Способ упрочнения стальных колес Советский патент 1991 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение SU1693094A1

Изобретение относится к металлугии, а именно к методам упрочнения стальных литых и цельнокатаных колес

Известен способ повышения эксплуатационной стойкости колес путем термической обработки, обеспечивающей получение в рабочем слое обода колеса структуры пластинчатого сорбита.

Недостатком данного способа является то, что при эксплуатации в поверхностном слое возникают большие контактные напряжения, которые приводят к появлению дефектов типа выкрашиваний.

Наиболее близким по совокупности признаков является способ упрочнения рабочих поверхностей литых изделий методом армирования.

Недостатком данного способа является то, что его невозможно применить для цельнокатаных колес, кроме того, существует вероятность некачественного сцепления материала армирующих волокон с материалом колеса.

Цель изобретения - повышение эксплуатационной стойкости стальных колес.

Поставленная цель достигается тем, что на рабочей поверхности колес в радиальном направлении выполняются с помощью лазера в режиме динамического проплавления глухие отверстия диаметром до 1 мм, глубиной до 1/5 толщины упрочненного слоя, твердость стенок которых выше твердости материала рабочего слоя колеса. Это позволяет осуществлять более раномерное распределение напряжения по глубине обода

О

о

со

о ю

N

колеса, что ведет к повышению его эксплуатационной стойкости и увеличивает сопротивление образованию дефектов типа выщербин и расслоений. При этом обеспечивается хорошая связь упрочненных сте- нок выполненных отверстий с материалом колес, который находится в более пластич НОМ СОСТОЯНИИ.

На фиг.1 приведена схема выполнения способа; на фиг,2 - график, поясняющий способ.

На поверхности 1 катания колеса 2 выполнены глухие отверстия 3, стенки которых имеют твердость выше твердости материала обода колеса. Закаленные стенки отвер- стий, являясь элементами жесткости, осуществляют связь слоев обода колеса и передают усилия, возникающие в месте контакта с рельсом, в глубь обода.

Для проверки возможностей способа колесо 650 мм подвергается сорбитизации на глубину 40 мм, а затем по поверхности катания выполняют отверстия с помощью лазера на глубину 8 мм. Материал колеса - сталь 65Г. Получение отверстий осуществ- ляют в режиме динамического проплавле- ния, что позволяет получить закаленные стенки/являющиеся армирующими элементами слоя обода. Лабораторные исследования микротвердости показывают, что твердость стенок отверстия в два раза выше твердости материала обода (фиг.2). Ось абсцисс (фиг.2) - расстояние от стенки отверстия в глубь материала.

Предлагаемый способ позволяет повысить эксплуатационную стойкость стальных литых и цельнокатаных колес за счет более равномерного перераспределения напряжений в ободе и повышенного сопротивления усталостному выкрашиванию.

Формула изобретения

1.Способ упрочнения стальных колес, включающий термическую обработку обода, армирование слоя, прилегающего к поверхности катания колеса в радиальном направлении, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной стойкости, на поверхности катания выполнены глухие отверстия, стенки которых обладают твердостью, превосходящей твердость материала, в котором они выполнены.

2.Способ по п. 1,отличающийся тем, что угол между нормалью к рабочей поверхности колеса в данной точке и осью отверстия изменяется в пределах 0-45°.

3.Способ по п. 1,отличающий с я тем, что отверстия выполняются на глубину, равную 1/5 толщины упрочненного слоя.

Похожие патенты SU1693094A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СТАЛЬНЫХ КОЛЕС 1997
  • Чкалов Л.А.
  • Квасов М.И.
  • Шарадзе О.Х.
  • Кулемин В.Н.
RU2127768C1
СПОСОБ ЛАЗЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ И ГРЕБНЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕСНЫХ ПАР 2008
  • Тимакова Елена Андреевна
  • Чкалов Лев Александрович
  • Шестернин Игорь Михайлович
  • Бакланов Федор Иванович
RU2389805C1
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колёс из легированной стали 2016
  • Филиппов Георгий Анатольевич
  • Гетманова Марина Евгеньевна
  • Гриншпон Александр Семёнович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Павлова Наталья Владимировна
  • Васенина Елена Маратовна
RU2616756C1
Способ термической обработки колес 1990
  • Ващенко Александр Константинович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Башнин Юрий Алексеевич
  • Рыков Валерий Александрович
  • Коваленко Виктор Иванович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Озимин Виктор Михайлович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
SU1788046A1
Способ термической обработки железнодорожных колес 1988
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Данченко Нинель Ивановна
  • Перков Олег Николаевич
  • Подольский Станислав Евгеньевич
  • Шмаков Евгений Николаевич
  • Шаповал Евгений Андреевич
  • Орещенко Виктор Федорович
  • Рогальский Анатолий Викторович
  • Липовский Ефим Григорьевич
  • Корогодская Мая Ирмановна
  • Антипов Борис Федорович
  • Конышев Аркадий Андреевич
SU1636461A1
Способ термической обработки цельнокатаных колес 1985
  • Козловский Альфред Иванович
  • Озимина Валентина Васильевна
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Кияшко Николай Иванович
  • Сухомлин Георгий Дмитриевич
SU1280041A1
Способ термической обработки железнодорожных колес из стали 2023
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
  • Флатов Виталий Геннадьевич
RU2825657C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2020
  • Шведов Константин Николаевич
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
RU2763906C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 2017
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Теляшов Николай Васильевич
  • Тимофеев Валерий Викторович
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Флатов Виталий Геннадьевич
RU2668872C1
Способ термической обработки железнодорожных колес из стали 2023
  • Хоменко Денис Юрьевич
  • Беспамятных Александр Юрьевич
  • Трощенков Никита Михайлович
  • Щербинин Андрей Владимирович
RU2821214C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 693 094 A1

Реферат патента 1991 года Способ упрочнения стальных колес

Изобретение относится к металлургии, а именно к методам упрочнения стальных литых и цельнокатаных колес Целью изобретения является повышение эксплуатационной стойкости Способ упрочнения стальных колес включает термическую обработку обода, армирование слоя, прилегающего к поверхности катания колеса в радиальном направлении,а на поверхности катания выполняют глухие отверстия, стенки которых обладают твердостью, превосходящей твердость материала, в котором они выполнены Угол между нормалью к рабочей поверхности колеса Б данной точке и осью отверстия изменяется в пределах 0-45° 2 з п сЬ-лы 2 ил СО С

Формула изобретения SU 1 693 094 A1

Фм.1

fyjM/A

w

8 .

6 4Iff 40 60 SO 100 Фиг.2

Х,мгсм

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1693094A1

РИС
Технология машиностроения, №2, 78
Реф
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США № 4492265, кл
Машина для добывания торфа и т.п. 1922
  • Панкратов(-А?) В.И.
  • Панкратов(-А?) И.И.
  • Панкратов(-А?) И.С.
SU22A1

SU 1 693 094 A1

Авторы

Спицкий Василий Иванович

Костенко Анатолий Александрович

Панасенко Людмила Ивановна

Емельянов Анатолий Николаевич

Савченко Людмила Александровна

Козодаев Евгений Герасимович

Даты

1991-11-23Публикация

1989-02-27Подача