СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ОТКАЗОВ ДАТЧИКОВ И КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ ОБЪЕКТА Российский патент 1999 года по МПК F02C9/46 

Описание патента на изобретение RU2126903C1

Изобретение относится к области систем управления сложных объектов техники, работающих в широком диапазоне режимов и нагрузок и может быть использовано в системах управления газотурбинных двигателей, турбин электростанций и т.д.

Известен способ обнаружения отказов датчиков, согласно которому на основе модели двигателя строят наблюдатели состояния объекта и соединяют их с датчиками, причем с одним наблюдателем состояния соединяют все датчики, а с каждым из последующим наблюдателей - все, кроме одного, после чего определяют взвешенную сумму квадратов невязок для всех наблюдателей, определяют разность между взвешенной суммой квадратов невязок первого наблюдателя и всех остальных наблюдателей, выбирают максимальное значение и сравнивают его с ранее заданным пороговым значением. В случае, если это значение превышает установленное пороговое значение, то формируют сигнал "мягкого" отказа того датчика, показания которого не использованы в наблюдателе состояния, для которого значение разности между взвешенной суммой квадратов невязок первого наблюдателя и его взвешенной суммой квадратов невязок превышает установленное пороговое значение, или "жесткого" отказа в случае, если значения невязок первого наблюдателя превышают установленное значение (см. "Advanced Detection, Isolation, and Accommodation of Sensor Failures - Real-Time Evaluation" // W.C.Merril, J.C.DeLaat, and W.M.Bruton // NASA Lewis Research Center, Cleveland, Ohio // J.Guidance, Vol. II, NO 6, Nov.- Dec. 1988).

В результате анализа данного способа необходимо отметить, что он характеризуется невысокой точностью, так как не позволяет учитывать реальные погрешности модели, которые в динамических переходных режимах весьма велики, и низкой надежностью, так как отказ исполнительного элемента (элементов) или узла объекта идентифицируется как отказ одного из датчиков, что может привести к аварийной ситуации при эксплуатации объекта.

Задачами настоящего изобретения являются повышение точности и надежности обнаружения отказов датчиков, а следовательно, и повышение работоспособности объекта.

Поставленные задачи решаются тем, что в способе обнаружения отказов датчиков и контроля исправности объекта, согласно которому датчики соединяют с наблюдателями состояния, построенными на основе модели объекта, причем с одним из наблюдателей соединяют все датчики, а с каждым из остальных - все датчики, кроме одного, определяют взвешенную сумму квадратов невязок всех наблюдателей, осуществляют сравнение значения взвешенной суммы квадратов невязок первого наблюдателя со значениями взвешенных сумм квадратов невязок каждого из остальных наблюдателей, максимальное из значений полученных сигналов разностей сравнивают с пороговым значением и формируют сигнал отказа того датчика, показания которого не использованы в наблюдателе, для которого это значение превышает пороговое, и делают вывод о состоянии датчиков и объекта, новым является то, что для каждого наблюдателя состояния определяют область возможного расположения невязок, вызванных погрешностями задания параметров модели объекта и определяют отказ датчика путем выбора тех наблюдателей состояния, невязки которых при анализе показаний датчиков, выходят за пределы заданной области, причем область возможного расположения невязок, вызванных погрешностями задания параметров модели объекта, определяют из выражений:

Σi = gi•Ci•Qi•CTi

+hi•Wi,
где Σi - - матрица эллипсоида допустимого расположения вектора невязок i-го наблюдателя;
Qi - матрица эллипсоида допустимого расположения вектора состояния i-го наблюдателя;
Fi = Ai - KiCi - собственная матрица наблюдателя;
qi, gi, hi - скалярные коэффициенты;
Gi, Wi - матрицы предельных отклонений параметров модели.

T - символ транспонирования.

При проведении патентных исследований не обнаружены решения, идентичные заявленному, а следовательно, данное изобретение соответствует критерию "новизна".

Сущность изобретения не следует явным образом из известных решений, а следовательно, предложенное решение соответствует критерию "изобретательский уровень.

Считаем, что сведений, изложенных в материалах заявки, достаточно для практического использования изобретения.

Сущность способа и особенности его осуществления поясняются на примере функционирования системы управления газотурбинного двигателя, где на:
фиг. 1 - блок-схема системы управления газотурбинного двигателя;
фиг. 2 - блок-схема системы обнаружения отказов датчиков.

