ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Российский патент 1999 года по МПК C08L95/00 C08L97/00 

Описание патента на изобретение RU2128199C1

Изобретение относится к вяжущим для дорожного строительства и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве.

Известно вяжущее для дорожного строительства, включающее битум, нефтяной гудрон, окись кальция и кислый гудрон ((авторское свидетельство СССР N 1096267, C 08 K 95/00, 1984).

Недостатком вяжущего являются значительные энергозатраты на его производство ввиду включения процесса получения битума окислением нефтяного остатка.

Наиболее близким предлагаемому изобретению является вяжущее для дорожного строительства (авторское свидетельство СССР N 1539200, C 08 L 95/00), включающее кислый и нефтяной гудрон, асфальтоэкстрактную смесь и петролатум при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Кислый гудрон - 0,5 - 3,0
Асфальтоэкстрактная смесь - 50,0 - 80,0
Петролатум - 1,0 - 5,0
Нефтяной гудрон - Остальное
Вяжущее обладает повышенной температурой размягчения, пониженной глубиной проникания иглы, при этом снижаются энергозатраты на его производство за счет исключения операции окисления вяжущего. Однако вяжущее обладает недостаточно низкой температурой хрупкости, что не позволяет обеспечивать требуемую трещиностойкость дорожных покрытий в северных районах. Процесс получения этого вяжущего не экологичен ввиду токсичности и неприятного запаха составляющих компонентов и требует сравнительно высоких температур (до 200oC), а покрытие на его основе недолговечно, поскольку в состав кислого гудрона входит 68-78% серной кислоты и 1-2% сернистого ангидрида.

Задачей изобретения является снижение температуры хрупкости вяжущего, улучшение растяжимости и адгезии, устранение неприятного запаха при его производстве и использование, а также повышение прочности асфальтобетона на его основе.

Поставленная задача решается созданием вяжущего для дорожного строительства, включающего нефтяной гудрон. Причем оно дополнительно содержит тяжелую смолу пиролиза и древесную смолу лиственных пород при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Тяжелая смола - 30 - 60
Древесная смола лиственных пород - 5 - 25
Нефтяной гудрон - Остальное
В вяжущем использовали нефтяной гудрон, соответствующий ТУ 38-10-1582-75 и обладающий следующими свойствами:
Температура размягчения, oC - 24 - 36
Плотность при 20oC, г/см3 - 0,97 - 0,99
Вязкость при 80oC, с - 20 - 50
Древесная смола лиственных пород (ДСЛП) образуется при пиролизе древесины и поставляется по ТУ 13-0281078-81-89 и имеет следующие характеристики:
Плотность при 20oC, кг/м3 - 1080 - 1200
Содержание, мас.%
вода - не более 8 - 12
масел, выкипающих в пределах 120-140oC - не более 25
Конечная температура разгонки, oC - 260 - 300
Тяжелая пиролизная смола (ТПС) - побочный продукт при производстве этилена методом пиролиза низкооктанового бензина, имеет следующие характеристики:
Плотность при 20oC, кг/м3 - 1160
Состав, мас.%
мальтены - 47
асфальтены - 39
смолы - 14
Вяжущее готовили добавляя в разогретый до 80-90oC нефтяной гудрон ТСП и ДСЛП и интенсивно перемешивая при данной температуре в течение 5 - 15 мин.

Учитывая, что все образцы вяжущего готовят по одной технологии, приводим описание процесса получения образца 1.

Образец 1. В смеситель загружают 20 кг нефтяного гудрона, нагревают до 80-90oC, включают мешалку, загружают 60 кг ТПС и 20 кг ДСЛП и перемешивают при данной температуре 5 - 10 мин.

Составы приготовленных образцов вяжущего и режим смешения компонентов сведены в табл. 1, а свойства указанных образцов - в табл. 2.

Как видно из табл. 2, предлагаемое вяжущее обладает более низкой температурой хрупкости, более высокой растяжимостью и лучшей адгезией.

На предлагаемом вяжущем были приготовлены асфальтобетонные смеси, содержащие 93% минерального наполнителя (Уральский щебень ФР 5-15 мм - 30%, Камская песчано-гравийная смесь - 40%, доломитовая крошка - 30%) и 7% вяжущего.

Свойства приготовления образцов асфальтобетона приведены в табл. 3.

Как видно из табл. 3, асфальтобетоны на основе предлагаемого вяжущего превосходят прототип по всем показателям и в большей степени по пределу прочности при сжатии при 20oC. При этом температура приготовления вяжущего ниже температуры приготовления вяжущего-прототипа (80-90oC против 140-200oC, что позволяет снизить энергозатраты на его производство. Кроме того, использование этой совокупности компонентов позволяет избавиться от резкого неприятного запаха при изготовлении и использовании вяжущего.

