СПОСОБ РАБОТЫ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1999 года по МПК B60R25/00 B60R25/04 

Описание патента на изобретение RU2128592C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системе безопасности транспортного средства (ТС).

Современные системы безопасности ТС, как правило, включают в себя электронный ключ, иммобилайзер (1) и устройство тревожной сигнализации. Электронный ключ предназначен для записи, хранения и передачи данных, по которым иммобилайзер выполняет идентификацию владельца транспортного средства, и подачи на иммобилайзер команд управления системой безопасности. Иммобилайзер, выполненный на базе микроЭВМ, управляет работой системы безопасности в соответствии с хранящейся в его ПЗУ программой и/или командами, подаваемыми на его вход с электронного ключа. На него возлагают следующие основные функции:
- идентификация владельца ТС;
- подача сигнала разрешения пользования двигателем ТС;
- отслеживание состояния датчиков, в качестве которых могут использоваться, например, штатные переключатели ТС;
- определение попытки угона ТС;
- подача сигнала тревоги.

Недостатком многих современных систем безопасности ТС является невозможность изменения режима работы системы владельцем ТС при потере или неисправности электронного ключа.

Этот недостаток отсутствует в системе безопасности ТС производства фирмы "CLIFFORD ELECTRONICS", описанной в патенте США N 4922224, публ. 01.05.90, рубрика МКИ 5 B 60 R 25/00. Система безопасности включает в себя, помимо перечисленных выше устройств, открыто устанавливаемый в салоне ТС специальный трехпозиционный переключатель, манипуляцией состояния которого можно изменить режим работы системы безопасности. В то же время наличие такого переключателя резко снижает секретность доступа к управлению системой и время, необходимое злоумышленнику для подбора хранящейся в ПЗУ иммобилайзера кодовой последовательности сигналов трехпозиционного переключателя.

За прототип заявляемого способа работы системы безопасности ТС принят способ работы системы безопасности "EUROCODE", устанавливаемой штатно на автомобили фирмы Пежо, описанный в источнике [2]. Способ заключается в следующем. В системе безопасности ТС, включающей в себя функциональные переключатели ТС и иммобилайзер, выполненный на базе микроЭВМ, определяют изменение положения первого переключателя ТС, задают интервал времени ввода сигналов переключателей ТС, определяют в заданный интервал времени наличие сигналов переключателей, формируют последовательность ввода сигналов переключателей, сравнивают полученную последовательность сигналов переключателей с хранящейся в ПЗУ иммобилайзера. При совпадении сравниваемых последовательностей вырабатывают сигнал разрешения пользования ТС, а при их отличии вырабатывают сигнал тревоги.

Недостатком способа является низкая секретность доступа к управлению системой безопасности ТС, обусловленная малым временем выполнения подбора требуемой кодовой комбинации.

Задачей заявляемого изобретения является повышение секретности доступа за счет увеличения времени набора требуемой кодовой комбинации.

Для решения указанной задачи в способе работы системы безопасности ТС, включающей в себя функциональные переключатели ТС и иммобилайзер, при котором изменением положения одного из переключателей транспортного средства переводят иммобилайзер в режим идентификации водителя, в течение заданного интервала времени вводят в него сигналы переключателей транспортного средства, сравнивают введенную последовательность сигналов с хранящейся в памяти иммобилайзера, при совпадении сравниваемых последовательностей вырабатывают сигнал разрешения пользования двигателем транспортного средства, а при их отличии - сигнал тревоги, дополнительно выполняют следующие действия:
1. Заданный интервал времени разбивают на четное количество временных отрезков.

2. Последовательность сигналов для ввода в иммобилайзер формируют из сигналов, возникших на нечетных отрезках времени, причем при возникновении на каком-либо из них нескольких сигналов в иммобилайзер вводят сигнал, зафиксированный последним.