При работе двигателя 1 с исполнительными механизмами 2 состояние контролируемых параметров (как правило их несколько) фиксируется датчиками 3 (их количество, как правило, соответствует количеству контролируемых параметров). Состояние исполнительных механизмов 2 контролируется датчиками 4. Показания датчиков 3 и 4 поступают в систему 5 обнаружения отказов датчиков, где осуществляется анализ показаний датчиков и формируются признаки отказов датчиков. Признаки отказов датчиков поступают на блок 6 реконфигураций системы, где осуществляется коррекция показаний отказавших датчиков. Скорректированные показания датчиков поступают на соединенные с исполнительными механизмами 2 регуляторы 7.

Для осуществления способа создают модель двигателя и на ее основе строят наблюдатель состояния (H).

В качестве модели двигателя используют упрощенную нелинейную модель вида

Z = C(X - Xb) + D(U - Ub) + Zb,
где символ b обозначает значение параметра в установившемся состоянии;
X - вектор состояния модели;
U - вектор управляющих воздействий системы;
Z - вектор оценок показаний датчиков;
A, B, C, D - матрицы коэффициентов, заданные как функции условий полета и режима работы двигателя.

На основе модели (1) строятся n + 1 наблюдателей состояния вида



где оценка вектора состояния двигателя i-го наблюдателя,
оценка показаний датчиков i-го наблюдателя,
Ki - матрица коэффициентов i-го наблюдателя,
γi - вектор невязок i-го наблюдателя,
i - номер наблюдателя, i = 0...n
Матрицы Ki имеют количество столбцов, равное количеству измеряемых параметров, и могут быть рассчитаны, например, по типу матрицы фильтра Калмана.

Количество наблюдателей состояния (H) на одну единицу больше количества (n) датчиков объекта (двигателя).

С одним из наблюдателей состояния (H0) соединены все датчики, а с каждым из остальных наблюдателей (H1...Hn) соединены все датчики, кроме одного.

Для наблюдателя H0 матрица K0 используется полностью, а для наблюдателей H1-Hn в матрицах Ki обнуляется i-й столбец, соответствующий неиспользуемому в данном наблюдателе датчику. Этим обеспечивается нечувствительность наблюдателя из группы H1-Hn к отказу одного строго определенного датчика.

Для повышения точности и надежности функционирования объекта для каждого из наблюдателей состояния H1-Hn определяют область возможного расположения невязок, вызванных погрешностями задания параметров модели двигателя.

Отмеченную выше область определяют из выражений

Σi = gi•Ci•Qi•CTi

+hi•Wi,
где Σi - - матрица эллипсоида допустимого расположения вектора невязок i-го наблюдателя;
Qi - матрица эллипсоида допустимого расположения вектора состояния i-го наблюдателя;
Fi = Ai - KiCi - собственная матрица наблюдателя;
qi, gi, hi - скалярные коэффициенты;
Gi, Wi - матрицы предельных отклонений параметров модели,
T - символ транспонирования.

Уравнения (3) позволяют определять в каждый момент времени область (Σi) возможного разброса невязок наблюдателя состояния, вызванных ошибками параметров модели двигателя.

Аппаратные элементы, необходимые для реализации способа, известны, они не являются предметом изобретения и поэтому в материалах заявки не рассмотрены.

При работе объекта информация с датчиков поступает на все наблюдатели состояния H1-Hn.

Наблюдатель (H0) формирует оценки показаний всех датчиков, а каждый из наблюдателей (H1-Hn) формирует оценки показаний всех датчиков, кроме одного.

Далее вычисляют невязки γi (разности между фактическими измерениями и оценками) для всех датчиков каждого n+1 наблюдателя и определяют взвешенную сумму невязок для всех наблюдателей по зависимости
Wi = γTi

Σ-1i
γi,
а далее определяют разности между взвешенными суммами невязок наблюдателя H0 и всех других наблюдателей (L1 = W0 - Wi, .. Li = W0 - Wi,.. Ln = W0 - Wn, ), находят максимальную из вычисленных разностей и сравнении ее с пороговым значением (λ), которое устанавливают исходя из результатов экспериментов по каждому конкретному объекту.

