СПОСОБ ЛАЗЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ И ГРЕБНЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР Российский патент 2010 года по МПК C21D9/34 C21D1/09 B23K26/18 B23K26/16 

Описание патента на изобретение RU2389805C1

Изобретение относится к способам упрочнения рабочих поверхностей деталей и узлов из различных марок стали, работающих в условиях трения-износа, а именно к способам лазерной обработки поверхностей катания и гребня железнодорожных колесных пар.

Из уровня техники известен способ упрочнения стальных колес, описанный в авторском свидетельстве SU 1693094 А1, 23.11.1991. В данном способе проводят термическую обработку обода, армирование слоя, прилегающего к поверхности катания колеса в радиальном направлении, причем на поверхности катания выполняют глухие отверстия, стенки которых обладают твердостью, превосходящей твердость материала, в котором они выполнены. Однако данный способ упрочнения стальных колес не обеспечивает необходимой износостойкости.

В качестве прототипа принят способ упрочнения стальных колес, описанный в авторском свидетельстве RU 2127768 С1, 20.03.1999. В данном способе производят термическую обработку поверхности профиля катания колеса и ее армирование элементами жесткости, обладающими твердостью, превосходящей твердость материала, в котором элементы жесткости выполнены в виде дорожек, причем дорожки, опоясывающие поверхность профиля катания колеса, выполняют разомкнутыми и со смещением мест разрыва дорожек между собой, при этом соотношение высоты сечения дорожки к его ширине соответствует 1 к 3-5. Однако данный способ упрочнения стальных колес также не обеспечивает необходимой износостойкости.

Технический результат, который может быть получен от использования изобретения, заключается в повышении износостойкости поверхности катания и гребня колесной пары за счет повышения твердости и получения высокодисперсной структуры упрочненной зоны.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в способе лазерной обработки поверхности катания и гребня железнодорожных колесных пар устанавливают и закрепляют колесную пару в устройстве вращения, поверхность, подлежащую обработке СО2-лазером, подготавливают под лазерное упрочнение путем нанесения специальных матовых покрытий, исключающих возможность отражения лазерного луча, производят настройку фокусирующей системы таким образом, чтобы диаметр пятна лазерного излучения соответствовал выбранному режиму, устанавливают с помощью программно-управляемого устройства необходимые скорости вращения колесной пары и перемещения лазерного луча, включают сжатый воздух для сдува факела продуктов горения в раструб вытяжной вентиляции и производят лазерную обработку поверхности катания и гребня железнодорожной колесной пары на выбранном режиме.

На фиг.1 изображена поверхность катания и гребень железнодорожного колеса, упрочненные лазером.

Лазерное упрочнение поверхности катания колесной пары осуществляется сканирующим лучом лазера при соблюдении и выдержке значений параметров, обеспечивающих стабильность процесса и получение геометрии дорожек упрочнения без оплавления зоны термического воздействия. Упрочнение производится без взаимного перекрытия дорожек лазерного упрочнения.

Лазерное упрочнение поверхности катания колесной пары следует производить на специализированном технологическом СО2-лазере в составе с устройством вращения колесных пар.

Настройка диаметра пятна лазерного излучения определяется установкой обрабатываемой поверхности колесной пары на таком расстоянии от фокальной плоскости оптической системы, которому должно соответствовать сечение лазерного луча, имеющего заданный диаметр.

Процесс лазерного упрочнения поверхности катания колесной пары осуществляется в следующей последовательности:

- устанавливается колесная пара в устройство вращения и закрепляется;

- поверхность, подлежащую обработке, подготавливают под лазерное упрочнение путем нанесения специальных матовых покрытий, исключающих возможность отражения лазерного луча;

- производится настройка фокусирующей системы таким образом, чтобы диаметр пятна лазерного излучения соответствовал выбранному режиму;

- устанавливаются с помощью программно-управляемого устройства необходимые скорости вращения колесной пары и перемещения лазерного луча;

- включается сжатый воздух для сдува факела продуктов горения в раструб вытяжной вентиляции;

- производится лазерная обработка поверхности колесной пары на выбранном режиме.

Похожие патенты RU2389805C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ С ЛОКАЛЬНЫМ ЧЕРЕДОВАНИЕМ СВОЙСТВ 2021
  • Кокорин Роман Владимирович
  • Петров Сергей Юрьевич
RU2779890C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНЫХ КОЛЕС 1997
  • Чкалов Л.А.
  • Квасов М.И.
  • Шарадзе О.Х.
  • Кулемин В.Н.
RU2127768C1
УСТАНОВКА ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ КОЛЕС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2001
  • Ким К.К.
RU2201975C2
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ НА ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕСА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Венедиктов Анатолий Захарович
  • Доков Дмитрий Сергеевич
  • Тирешкин Виталий Николаевич
RU2280577C1
СПОСОБ МОНИТОРИНГА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ И ЕЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПУТИ 2000
  • Митрофанов В.В.
RU2180300C1
СПОСОБ ЛАЗЕРНОЙ ТЕРМООБРАБОТКИ СЛОЖНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ДЕТАЛЕЙ 2010
  • Сироткин Олег Сергеевич
  • Блинков Владимир Викторович
  • Вайнштейн Игорь Владимирович
  • Кондратюк Дмитрий Иванович
  • Чижиков Сергей Николаевич
  • Кожурин Михаил Васильевич
RU2425894C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БОКОВОГО УСИЛИЯ ПРИЖАТОГО КОЛЕСА НА РЕЛЬС ПРИ ДВИЖЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СОСТАВА 2010
  • Ватонин Антон Александрович
  • Аккерман Сергей Геннадьевич
  • Аккерман Геннадий Львович
RU2426664C1
Способ восстановления профиля поверхности катания колес рельсового транспорта 2022
  • Попов Алексей Юрьевич
  • Куликов Юрий Михайлович
  • Новиков Сергей Васильевич
  • Гершман Иосиф Сергеевич
  • Куликов Михаил Юрьевич
RU2809615C1
Способ обработки колеса железнодорожного транспорта 2017
  • Загорский Валерий Куприянович
  • Загорский Ярослав Валерьевич
  • Загорский Александр Валерьевич
RU2673273C2
Автоматизированный лазерный технологический комплекс для термоупрочнения поверхности детали 2017
  • Евстюнин Григорий Анатольевич
RU2708285C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 389 805 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ЛАЗЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ И ГРЕБНЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР

