Изобретение относится к психологии, педагогике, медицине, физической культуре и может найти применение для адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудных социальных и природных условиях.
Под эмоционально-психическим состоянием (ЭПС) понимается функция физиологически возбуждающей ситуации и реакции на нее психики субъекта. Эмоционально-психические состояния условно можно подразделить на комфортные и развивающие человека (радость, удовлетворение, вдохновение, одухотворенность и т.п.) и на дискомфортные и регрессирующие развитие человека (печаль, грусть, депрессия, страх, агрессия, фрустрация и др.).
Проблеме регулирования эмоционально-психического состояния уделяется достаточно много внимания как в отечественной психологической литературе /1, 2/, так и в зарубежной /3, 4, 5 и др./. В настоящее время существует множество подходов и методов регулирования эмоционально-психического состояния. К ним можно отнести такие, как гештальттерапия /6/, эриксоновский гипноз /7/, трансактный анализ /8/ и многие другие. Все эти методы позволяют достичь выравнивания эмоционально-психического состояния, вызванного дисбалансом в психической сфере, однако при регулировании ЭПС в этих способах недостаточно полно используются внутренние ресурсы организма.
Более близким к предлагаемому является метод регулирования ЭПС путем волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) по методу Бутейко /9/. Метод ВЛГД заключается в постепенном уменьшении глубины дыхания путем расслабления диафрагмы до появления ощущения недостатка воздуха и постоянного сохранения этого ощущения на протяжении всей тренировки.
Существует три степени интенсивности тренировок:
1. Легкая (контрольная), во время которой ощущение недостатка воздуха такое же, как в конце контрольной паузы (контрольная пауза - задержка дыхания после естественного выдоха до первого желания вдохнуть).
2. Сильная (максимальная), во время которой ощущение недостатка воздуха такое же, как в конце максимальной паузы (максимальная пауза - сумма времени контрольной и волевой пауз, где волевая пауза - это время от появления первой трудности до предельной трудности в дальнейшей задержке дыхания).
3. Средняя - промежуточное состояние.
Ближе всего с методической точки зрения к используемым нами состояниям приближается состояние, возникающее в конце волевой паузы.
Однако ограничивающим фактором этого метода является сдвиг эмоционально-психических состояний клиентов только в направлении, связанном с избыточной гипоксией (недостатком воздуха).
Наиболее близким к предлагаемому является способ, взятый нами в качестве прототипа - метод регуляции психической сферы человека способами Свободного Дыхания /10/. Способ Свободного Дыхания включает 4 основных класса связного ритмичного дыхания, которые отличаются между собой соотношением глубины и частоты дыхания /10/. По технической сущности к предлагаемому более близок 2-й класс, а именно быстрое и глубокое дыхание с акцентом на выдох, предназначенное для того, чтобы увеличить осознание самого физического тела (например, чтобы бороться со сном, отключением сознания, отвлечением на других людей и т.д.) или специфической энергетической структуры (например, неопределенного дискомфорта в какой-то части тела). Метод направлен на расширение ЭПС за счет эффекта гипервентиляции (переизбытка воздуха).
Способ обеспечивает достижение интеграции личности, пробуждение ресурсов сознания и освобождение психики от груза накопленных в ней стрессов. Он является достаточно мобильным к изменяющимся процессам в психике. Однако, использование в нем связанных циклов дыхания и только в сторону гипервентиляции снижает спектр прорабатываемых эмоционально-психических состояний субъекта. Кроме того, гипервентиляционный процесс может сдвинуть обменный баланс в организме только в одну сторону. Все это делает способ недостаточно эффективным, т.к. не в полной степени используются резервные возможности организма.