Похожие патенты RU2128199C1

название год авторы номер документа
БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 1999
  • Кемалов А.Ф.
  • Ганиева Т.Ф.
  • Фахрутдинов Р.З.
  • Чекашов А.А.
  • Степин С.Н.
  • Сатаева Ю.Р.
  • Лутфуллин Р.А.
  • Шафиков Р.Х.
  • Кудряшов В.Н.
  • Черевин В.Ф.
  • Пирогов А.П.
  • Еремин А.А.
  • Файзрахманов Н.Н.
  • Трифонов С.В.
  • Гильманов Х.Х.
  • Бикмурзин А.Ш.
  • Кемалов Р.А.
RU2176652C2
АКТИВИРОВАННЫЙ МИНЕРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ 2004
  • Сергута А.М.
  • Дымов С.А.
RU2256628C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ И УТИЛИЗАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ПИРОЛИЗНОЙ СМОЛЫ 2002
  • Шарифуллин В.Н.
  • Кудряшов В.Н.
  • Файзрахманов Н.Н.
  • Шарифуллин А.В.
RU2223299C2
БИТУМСОДЕРЖАЩИЙ МАТЕРИАЛ 2002
  • Косоренков Д.И.
  • Валеев Н.Р.
  • Лебедев И.Н.
RU2220171C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ И УТИЛИЗАЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ПИРОЛИЗНОЙ СМОЛЫ 2001
  • Шарифуллин В.Н.
  • Файзрахманов Н.Н.
  • Шарифуллин А.В.
  • Рахматуллин Ф.Г.
RU2196800C1
Способ приготовления асфальтобетонной смеси 1984
  • Мухина Галина Николаевна
  • Акимова Мария Петровна
  • Кудряшов Владимир Александрович
  • Тетерук Владимир Григорьевич
  • Чернов Анатолий Степанович
SU1293147A1
БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ ОБРАТНОГО ТИПА 1999
  • Кемалов А.Ф.
  • Фахрутдинов Р.З.
  • Ганиева Т.Ф.
  • Чекашов А.А.
  • Степин С.Н.
  • Кудряшев В.Н.
  • Черевин В.Ф.
  • Пирогов А.П.
  • Еремин А.А.
  • Файзрахманов Н.Н.
  • Трифонов С.В.
  • Гильманов Х.Х.
  • Бикмурзин А.Ш.
  • Кемалов Р.А.
RU2194062C2
АКТИВИРОВАННЫЙ МИНЕРАЛЬНЫЙ ПОРОШОК 2001
  • Щелков Ф.Л.
  • Хазипов Р.З.
  • Горбачев Н.Г.
  • Косоренков Д.И.
  • Лебедев И.Н.
RU2194679C1
Способ получения битумного вяжущего 1990
  • Антонишин Василий Иванович
  • Лемко Николай Ильич
  • Сидорук Аделя Антоновна
SU1736996A1
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 1992
  • Телюфанова О.П.
  • Кондратов В.К.
  • Кошкаров Е.В.
  • Аржанов В.Н.
  • Козлов Ю.С.
  • Леонтьев В.П.
RU2095324C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 128 199 C1

Реферат патента 1999 года ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Вяжущее для дорожного строительства включает, мас.%: тяжелая пиролизная смола-30-60; древесная смола лиственных пород-5-25; нефтяной гудрон - остальное. Асфальтобетоны на основе указанного состава обладают прекрасными показателями, особенно по пределу прочности при сжатии при 20oС. 3 табл.

Формула изобретения RU 2 128 199 C1

Вяжущее для дорожного строительства, включающее нефтяной гудрон, отличающееся тем, что дополнительно содержит тяжелую смолу пиролиза и древесную смолу лиственных пород при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Тяжелая пиролизная смола - 30 - 60
Древесная смола лиственных пород - 5 - 25
Нефтяной гудрон - Остальное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2128199C1

Вяжущее для дорожного строительства 1987
  • Беспалый Аркадий Степанович
  • Шкарапута Леонид Николаевич
  • Даниленко Валерий Васильевич
  • Скляр Владимир Тихонович
  • Манойло Александр Иванович
  • Бояренко Владимир Андреевич
  • Кучма Михаил Иванович
  • Каленик Григорий Сергеевич
  • Матыцин Владимир Митрофанович
SU1539200A1
Вяжущее для дорожного строительства 1982
  • Фролов Александр Федорович
  • Лебедева Ирина Захаровна
  • Аминов Александр Николаевич
  • Фролова Елена Александровна
  • Каминский Вячеслав Вячеславович
  • Поздеев Виктор Александрович
  • Авдочонок Александр Михайлович
  • Дзенис Микус Янович
SU1096267A1

RU 2 128 199 C1

Авторы

Кемалов А.Ф.

Фахрутдинов Р.З.

Ганиева Т.Ф.

Дияров И.Н.

Лутфуллин Р.А.

Шафиков Р.Х.

Минхайров М.Ф.

Гусев Ю.В.

Файзрахманов Н.Н.

Солодова Н.Л.

Ермаков Р.Д.

Башкирцева Н.Ю.

Даты

1999-03-27Публикация

1997-12-15Подача