многотопливной выносной камере сгорания с дополнительным введением водяного пара и закруткой рабочей смеси обеспечивает более полное сжигание любого вида топлива (газообразного, дизельного или бензинов), что при наличии регенерации тепла способствует повышению КПД рабочего цикла, а очистка выхлопных газов при сепарации из них воды, циркулирующей по тепловоспринимающему контуру, обеспечивает экологическую чистоту двигателя. Кроме того, конструктивное выполнение газораспределительного устройства в виде цилиндрического роторного золотника, совмещенного с выносной камерой сгорания, снабженной испарительной рубашкой, снижает тепловую напряженность и повышает надежность работы двигателя.
На чертеже представлен общий вид двигателя внутреннего сгорания.
Двигатель внутреннего сгорания содержит компрессорный цилиндр 1, расширительные цилиндры 2, камеру 3 сгорания, соосно расположенную внутри цилиндрического роторного газораспределительного золотника 4 с каналами 5 и 6 для впуска и выпуска воздуха и каналами 7 и 8 соответственно для впуска продуктов сгорания и выпуска отработавших газов, рекуперативный теплообменник 9, имеющий теплопередающий газовый тракт 10, вход которого сообщен с каналом 8 выпуска отработавших газов, а выход подключен к входному патрубку 11 сепаратора 12 выхлопных газов с образованием теплопередающего контура, и водяной тепловоспринимающий тракт 13, вход которого через водяной насос 14 и фильтр 15 сообщен с конденсатосборником 16 сепаратора 12, а выход подключен с образованием тепловоспринимающего контура к испарителю 17 камеры 3 сгорания, выполненному в виде пароводяной рубашки с паровыми соплами 18. Подвод воздуха производят через впускной патрубок 19, сообщенный с каналом 5 газораспределительного золотника 4, а выброс выхлопных газов в атмосферу осуществляет через выхлопной патрубок 20 сепаратора 12, который выполнен со скрубберной насадкой 21 и имеет контур 22 орошения. Топливо поступает в камеру сгорания по топливопроводу 23 и распыляется форсункой 24, а воздух подается через тангенциальный патрубок 25, сообщенный с каналом 6 газораспределительного золотника 4.
Двигатель при реализации заявленного способа работает следующим образом.
Сжатый в компрессорном цилиндре 1 воздух через выпускной канал 6 газораспределительного золотника 4 по патрубку 26 тангенциально поступает в выносную камеру 3 сгорания, закручивая поток рабочей смеси, образованной при перемешивании топлива, распыляемого форсункой 24, с воздухом и водяным паром, вводимым через паровые сопла 18 из испарителя 17. Образующиеся в результате непрерывного горения рабочей смеси газообразные продукты сгорания через впускной канал 7 посредством газораспределительного золотника 4, обеспечивающего заданную последовательность чередования тактов (процессов) расширения, равномерно распределяются по расширительным цилиндрам 2, где совершают полезную работу. Отработавшие газы, содержащие водяной пар, через выпускной канал 8 посредством газораспределительного золотника 4 перепускают в теплопередающий контур, где, проходя через теплопередающий газовый тракт 10 рекуперативного теплообменника 9, они охлаждаются ниже точки росы водяного пара и затем в виде парогазовой смеси, содержащей капли конденсата, поступают через входной патрубок 11 в сепаратор 12, включенный в тепловоспринимающий контур. Отсепарированные и очищенные в скрубберной насадке 21 от твердых частиц - продуктов неполного сгорания выхлопные газы через выхлопной патрубок 20 выбрасываются в атмосферу, а отделенная капельная вода стекает в конденсатосборник 16, откуда воду через фильтр 13 с помощью водяного насоса 14 направляют на вход водяного тепловоспринимающего тракта 13 рекуперативного теплообменника 9, в котором она подогревается в процессе регенерации тепла отработавшими газами, и затем возвращают в испаритель 17, где вода за счет тепла, выделяющегося в камере 5 сгорания, превращается в пар, который через паровые сопла 18 снова подают в камеру 3 сгорания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2176323C1 |
Способ работы двигателя внутреннего сгорания с регенерацией тепла в цикле и двигатель для его осуществления | 2016 |
|
RU2641180C2 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ДЛЯ ПАРОГАЗОВОЙ УСТАНОВКИ | 1995 |
|
RU2094704C1 |
СПОСОБ ПИТАНИЯ ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ПОДАЧИ ВОЗДУХА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДАННОГО СПОСОБА | 2019 |
|
RU2725310C1 |
Тепловой двигатель | 1986 |
|
SU1420218A1 |
УПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2076227C1 |
ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ РАБОТЫ ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2440499C1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНОГО РАСПЫЛЕНИЯ ЖИДКОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2108870C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ КОМБИНИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЛЬ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2044149C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ МЕНЬШОВА | 2009 |
|
RU2435975C2 |
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, в которых процессы сжатия и расширения протекают в разных цилиндрах. Способ работы двигателя характеризуется тем, что воздух сжимают в компрессорном цилиндре, перепускают его в камеру сгорания, куда дополнительно вводят водяной пар, сжигают в камере сгорания топливо, а расширение производят в расширительных цилиндрах, при этом отработавшие газы охлаждают в теплопередающем газовом тракте рекуперативного теплообменника, отделяют капельную воду, фильтруют ее, подогревают в тепловоспринимающем водяном тракте рекуперативного теплообменника, испаряют, используя выделяющееся в камере сгорания тепло, и возвращают водяной пар в камеру сгорания. Двигатель внутреннего сгорания, реализующий заявленный способ, содержит компрессорный цилиндр, выносную камеру сгорания, расположенную внутри газораспределительного устройства, выполненного в виде цилиндрического роторного золотника, и снабженную испарителем с паровыми соплами, при этом выпускной канал отработавших газорасширительных цилиндров подключен к входу теплопередающего газового тракта рекуперативного теплообменника, выход которого подсоединен к водяному тепловоспринимающему контуру.Изобретение повышает КПД и надежность работы двигателя внутреннего сгорания за счет разделения процессов сжатия и расширения. 2 с.п.ф-лы, 1 ил.
Авторы
Даты
1999-02-27—Публикация
1997-12-29—Подача