СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ТОПЛИВНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В МЕХАНИЧЕСКУЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 1999 года по МПК F02B1/06 F02B59/00 

Описание патента на изобретение RU2138656C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для преобразования химической энергии в механическую, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС).

Известны многочисленные способы преобразования химической энергии в механическую, в том числе путем сжигания углеводородных и иных топлив в ДВС. Одна из основных проблем заключается в организации экологически чистого горения, т.е. уменьшения в выхлопных газах ДВС таких вредных примесей, как окислы азота и окись углерода. В современных ДВС [1] для этих целей организуется горение топливно-воздушных смесей бедного состава, что позволяет снизить температуру горения и в конечном счете снизить концентрацию вредных веществ в выхлопе. Однако данный метод не обеспечивает достаточного эффекта и, кроме того, возникают проблемы с воспламенением смесей бедного состава и их устойчивым горением.

Известно, что облегчение воспламенения бедных топливно-воздушных смесей можно достичь при увеличении степени сжатия горючей смеси. Известные ДВС не позволяют достичь высоких степеней сжатия из-за недостаточной механической прочности обычных конструкций и из-за ограничения, связанного с возможностью возникновения детонационного режима горения.

Конструкции ДВС со свободным поршнем, например, [2,3] в принципе позволяют значительно повысить степень сжатия топливно-воздушной смеси, но такой задачи в этих решениях не ставилось.

Кроме того, в известных двигателях [2,3] передача кинетической энергии свободного поршня в нагрузку для свободнопоршневого ДВС решается сложным способом, например, с помощью пневматической [2] или гидравлической системы [3] . Подчеркнем, что во всех известных ДВС для преобразования химической энергии топлива в механическую используется процесс горения.

Наиболее близкими к предлагаемым способу и устройству являются свободнопоршневой двигатель-компрессор и способ превращения химической энергии топливно-воздушной смеси в нем в механическую [4].

В известном способе [4] химическая энергия топливно-воздушной смеси превращается в механическую следующим образом: предварительно обеспечивается достаточно высокая степень сжатия (максимально 20-кратная степень сжатия), однако после сжатия смесь в способе [4] для утилизации химической энергии топлива, как и в других известных способах, подвергается сжиганию при высокой температуре, что неизбежно приводит к экологически вредному выхлопу. Механическая работа совершается при расширении продуктов сгорания.

Известное устройство [4] включает два свободных поршня, движущихся в противоположных направлениях в одном неподвижном цилиндре, снабженном впускным и выпускными клапанами (окнами). Для передачи кинетической энергии поршней к внешней нагрузке двигатель оснащен сложной пневматической системой, использующей сжатый воздух. Серьезной проблемой является организация синхронного движения поршней.

Задачей предлагаемого изобретения является создание такого способа преобразования химической энергии топливно-воздушной смеси в механическую, при реализации которого содержание вредных компонентов в выхлопных газах было бы меньше, чем в существующих ДВС, и разработка устройства для осуществления предлагаемого способа, отличающегося простотой, высокими техническими характеристиками и повышенной эффективностью утилизации химической энергии топлива.

Решение поставленной задачи достигается
предлагаемым способом преобразования химической энергии топливно-воздушной смеси в механическую в поршневых двигателях путем сжатия топливно-воздушной смеси и создания условий для превращения химической энергии топлива в тепловую с последующим преобразованием ее в механическую, в котором сжатию подвергают топливно-воздушную смесь с содержанием топлива, меньшим нижнего предела ее воспламенения, а условия для превращения химической энергии топлива в тепловую обеспечивают путем создания степени сжатия более 25,
и устройством для его реализации, включающим свободный поршень, движущийся в цилиндрическом корпусе, снабженном впускным и выпускным клапанами и механизмом передачи энергии к внешней нагрузке, в котором цилиндрический корпус выполнен подвижным с возможностью поступательного или вращательного движения и соединен через приводы однонаправленного действия с двумя вращающимися в противоположных направлениях маховиками, связанными между собой и внешней нагрузкой единой трансмиссией, при этом масса или момент инерции свободного поршня, выполненного с возможностью поступательного или вращательного движения, составляет не менее 0,5 от массы или момента инерции цилиндрического корпуса.

Предлагаемые способ и устройство для его реализации были разработаны на основе детальных экспериментальных исследований взаимосвязи таких параметров способа, как состав топливно-воздушной смеси, степень сжатия смеси и ее температура.