В случае, если (Li) превышает значение λ, то формируют сигнал отказа Fm(m=i) того датчика, показания которого не использованы в наблюдателе Hi.

Кроме того, взвешенная сумма невязок каждого из наблюдателей (H1-Hn) сравнивается с фиксированным порогом ϕ(ϕ = 1).
Условие Wi > ϕ означает, что вектор невязок γi вышел за пределы области Σi возможного расположения невязок.

Отказ Fg g-го датчика фиксируется в том случае, когда для n-2 наблюдателей условия Wi > ϕ (g=i) выполнены и лишь для одного это условие не выполнено.

В результате анализа значений сигналов отказов Fm и Fg в блоке 7 реконфигураций системы принимается решение о возможности дальнейшего использования показаний i-го датчика, или о замене его показаний показаниями резервного датчика, или об использовании вместо показаний датчика оценки его показаний из одного из наблюдателей, в котором не используются показания этого датчика.

При выполнении условия Wi > ϕ для всех наблюдателей или для меньшего числа наблюдателей, чем n-2 означает наличие неисправностей в элементах двигателя 1 или в исполнительных механизмах 2. В этом случае принимается решение о полном отключении регуляторов 7 и переходе на резервное управление.

Предложенный способ позволяет повысить точность и надежность работы объекта за счет определения области возможного расположения невязок наблюдателей, вызванной погрешностями параметров модели.

Похожие патенты RU2126903C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ И СИСТЕМА УДАЛЕННОГО МОНИТОРИНГА ОБЪЕКТОВ 2016
  • Лифшиц Михаил Валерьевич
RU2649542C1
Способ коррекции координат, высоты и вертикальной скорости летательного аппарата и устройство для его осуществления 2015
  • Огородников Кирилл Олегович
  • Белов Роман Валерьевич
RU2619823C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦЕЛЕЙ В РЕЖИМЕ ОБЗОРА 2001
  • Ильчук А.Р.
  • Канащенков А.И.
  • Меркулов В.И.
  • Рогов В.Я.
  • Самарин О.Ф.
  • Францев В.В.
  • Шуклин А.И.
RU2207589C2
СПОСОБ И СИСТЕМА УДАЛЕННОГО МОНИТОРИНГА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК 2016
  • Наумов Сергей Андреевич
  • Крымский Александр Васильевич
RU2626780C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАТ, ВЫСОТЫ И ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Костенко Геннадий Иванович
  • Мишин Андрей Юрьевич
  • Белов Роман Валерьевич
RU2547158C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ УГЛОВЫХ НЕВЯЗОК КОМПЛЕКСА ПОДГОТОВКИ И ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2001
  • Васильев Н.А.
  • Глазков А.И.
  • Лещев В.Т.
  • Костенко Г.И.
  • Ульянов В.П.
  • Чуманкин Е.А.
RU2191350C2
СПОСОБ ГРАВИМЕТРИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ АКВАТОРИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Титлянов Владимир Александрович
  • Ставров Константин Георгиевич
  • Денесюк Евгений Андреевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Гусева Валентина Ивановна
  • Глебов Виктор Борисович
RU2575316C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ПЕРВОГО КОНТУРА АЭС С РЕАКТОРОМ ТИПА ВВЭР 1992
  • Бурьян В.И.
  • Ванин В.Е.
RU2083005C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕХОСНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2009
  • Рязанцев Александр Владимирович
  • Беляев Михаил Юрьевич
  • Рязанцев Владимир Васильевич
  • Егорова Надежда Николаевна
RU2408508C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВ ОРИЕНТАЦИИ СКВАЖИНЫ И ИНКЛИНОМЕТР 2003
  • Лапшинов К.Н.
  • Исаев Ю.К.
  • Павельев А.М.
  • Сизов И.В.
RU2253838C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 126 903 C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ОТКАЗОВ ДАТЧИКОВ И КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ ОБЪЕКТА