Перечисленные действия, как вариант, могут быть дополнены подачей дополнительного сигнала тревоги в следующих случаях:
- при обнаружении сигнала любого из переключателей в четный отрезок времени;
- при отсутствии сигнала любого из переключателей в нечетный отрезок времени.

При отсутствии сигналов переключателей транспортного средства в нечетный отрезок времени также могут вырабатывать сигнал замещения и включать его в последовательность сигналов, предназначенную для сравнения с хранящейся в памяти иммобилайзера.

В заявляемом способе работы ввод сигналов переключателей растянут во времени, что вынуждает злоумышленника находиться в ТС в течение длительного времени даже в том случае, если ему каким-либо образом стала известна нужная последовательность ввода сигналов. Подача, в вариантах выполнения способа, дополнительного сигнала тревоги оказывает дополнительное психологическое воздействие на злоумышленника. В то же время, для владельца автомобиля дополнительный сигнал тревоги указывает на ошибку ввода кодовой последовательности.

Способ может быть реализован программно в системе безопасности, структурная схема которой представлена на чертеже. Система безопасности ТС включает в себя электронный ключ 1, переключатель зажигания 2, переключатели 3, иммобилайзер 4, выполненный на базе микроЭВМ и снабженный оптическим сигнализатором состояния системы 5, входом 6 для электронного ключа 1, входом 7 для подключения переключателя зажигания 2, входами 8 для подключения переключателей 3, выходом 9 разрешения работы двигателя ТС, выходом 10 для подключения тревожного устройства, а также блок управления двигателем 11 и тревожное устройство 12. Иммобилайзер 4 может быть реализован, например, на процессоре 80С51 фирмы "Intel" (США) и постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) 24LC01 фирмы "Microchip" (США). В качестве оптического сигнализатора используется светодиод.

Система работает следующим образом. Иммобилайзер 4 определяет изменение положения первого переключателя ТС, в качестве которого может быть использован переключатель зажигания 2, как необходимое условие перехода в режим идентификации водителя ТС. При этом начинается отсчет времени ввода сигналов функциональных переключателей 3, например переключателя света фар, дверного переключателя и т.п. В ПЗУ иммобилайзера 4 программно задано четное количество чередующихся отрезков времени их длительность, причем в течение нечетных отрезков времени наличие сигнала переключателей 2, 3 разрешено, а в течение четных отрезков ввод сигналов переключателей 2, 3 запрещен и воспринимается иммобилайзером системы как попытка угона ТС. Иммобилайзер 4 определяет наличие сигналов переключателей 2, 3 и формирует последовательность ввода сигналов переключателей. При этом, если в нечетный отрезок времени приходят сигналы нескольких переключателей, то иммобилайзер 4 определяет последний из них и включает его в формируемую последовательность. При отсутствии сигналов переключателей в нечетный отрезок времени иммобилайзер вырабатывает сигнала замещения и включает его в вышеуказанную последовательность. Это равносильно использованию дополнительного выключателя ТС и позволяет увеличить количество возможных кодовых комбинаций. После этого иммобилайзер сравнивает полученную последовательность сигналов переключателей с хранящейся в ПЗУ, и при совпадении сравниваемых последовательностей подает на выход 9 сигнал разрешения работы двигателя ТС. В противном случае иммобилайзер подает на выход 10 сигнал тревоги. В вариантах программной реализации способа работы системы сигнал тревоги может подаваться иммобилайзером также по истечении четного отрезка времени, в течение которого обнаружен сигнал любого из переключателей ТС, или по истечении нечетного отрезка времени, в течение которого не обнаружен ни один сигнал переключателей ТС. Оптический сигнализатор 5 вырабатывает кодовые оптические сигналы, позволяющие владельцу ТС распознать режим работы системы, а также начало и конец отрезков времени, в течение которых разрешен/запрещен ввод сигналов переключателей ТС.

