СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНЫХ КОЛЕС Российский патент 1999 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение RU2127768C1

Изобретение относится к металлургии, а именно к методам упрочнения стальных литых колес и цельнокатаных колес.

Известен способ упрочнения стальных колес [1], включающий термическую обработку поверхности профиля катания колеса и ее армирование элементами жесткости, обладающими твердостью, превосходящей твердость материала, в котором они выполнены. Армирование поверхностного слоя производят путем выполнения отверстий, стенки которых обладают повышенной твердостью, являясь элементами жесткости.

Недостаток способа заключается в том, что отдельно выполненные участки твердости недостаточно связывает объем металла и при образовании проката колеса в процессе эксплуатации происходит смещение металла поверхностного слоя. Другим недостатком является то, что при некачественной лазерной обработке отверстий возникают участки с внутренними напряжениями, отличными от напряжений соседних участков и от напряжения металла поверхностного слоя катания колеса, и при наличии дефектов металла, а именно пустот, расслоений и т. д. возможна поломка колеса. И кроме того, при динамических ударах, возникающих при движении на стыках рельсов, стрелочных переходах и прочее, локальность элементов жесткости приводит к выкрашиванию металла и как следствие к поломке колеса. И все это приводит к снижению эксплуатационной стойкости колеса.

Целью настоящего изобретения является повышение эксплуатационной стойкости колеса.

Поставленная цель достигается тем, что в способе упрочнения стальных колес, включающий термическую обработку поверхности профиля катания колеса и ее армирование элементами жесткости, обладающими твердостью, превосходящей твердость материала, в котором они выполнены, элементы жесткости выполняют в виде дорожек, причем дорожки, опоясывающие поверхность профиля катания колеса, выполняют разомкнутыми и со смещением мест разрыва дорожек между собой, при этом соотношение высоты сечения дорожки к его ширине соответствует 1 к 3 - 5.

Такое выполнение способа, при котором элементы жесткости выполняют в виде дорожек, причем дорожки, опоясывающие поверхность профиля катания колеса, выполняют разомкнутыми и со смещением мест разрыва дорожек между собой и при этом соотношение высоты сечения дорожки к его ширине соответствует 1 к 3 - 5, позволяет связать объем металла поверхности катания достаточно для устранения его перемещения в виде проката и уменьшить площадь контакта поверхности катания колеса с рельсом и тормозными колодками и в итоге повысить эксплуатационную стойкость колеса.

На фиг. 1 приведена схема выполнения способа.

На поверхности 1 катания колеса 2 выполнены дорожки 3 жесткости, твердость которых превышает твердость материала, в котором они выполнены. Соотношение высоты h сечения 4 дорожки 3 к его ширине L соответствует 1 к 3 - 5. Дорожки 3, опоясывающие поверхности 1 профиля катания колеса 2, выполнены разомкнутыми и со смещением мест 5 разрыва дорожек между собой.

Способ упрочнения стальных колес 2 реализуют следующим образом. В соответствии с химическим составом металла колеса 2 подбирают определенную мощность лазерного излучения. Сфокусированный лазерный луч направляют вертикально к обрабатываемой поверхности 1 колеса 2 при одновременном вращении последнего. Фокус лазерного луча располагают над обрабатываемой поверхностью 1 или внутри металла на глубину, достаточную для нагревания и образования дорожки 3 жесткости с соотношением высоты h сечения к его ширине L=1 к 3 - 5. Такое соотношение размеров оптимально для фазовых превращений металла и формирования армирующей дорожки с твердостью, превышающей твердость материала, в котором она выполнена. Полученная стабильная форма сечения 4 упроченного слоя имеет плавный переход твердости от повышенной на поверхности сечения к исходной твердости металла в любом радиальном направлении. Переход с одной дорожки 3 на другую производят путем плавного включения и выключения источника лазерного излучения. В случае выполнения дорожек 3, опоясывающих поверхность катания колеса 2, их выполняют разомкнутыми и со смещением мест разрыва 5 дорожек 5 между собой.

Для проверки возможностей способа произвели армирование колесной пары диаметром 970 мм газовым лазером мощностью 1,4 кВт. Выполнены дорожки жесткости шириной сечения 4,5 - 5 мм и высотой 1,2 мм. Эксплуатационные испытания показали, что при пробеге 56000 км прокат колесной пары составил 0. В то же время контрольная необработанная колесная пара при таком де пробеге показала прокат поверхности = 0,9 мм.

Внедрение данного способа позволяет получать значительный экономический эффект; так как при армировании 240 колесных пар экономический эффект составил > 3 миллиардов рублей.