Технический результат настоящего изобретения состоит в расширении возможностей регуляции эмоционально-психических состояний за счет чередования ритмичных гипервентиляционных дыхательных циклов с гипоксидными паузами (задержками дыхания). Ритмичное дыхание чередуют с задержками его на выдохе, время задержек определяют по появлению значительного дискомфорта при расслаблении. Количество дыхательных движений между задержками дыхания во время каждого сеанса сначала увеличивают от одного раза до трех - десяти, затем постепенно уменьшают до 30-50% максимально достигнутого их числа, после чего количество их вновь увеличивают до 60-70% и уменьшают до начальных значений (см. фиг. 1, где n - количество полных дыханий в цикле, t - условное время вдохов, точками на графике обозначены задержки дыхания на выдохе), причем в течение сеанса осуществляют суггестивное воздействие, направленное на релаксацию и стабилизацию. Курс включает от 2-х до 7-ми таких сеансов, а продолжительность курса составляет от 1 до 3-х месяцев.
Чередование ритмичного дыхания с задержками на выдохе позволяет существенно расширить диапазон регулирования эмоционально-психических состояний клиентов, т.к. задержки дыхания на выдохе позволяют мобилизовать внутренние психические резервы организма за счет привлечения на уровень сознания дополнительной энергии из подсознания. А более глубокое проникновение в структуры подсознания дает возможность расширить диапазон регулирования эмоционально-психических состояний.
Во время работы над собой и с клиентами мы обратили внимание на то, что расслабление способствует снижению дискомфорта, возникающего при задержках дыхания, ввиду этого определение времени задержек по появлению дискомфорта способствует мобилизации внутренних ресурсов организма и тем самым расширяет возможности регуляции его ЭПС.
Увеличение количества дыхательных движений от 1-го раза до трех - десяти обеспечивает плавное погружение в эмоционально-психическое состояние клиента за счет ступенчатой нормализации эмоционально-психических состояний во время задержек дыхания.
Стабилизация такого состояния требует, как нами показано, волнообразного снижения числа дыхательных движений между задержками и последующего увеличения и снижения до начального значения. Уровни снижения и увеличения найдены нами опытным путем.
Причем уменьшение количества дыхательных движений в циклах вплоть до исходного позволяет достичь плавности выхода из погруженного состояния без чрезмерных перегрузок для организма и психики пациента и подготовить его к нормальной жизнедеятельности.
Суггестивное воздействие во время задержек позволяет, - с одной стороны, проводить тщательный контроль за изменением эмоционально-психических состояний клиентов, а с другой - улучшить процессы осознавания погружений клиентов за счет специфического вербального и невербального воздействия, направленного на релаксацию и стабилизацию эмоционально-психического состояния.
Полный курс дыхательных упражнений, как правило, варьирует от 2-х до 7-ми сеансов в неделю, а продолжительность его составляет от 1-го до 3-х месяцев, что определено нами опытным путем, на основе наблюдений и исследований за клиентами.
Сущность способа заключается в следующем:
Занятия с клиентами могут быть индивидуальные и групповые. Во время сеанса занимающиеся, в хорошо проветриваемом помещении, укладываются на подстилки на пол на спину. Суггестологом дается установка на релаксацию и отключение от посторонних мыслей. Затем им предлагают сделать одно глубокое дыхательное движение (вдох-выдох), после этого задержать дыхание на выдохе до появления значительного дискомфорта при условии сохранения расслабленного состояния. При этом суггестологом оказывается вербальное сопровождение, направленное на волевую мобилизацию и удлинение времени задержки дыхания при сохранении глубокого расслабления. Затем предлагается сделать два вдоха и задержку, затем три и задержку и так далее увеличивают количество вдохов между задержками до максимального значения (от 3-х до 10-и). После этого осуществляется плавное волнообразное снижение количества вдохов между задержками дыхания до начального значения. Затем дается некоторое время (3 - 5 мин) на релаксацию и нормализацию дыхания. После чего сеанс считается завершенным.
Количество таких сеансов в зависимости от исходного ЭПС клиента назначается, как правило, от 10-и до 30-и с оптимальным временем проведения в течение 1- 3 месяцев.
Сущность предлагаемого метода объясняется примерами:
Пример 1. Н.Г., 38 лет, гл. бухгалтер, разведена. Обратилась в Санкт-Петербургский Экспертно-Консультационный центр с жалобами на повышенную возбудимость и последующие спады настроения (несколько раз в течение одного дня), ухудшение памяти, ослабление внимания.