1. Журнал "12 Вольт", N 5/96 г., стр. 10
2. Журнал "12 Вольт", N 5/96 г., стр. 20в

Похожие патенты RU2128592C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОГРАММИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Воротько В.П.
  • Лабазов Ю.Г.
  • Пружанский В.Е.
  • Тюльпанов А.Л.
RU2115574C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ОХРАНЫ ПОДВИЖНЫХ И НЕПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2000
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Ефимцев А.А.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2159190C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАННОЙ СИСТЕМОЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Ефимцев А.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2155683C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ОХРАННАЯ СИСТЕМА 2000
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2160675C1
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 2000
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Ефимцев А.А.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2155684C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2001
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Терещенко В.В.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2179122C1
РАДИОПОИСКОВАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПЕРЕХВАТА УГНАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2004
  • Герасимчук А.Н.
  • Косарев С.А.
  • Райгородский Ю.В.
  • Сластин В.В.
  • Харченко Г.А.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2244642C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ, УЗЛАМИ И АГРЕГАТАМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
RU2235028C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА СТЕКЛО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Иванов С.В.
RU2232688C1
СПОСОБ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ОХРАННОЙ И ПРОТИВОУГОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ 2000
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Шептовецкий А.Ю.
  • Яцык М.В.
RU2172263C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ РАБОТЫ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного пользования. Задача -повышение секретности доступа к управлению системой безопасности за счет увеличения времени набора требуемой кодовой комбинации. Это достигается тем, что интервал времени ввода кодовой последовательности, набираемой переключателями ТС, разбивают на четное количество временных отрезков, а кодовую последовательность формируют из сигналов переключателей, переданных последними в каждый нечетный отрезок времени. При отсутствии сигналов переключателей в нечетный отрезок времени вырабатывают и включают в формируемую последовательность сигнал замещения. По результатам сравнения сформированной последовательности с хранящейся в памяти системы вырабатывают сигнал разрешения пользования двигателем ТС или сигнал тревоги. Последний могут вырабатывать также по истечении четного отрезка времени, в течение которого обнаружен сигнал любого из переключателей ТС, иди нечетного отрезка времени, в течение которого отсутствуют сигналы переключателей. 3 з.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 128 592 C1

1. Способ работы системы безопасности транспортного средства, включающий в себя функциональные переключатели и иммобилайзер, при котором изменением положении одного из переключателей транспортного средства переводят иммобилайзер в режим идентификации водителя, в течение заданного интервала времени вводят в иммобилайзер сигналы переключателей транспортного средстсва, сравнивают введенную последовательность сигналов с хранящейся в памяти иммобилайзера, при совпадении сравниваемых последовательностей вырабатывают сигнал разрешения пользования двигателем транспортного средства, а при их отличии - сигнал тревоги, отличающийся тем, что заданный интервал времени разбивают на четное количество временных отрезков, а последовательность сигналов для ввода в иммобилайзер формируют из сигналов на нечетных отрезках времени, причем при возникновении на каком-либо из них нескольких сигналов в иммобилайзер вводят сигнал, зафиксированный последним. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при отсутствии сигналов переключателей транспортного средства в нечетный отрезок времени вырабатывают сигнал замещения и включают его в последовательность сигналов, предназначенную для сравнения с хранящейся в памяти иммобилайзера. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительный сигнал тревоги вырабатывают по истечении четного отрезка времени, в течение которого обнаруживают сигнал любого из переключателей транспортного средства. 4. Способ по п.1 или 3, отличающийся тем, что дополнительный сигнал тревоги вырабатывают по истечении нечетного отрезка времени, в течение которого не обнаруживают сигнал ни одного из переключателей транспортного средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2128592C1

Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы 1923
  • Бердников М.И.
SU12A1
US 4922224 A, 01.05.90
Охранно-сигнализированное устройство автомобиля 1980
  • Кошев Вячеслав Петрович
SU943037A1

RU 2 128 592 C1

Авторы

Воротько В.П.

Лабазов Ю.Г.

Пружанский В.Е.

Тюльпанов А.Л.

Даты

1999-04-10Публикация

1997-02-25Подача