Изобретение относится к способу лазерной обработки поверхности катания и гребня железнодорожных колесных пар из различных марок стали, работающих в условиях трения-износа. Технический результат изобретения заключается в повышении износостойкости поверхности катания и гребня колесной пары за счет повышения твердости и получения высокодисперсной структуры упрочненной зоны. Устанавливают и закрепляют колесную пару в устройстве вращения. На поверхность, подлежащую обработке СO2-лазером, наносят матовое покрытие, исключающее возможность отражения лазерного луча. Производят настройку фокусирующей системы таким образом, чтобы диаметр пятна лазерного излучения соответствовал выбранному режиму. Устанавливают с помощью программно-управляемого устройства необходимые скорости вращения колесной пары и перемещения лазерного луча. Включают сжатый воздух для сдува факела продуктов горения в вытяжную вентиляцию и производят лазерную обработку на выбранном режиме до получения геометрии дорожек лазерного упрочнения, исключающих оплавление зоны термического воздействия и взаимное перекрытие дорожек лазерного упрочнения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 389 805 C1

Способ лазерной обработки поверхности катания и гребня железнодорожных колесных пар, заключающийся в том, что устанавливают и закрепляют колесную пару в устройстве вращения, поверхность, подлежащую обработке лазером, подготавливают под лазерное упрочнение путем нанесения матовых покрытий, исключающих возможность отражения лазерного луча, производят настройку фокусирующей системы таким образом, чтобы диаметр пятна лазерного излучения соответствовал выбранному режиму, причем для настройки диаметра пятна лазерного излучения определяют такое расстояние от фокальной плоскости оптической системы до обрабатываемой поверхности колесной пары, которому должно соответствовать сечение лазерного луча, имеющего заданный диаметр, устанавливают с помощью программно-управляемого устройства необходимые скорости вращения колесной пары и перемещения лазерного луча, включают сжатый воздух для сдува факела продуктов горения в вытяжную вентиляцию, производят лазерную обработку поверхности катания и гребня железнодорожной колесной пары СО2-лазером на выбранном режиме до получения геометрии дорожек лазерного упрочнения, исключающих оплавление зоны термического воздействия и взаимное перекрытие дорожек лазерного упрочнения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2389805C1

СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНЫХ КОЛЕС 1997
  • Чкалов Л.А.
  • Квасов М.И.
  • Шарадзе О.Х.
  • Кулемин В.Н.
RU2127768C1
СПОСОБ ЛАЗЕРНОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗЬБОВЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 2003
  • Кузин В.В.
  • Кузин В.В.
  • Асанкин А.П.
  • Будеков А.М.
  • Глебов В.В.
  • Мокров В.Л.
  • Рубанов Г.Л.
RU2241766C1
СПОСОБ ЛАЗЕРНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ 1991
  • Глеч Л.А.
  • Сирченко А.М.
  • Мураров А.П.
  • Костоломов Э.Ф.
RU2009821C1
ЛАЗЕРНАЯ МАШИНА ДЛЯ РЕЗКИ ПЛОСКИХ ЗАГОТОВОК 1992
  • Ашметков Владимир Михайлович
  • Зайцев Дмитрий Борисович
  • Коныгин Сергей Александрович
  • Никитин Антон Александрович
  • Рябцев Евгений Иванович
  • Самоделов Владимир Анатольевич
  • Силин Виктор Викторович
RU2032514C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕЗКИ МАТЕРИАЛОВ ЛАЗЕРНЫМ ЛУЧОМ 1999
  • Жулев Ю.Г.
  • Наливайко А.Г.
  • Макашев Н.К.
  • Бузыкин О.Г.
RU2172233C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЗНАКОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Круду Елена Константиновна
  • Полутов Андрей Геннадьевич
  • Самсонов Константин Игоревич
  • Софронова Татьяна Калиниковна
RU2328365C2
ГРИГОРЬЯНЦ А.Г
и др
Технологические процессы лазерной обработки
- М.: изд.-во МГТУ им
Н.Э.Баумана, 2006, с.301-302.

RU 2 389 805 C1

Авторы

Тимакова Елена Андреевна

Чкалов Лев Александрович

Шестернин Игорь Михайлович

Бакланов Федор Иванович

Даты

2010-05-20Публикация

2008-11-21Подача