Принципиальным результатом проведенных испытаний является установление возможности проведения химических реакций с выделением тепла без режима горения в бедных топливно-воздушных смесях при их сжатии свободным поршнем до определенной степени сжатия - свыше 25. Топливно-воздушная смесь должна быть очень бедного состава, лежащего ниже нижнего предела ее воспламенения (концентрация углеводородного топлива не выше 2-3%). Высокие степени сжатия, порядка 25 и выше, практически недостижимы в существующих ДВС из-за ограниченной механической прочности поршневой группы, но могут быть реализованы в устройстве со свободным поршнем. При достижении степени сжатия более 25 давление сжатого газа повышается до величины свыше 100-200 атм, а температура топливно-воздушной смеси повышается равномерно по всему объему до 800-1000К. При такой температуре происходит химическое превращение топливно-воздушной смеси сколь угодно бедного состава за время tхр (время химической реакции) порядка tхр=1 мс и меньше. Это время должно быть сопоставимо (одного порядка) с временем пребывания поршня (tп) в области максимального сжатия (в "верхней мертвой точке": ВМТ) топливно-воздушной смеси и при этом должно выполняться условие tп>tхр Для обеспечения необходимого времени нахождения поршня в ВМТ, достаточного для завершения превращения химической энергии топлива в тепловую и обеспечения оптимального преобразования тепловой энергии в механическую энергию движения цилиндрического корпуса, массы (моменты инерции) поршня и цилиндра должны быть сопоставимы, а именно ( согласно проведенным расчетам), масса (момент инерции) поршня должна составлять не менее 0,5 от массы цилиндрического корпуса. С учетом данных ограничений рассчитываются параметры устройства, что является стандартной задачей химической кинетики и газовой динамики.

В отличие от режима горения скорость химического превращения топливно-воздушной смеси очень бедного состава при объемном тепловыделении при сжатии более чувствительна к различным промоторам и ингибиторам, и, следовательно, процесс выделения химической энергии может быть легко контролируем во времени. Это позволяет оптимизировать энергетические характеристики процесса, увеличить индикаторный КПД.

Полученные нами результаты позволили предложить способ преобразования химической энергии топливно-воздушных смесей в механическую и устройство для его реализации, принципиально отличающиеся от известных.

При высоком коэффициенте избытка воздуха, превышающем в 3-4 раза количество воздуха в смесях стехиометрического состава, конечная температура при завершении химических реакций в 1,5-2 раза ниже, чем в обычных ДВС, и это обеспечивает существенное снижение (в десятки и сотни раз) концентрации окислов азота в выхлопных газах. Избыток окислителя приводит к значительному уменьшению и окиси углерода. В отличие от процесса горения смеси в цилиндре ДВС, где неравномерное смешение топлива с воздухом приводит к неполному сгоранию топлива и, следовательно, к ухудшению экономических и экологических характеристик двигателя, предлагаемый способ утилизации химической энергии обеспечивает высокую полноту химического превращения по всему объему сжимаемого газа, поскольку скорость процесса слабо зависит от локальной концентрации топлива. В смесях, не способных к самостоятельному горению, отсутствует и такое вредное явление, проявляющееся в ДВС, как детонационный режим горения, расширяется класс возможных топлив. Для смеси с большим избытком окислителя снижаются требования к продувке цилиндра перед его заполнением свежей порцией смеси. Это упрощает конструкцию устройства, делает эффективным использование двухтактного цикла работы устройства. Из-за снижения рабочей температуры уменьшаются тепловые потери, а увеличенный рабочий ход свободного поршня по сравнению с ДВС позволяет уменьшить температуру "холодильника" и тем самым увеличить термодинамический КПД устройства. Важным достоинством устройства является возможность регулирования его мощности в более широком диапазоне изменения состава смеси. При работе устройства с несколькими цилиндрами отсутствует необходимость синхронизации движения поршней, а балансировка устройства достигается соответствующим выбором масс цилиндра и поршня и использованием многосекторных сбалансированных роторов.

На чертеже представлена схема устройства для реализации предлагаемого способа в a) линейном и b) роторном вариантах.

Устройство (линейное или роторное) содержит цилиндрический корпус 1, выполненный подвижным с возможностью поступательного или вращательного движения, с впускными 7 и выпускным 8 (электромагнитными или иными) клапанами, в котором может свободно перемещаться поршень 6, при этом масса (момент инерции) свободного поршня, выполненного с возможностью поступательного или вращательного движения, составляет не менее 0,5 от массы (момента инерции) цилиндрического корпуса, причем цилиндрический корпус связан через приводы 2 и 3 однонаправленного действия с двумя вращающимися в противоположных направлениях маховиками 4 и 5, связанными между собой и внешней нагрузкой единой трансмиссией 9.

Возможна реализация многоцилиндровой системы при объединении и одновременном использовании нескольких подобных устройств при их работе на общую нагрузку.

Устройство работает следующим образом.