Во время первого сеанса ей предложили лечь, расслабиться, сосредоточиться на своем дыхании. Затем сделать один вдох и выдох, после чего задержать дыхание, при этом, по возможности, сохраняя неподвижное расслабленное состояние. При появлении значительного дискомфорта ей было предложено сделать 2 вдоха и задержку, затем аналогичным образом 3 вдоха и задержку. В связи с достаточностью нагрузки для пациента суггестологом было принято решение на волнообразный выход из процесса: расслабиться, отдохнуть и нормализовать дыхание.
Сущность проведенного сеанса представлена на фиг.2, где по оси ординат представлено количество вдохов между задержками, по оси абсцисс - условное время вдохов. Точками на графике обозначены задержки дыхания, а цифрами обозначено время задержек в секундах.
Так, после первого вдоха у клиентки было время задержки - 11 сек. Максимальное время задержки было - 38 сек.
В таком режиме было проведено 5 занятий, в результате которых осуществлялось наблюдение за изменением ЭПС пациентки.
После 5 занятий колебания настроения существенно уменьшились, заметно улучшился уровень внимания.
Тогда было принято решение с 6-го сеанса увеличить максимальное количество дыхательных движений между задержками до 5. В таком режиме было проведено 10 сеансов. После 15 сеанса состояние практически стало стабильным, улучшился сон, повысилась жизнерадостность. Для закрепления состояния с 16-го сеанса количество максимальных дыхательных движений между задержками было увеличено до 7-и и проведено еще 5 сеансов.
После 20-го сеанса ЭПС стало стабильным и занятия прекратили. Результаты 20-го сеанса представлены на фиг.3. Занятия проводились с интервалом 1 - 2 дня.
Через три месяца после окончания курса был проведен контрольный анализ эмоционально-психического состояния клиента. Жалоб на ухудшение состояния за эти три месяца не было. График контрольного дыхательного цикла представлен на фиг. 4.
В дальнейшем ей было рекомендовано в том же режиме проводить самостоятельно профилактические занятия 1-2 раза в неделю.
Пример 2. А.П., 39 лет, предприниматель, обратился с жалобами на утомляемость, депрессию, головные боли. Ему был назначен курс из 15-и дыхательных сеансов, причем количество максимальных дыхательных циклов между задержками в течение курса увеличивалось с 5-и до 9-и. График дыханий первого сеанса приведен на фиг. 5.
После 4-х занятий улучшился сон, прошла головная боль. После всего курса заметно повысилось внимание, пропала утомляемость, повысился общий эмоциональный настрой и как следствие - наладились отношения с коллегами по работе. Показатели 15-го сеанса показывают на значительный прогресс (см. фиг. 6).
После окончания курса клиенту было рекомендовано проводить профилактические сеансы 2-3 раза в неделю с максимальным количеством дыхательных циклов между задержками не более 7-и, а через 4 месяца пройти повторный курс из 10 сеансов.
Повторный цикл из 10 сеансов, проведенный через 4 месяца, показал на устойчивую стабилизацию эмоционально-психического состояния клиента. На фиг. 7 приведен график 10-го сеанса. Как видно из графика, время задержки дыхания увеличилось до 130 секунд. А.П. характеризовал свое состояние как жизнерадостное и бодрое.
Предлагаемым способом проведены занятия со 160-ю клиентами, находящимися в различных эмоционально-психических состояниях, в различных климатических условиях в г. г. Бендеры (Приднестровье), Ярославль, Кострома, Норильск и Санкт-Петербург. Наиболее часто встречались такие дискомфортные состояния, как неудовлетворенность собой, повышенная раздражительность, потеря смысла жизни, неуверенность во взаимоотношениях с противоположным полом, депрессия. В результате проведенных курсов дыхательных упражнений более 80% занимающихся значительно изменили свое эмоционально-психическое состояние в лучшую сторону.
Предлагаемый способ по сравнению с известными имеет существенные преимущества:
1) В отличие от прототипа способ обеспечивает более широкий спектр регулирования эмоционально-психических состояний за счет максимального использования физиологических возможностей организма.
2) Способ обеспечивает плавность регулирования эмоционально-психических состояний одновременно в обе стороны как связанную с задержками дыхания (эффектом гипоксии), так и с гипервентиляционным эффектом.