Способ может быть использован в области систем управления сложных объектов техники, работающих в широком диапазоне режимов и нагрузок, и может быть использовано в системах управления газотурбинных двигателей, турбин электростанций и т. д. Согласно способу датчики соединяют с наблюдателями состояния, построенными на основе модели двигателя (объекта). Причем с одним наблюдателем соединяют все датчики, а с каждым из остальных - все датчики, кроме одного. Определяют взвешенную сумму квадратов невязок всех наблюдателей состояния и осуществляют сравнение значений взвешенной суммы квадратов невязок первого наблюдателя со значениями взвешенных сумм квадратов невязок каждого из остальных наблюдателей. Максимальное из значений полученных сигналов разностей сравнивают с пороговым значением и формируют сигнал отказа того датчика, показания которого не использованы в наблюдателе, для которого это значение превышает пороговое. Причем для каждого наблюдателя определяют область возможного расположения невязок, вызванных погрешностями задания параметров модели объекта, и определяют те наблюдатели, невязки которых выходят за пределы заданной области. Область возможного расположения невязок, вызванных погрешностями задания параметров модели объекта, определяют из выражений:
Qi = FiQi+QiFTi

+qiQi+q-1i
Gi;
Σi = giCiQiCTi
+hiWi,
где Σi - матрица эллипсоида допустимого расположения вектора невязок i-го наблюдателя;
Qi - матрица эллипсоида допустимого расположения вектора состояния i-го наблюдателя;
Fi = Ai - KiCi - собственная матрица наблюдателя;
qi, gi, hi - скалярные коэффициенты;
Gi, Wi - матрицы предельных отклонений параметров модели;
T - символ транспонирования.

Такой способ позволит повысить точность и надежность обнаружения отказов датчиков. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 126 903 C1

1. Способ обнаружения отказов датчиков и контроля исправности объекта, при котором датчики соединяют с наблюдателями состояния, построенными на основе модели объекта, причем с одним из наблюдателей соединяют все датчики, а с каждым из остальных - все датчики, кроме одного, определяют взвешенную сумму квадратов невязок всех наблюдателей, осуществляют сравнение значения взвешенной суммы квадратов невязок первого наблюдателя со значениями взвешенных сумм квадратов невязок каждого из остальных наблюдателей, максимальное из значений полученных сигналов разностей сравнивают с пороговым значением и формируют сигнал отказа того датчика, показания которого не использованы в наблюдателе, для которого это значение превышает пороговое, и делают вывод о состоянии датчиков и объекта, отличающийся тем, что для каждого наблюдателя состояния определяют область возможного расположения невязок, вызванных погрешностями задания параметров модели объекта, и определяют отказ датчика путем выбора тех наблюдателей состояния, невязки которых при анализе показаний датчиков выходят за пределы заданной области. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что область возможного расположения невязок, вызванных погрешностями задания параметров модели объекта, определяют из выражений

Σi = gi•Ci•Qi•CTi

+hi•Wi,
где Σi - матрица эллипсоида допустимого расположения вектора невязок i-го наблюдателя;
Qi - матрица эллипсоида допустимого расположения вектора состояния i-го наблюдателя;
Fi = Ai - KiCi - собственная матрица наблюдателя;
qi, gi, hi - скалярные коэффициенты;
Gi, Wi - матрицы предельных отклонений параметров модели;
T - символ транспонирования.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2126903C1

W.C.Merril, J.C.De Laat, and W.M.Bruton "Advanced Detection Isolation, and Accommodation of Sensor Failures - Real - Time Evaluation" NASA hewis Research Center, Cleveland, Ohio J.Guidance, vol.11, N06, nov - Dec, 1988
US 4212161 A, 15.07.80
Устройство для автоматического экстренного торможения двересъемной машины коксовых печей 1951
  • Гольбрайхт Ю.А.
  • Калугин В.А.
SU95434A1
US 4794755 A, 01.03.89
DE 3926707 A1, 28.06.90
SU 714841 A, 10.03.96
Устройство для исследования характеристикгАзОТуРбиННыХ дВигАТЕлЕй 1978
  • Рахимов Гафур Нуруллович
  • Толокновский Вячеслав Родионович
  • Касич Борис Павлович
  • Штейнберг Валерий Эммануилович
  • Якупов Ревлен Гатиятович
  • Хуторянский Владимир Яковлевич
  • Стеколь Борис Зиновьевич
  • Стариков Петр Иванович
  • Дрозд Борис Феодосьевич
SU805324A1

RU 2 126 903 C1

Авторы

Зазулов В.И.

Бондарев Л.Я.

Зеликин Ю.М.

Добрынин А.А.

Клепиков В.И.

Даты

1999-02-27Публикация

1998-06-09Подача