Похожие патенты RU2127768C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЛАЗЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ И ГРЕБНЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР 2008
  • Тимакова Елена Андреевна
  • Чкалов Лев Александрович
  • Шестернин Игорь Михайлович
  • Бакланов Федор Иванович
RU2389805C1
Способ упрочнения стальных колес 1989
  • Спицкий Василий Иванович
  • Костенко Анатолий Александрович
  • Панасенко Людмила Ивановна
  • Емельянов Анатолий Николаевич
  • Савченко Людмила Александровна
  • Козодаев Евгений Герасимович
SU1693094A1
Способ термической обработки изделий 1989
  • Потапов Борис Вениаминович
  • Горный Сергей Георгиевич
  • Лопота Виталий Александрович
  • Осинцева Алевтина Леонтьевна
  • Пристенский Дмитрий Николаевич
  • Чекмезов Александр Петрович
SU1613497A1
Способ упрощения режущего инструмента 1990
  • Костенко Анатолий Александрович
  • Панасенко Людмила Ивановна
  • Спицкий Василий Иванович
  • Березняк Александр Александрович
  • Персиянов Сергей Валерьевич
  • Погосов Александр Гургенович
SU1747508A1
Способ восстановления профиля поверхности катания колес рельсового транспорта 1983
  • Машнев Михаил Михайлович
  • Продан Николай Семенович
  • Князев Владимир Иванович
  • Захаров Валентин Сергеевич
SU1157095A1
Способ восстановления профиля поверхности катания колес рельсового транспорта 1985
  • Машнев Михаил Михайлович
  • Микеров Юрий Кузьмич
  • Князев Владимир Иванович
  • Богданов Анатолий Филатович
  • Жуков Дмитрий Александрович
SU1315077A1
ПОДШИПНИК И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2009
  • Королев Альберт Викторович
  • Королев Александр Альбертович
  • Королев Андрей Альбертович
RU2391568C1
БЕЗГРЕБНЕВАЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ДЛЯ ЛОКОМОТИВА 2005
  • Темников Федор Серафимович
  • Темников Юрий Федорович
  • Рейнгардт Владимир Гарольдович
RU2308392C2
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ФРЕЗЫ 2004
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Тарапанов Александр Сергеевич
  • Харламов Геннадий Андреевич
  • Евсеев Дмитрий Дмитриевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Фомин Дмитрий Сергеевич
RU2270078C1
СПОСОБ ФОРМОВАНИЯ УЗЛА КОМПОЗИТНОГО ПОДШИПНИКА, КОМПОЗИТНЫЙ ПОДШИПНИК И КОМПОЗИТНЫЙ ПОДШИПНИК ДЛЯ ВЕТРОВОЙ ТУРБИНЫ 2009
  • Кортс Йохен
RU2558401C2

Реферат патента 1999 года СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к металлургии, а именно к методам упрочнения стальных литых и цельнокатаных колес. Техническим результатом настоящего изобретения является повышение эксплуатационной стойкости. Способ упрочнения стальных колес, включающий термическую обработку обода и ее армирование элементами жесткости, обладающими твердостью, превосходящей твердость материала, в котором они выполнены. Элементы жесткости выполняют в виде дорожек, причем дорожки, опоясывающие поверхность профиля катания колеса, выполняют разомкнутыми и со смещением мест разрыва дорожек между собой, при этом соотношение высоты сечения дорожки к его ширине соответствует 1 к 3-5. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 127 768 C1

Способ упрочнения стальных колес, включающий термическую обработку поверхности профиля катания колеса и ее армирование элементами жесткости, обладающими твердостью, превосходящей твердость материала, в котором элементы жесткости выполнены, отличающийся тем, что элементы жесткости выполнены в виде дорожек, причем дорожки, опоясывающие поверхность профиля катания колеса, выполняют разомкнутыми и со смещением мест разрыва дорожек между собой, при этом соотношение высоты сечения дорожки к его ширине соответствует 1 к 3-5.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2127768C1

Способ упрочнения стальных колес 1989
  • Спицкий Василий Иванович
  • Костенко Анатолий Александрович
  • Панасенко Людмила Ивановна
  • Емельянов Анатолий Николаевич
  • Савченко Людмила Александровна
  • Козодаев Евгений Герасимович
SU1693094A1
Способ упрочнения поверхности металлов 1990
  • Бураков Владимир Андреевич
  • Буракова Наталья Михайловна
  • Семенов Александр Сергеевич
SU1740440A1
Способ термической обработки изделий 1989
  • Потапов Борис Вениаминович
  • Горный Сергей Георгиевич
  • Лопота Виталий Александрович
  • Осинцева Алевтина Леонтьевна
  • Пристенский Дмитрий Николаевич
  • Чекмезов Александр Петрович
SU1613497A1
US 4179316 A1, 18.12.79
US 4309870 A1, 29.09.94.

RU 2 127 768 C1

Авторы

Чкалов Л.А.

Квасов М.И.

Шарадзе О.Х.

Кулемин В.Н.

Даты

1999-03-20Публикация

1997-12-10Подача