Способ разработан в Санкт-Петербургском Экспертно-Консультацинном Центре и прошел апробацию у 160 клиентов и составляет предмет докторской диссертации.
Список использованных источников:
1. Психология эмоций. Тексты. Под ред. В.К. Вимонаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во московского ун-та, 1993. - 304 с.
2. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Сборник материалов Всесоюзного симпозиума. В 2-х частях. Под общ. ред. А.Я. Чебрыкина. М.: Изд-во Академии Наук. 1990. - 214, 157 с.
3. Ekman P. , Friesen W.V.& Ellsworth P.C. Emotion in the human face: Guidelines for research and an integration of findings. N Y: Pergamon Press. 1992.
4. lzard C.E. Patterns of emotions: A new analysis of anxiety and depression. N Y: Academic Press. 1990.
5. Schachter S. Emotion, obesity and crime. New York, Academic Press, 1991.
6. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб.: Петербург XI век, 1995. -448 с.
7. Коледа С. моделирование бессознательного. М., 1996.- 218 с.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди... Л.:Лениздат, 1992. -400 с.
9. Бутейко К. П. Метод Бутейко: Опыт внедрения в мед. практику, Киев - Москва - Новосибирск. М.: Патриот, 1990 г. - 224 с.
10. Козлов В.В., Бубеев Ю.А. Измененные состояния сознания: психология и физиология. - М., 1997. - 198 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ОСНОВЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ | 2004 |
|
RU2276599C2 |
СПОСОБ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ОСНОВЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ | 2004 |
|
RU2276576C1 |
СПОСОБ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2016 |
|
RU2654661C1 |
Способ лечения хронической тазовой боли у женщин на основе биологической обратной связи (БОС) | 2019 |
|
RU2717200C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОЛЬНОГО С ВПЕРВЫЕ ВЫЯВЛЕННЫМ ТУБЕРКУЛЕЗОМ | 1998 |
|
RU2164806C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕРЕМЕННЫХ К РОДАМ | 2013 |
|
RU2515763C1 |
СПОСОБ АНДРЕЕВА ПСИХОТЕРАПИИ НАРКОМАНИЙ | 2019 |
|
RU2725339C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ | 2010 |
|
RU2437686C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО АЛКОГОЛИЗМА | 2003 |
|
RU2234344C1 |
СПОСОБ СИСТЕМНОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2020 |
|
RU2745192C1 |
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психологии, педагогике, физической культуре, а также найти применение для адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудных социальных и природных условиях. Ритмичное дыхание чередуют с задержками его на выдохе. Количество дыхательных движений между задержками дыхания во время каждого сеанса сначала увеличивают от одного раза до трех - десяти, затем постепенно уменьшают до 30-50% максимально достигнутого их числа, после чего количество их вновь увеличивают до 60-70% и уменьшают до начальных значений. В течение сеанса осуществляют суггестивное воздействие, направленное на релаксацию и стабилизацию достигнутого состояния. Способ обеспечивает широкий спектр регулирования эмоционально-психических состояний за счет максимального использования физиологических возможностей организма. 7 ил.
Способ регулирования эмоционально-психического состояния путем проведения курса ритмичного глубокого дыхания, отличающийся тем, что ритмичное глубокое дыхание осуществляют сеансами, при которых ритмичное дыхание чередуют с задержками его на выходе, время задержек определяют по появлению значительного дискомфорта при расслаблении, количество дыхательных движений между задержками дыхания во время каждого сеанса сначала увеличивают от одного раза до трех-десяти, затем постепенно уменьшают до 30-39% максимально достигнутого их числа, после чего количество их вновь увеличивают до 60-70% и уменьшают до начальных значений, причем в течение сеанса осуществляют суггестивное воздействие, направленное на релаксацию и стабилизацию, курс включает от 2 до 7 таких сеансов в неделю, а продолжительность курса составляет от 1 до 3 месяцев.
Козлов В.В., Бубеев Ю.А | |||
Измененные состояния сознания: психология и физиология | |||
- М., 1997, с.36-45. |
Авторы
Даты
1999-08-27—Публикация
1998-11-03—Подача