Поршень (ротор) при своем возвратно-поступательном (возвратно-вращательном) движении сжимает воздух, например, в левой полости устройства, в которую через впускной клапан 7 во время такта сжатия впрыскивается топливо. При адиабатическом сжатии топливно-воздушной смеси бедного состава, не способной к самостоятельному горению, происходит ее нагрев до высокой температуры порядка 600- 1000К. В результате нагрева скорость реакций химического превращения возрастает по экспоненциальному закону и происходит объемное выделение тепловой энергии, приводящее к дополнительному увеличению давления сжатого газа. Поршень (ротор) и цилиндр (цилиндрический корпус) начинают двигаться в противоположных направлениях. В момент прохождения поршнем выпускного клапана 8 последний открывается и происходит истечение продуктов химической реакции из левой полости и ее продувка воздухом через открывающийся впускной клапан 7. Поршень при своем дальнейшем движении совершает аналогичный цикл в правой полости устройства. Цилиндр (цилиндрический корпус) при своем движении влево (вращение корпуса по часовой стрелке) передает свое движение через привод 2 маховику 4 и далее через трансмиссию, связывающую все маховики, в нагрузку. Подобным образом передается движение цилиндра в правом направлении (вращение корпуса против часовой стрелки) через привод 3 маховику 5. Рассмотренный режим работы состоит из двух тактов: сжатие с впрыском топлива - рабочий ход с продувкой. Возможна также работа устройства в режиме четырех тактов: продувка-впрыск топлива-сжатие-рабочий ход.

Использование изобретения позволит добиться превращения химической энергии топлива в механическую при существенном уменьшении вредных компонентов в продуктах химического превращения, увеличить полноту химического превращения, расширить класс используемых топлив и за счет снижения тепловых потерь, увеличения термодинамического КПД и упрощения конструкции устройства повысить его эффективность.

Список литературы
1. О. И.Жегалин и др. Снижение токсичности автомобильных двигателей.-М: Машиностроение, 1985.

2. Авт. св. SU 2002084, кл. F 02 В 53/00, 1993.

3. Патент США 4966000, кл. F 02 В 71/04, 1992.

4. Ю.Н.Васильев и др. Свободнопоршневые двигатель-компрессоры для газовой промышленности. Газовая промышленность N2, стр. 17, 1992 - прототип.

Похожие патенты RU2138656C1

название год авторы номер документа
Устройство для преобразования химической энергии топливно-воздушной смеси в электрическую (варианты) 2018
  • Шмелев Владимир Михайлович
  • Захаров Александр Алексеевич
  • Арутюнов Владимир Сергеевич
RU2703114C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Шмелев В.М.
RU2162530C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Шмелев В.М.
  • Николаев В.М.
RU2176739C1
ГЛУШИТЕЛЬ ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Шмелев В.М.
  • Волов В.Т.
RU2134798C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ СЖАТИЕМ ГАЗОСОДЕРЖАЩЕЙ СМЕСИ 2005
  • Шмелев Владимир Михайлович
RU2280502C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Шмелев В.М.
RU2155876C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СИНТЕЗ-ГАЗА 2006
  • Николаев Владимир Михайлович
  • Шмелев Владимир Михайлович
RU2317250C1
РАДИАЦИОННАЯ ГОРЕЛКА 1999
  • Шмелев В.М.
  • Марголин А.Д.
RU2151957C1
РАДИАЦИОННАЯ ГОРЕЛКА 1999
  • Шмелев В.М.
  • Марголин А.Д.
RU2151956C1
СПОСОБ РАБОТЫ ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ МАЗЕИНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Мазеин И.С.
RU2263799C2

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ТОПЛИВНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В МЕХАНИЧЕСКУЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам двигателей внутреннего сгорания со свободным поршнем. Предложен способ преобразования химической энергии топливно-воздушной смеси в механическую в поршневых двигателях путем сжатия топливно-воздушной смеси и создания условий для превращения химической энергии топлива в тепловую с последующим преобразованием ее в механическую, при этом сжатию подвергают топливно-воздушную смесь с содержанием топлива, меньшим нижнего предела ее воспламенения, а условия для превращения химической энергии топлива в тепловую обеспечивают путем создания степени сжатия более 25. Устройство, реализующее это способ, включает свободный поршень, движущийся в цилиндрическом корпусе, снабженном впускными и выпускными клапанами, и механизм передачи энергии к внешней нагрузке, а цилиндрический корпус выполнен подвижным с возможностью поступательного или вращательного движения и соединен через приводы однонаправленного действия с двумя вращающимися в противоположных направлениях маховиками, связанными между собой и внешней нагрузкой единой трансмиссией, при этом масса (или момент инерции) свободного поршня, выполненного с возможностью поступательного или вращательного движения, составляет не менее 0,5 от массы (момента инерции) цилиндрического корпуса. Изобретение позволяет существенно уменьшить содержание вредных примесей в выхлопных газах и повысить эффективность утилизации химической энергии топлива. 2 с.п.ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 138 656 C1

1. Способ преобразования химической энергии топливно-воздушной смеси в механическую в поршневых двигателях путем сжатия топливно-воздушной смеси и создания условий для превращения химической энергии топлива в тепловую с последующим преобразованием ее в механическую, отличающийся тем, что сжатию подвергают топливно-воздушную смесь с содержанием топлива, меньшим нижнего предела ее воспламенения, а условия для превращения химической энергии топлива в тепловую обеспечивают путем создания степени сжатия более 25. 2. Устройство для преобразования химической энергии топливно-воздушной смеси в механическую, включающее свободный поршень, движущийся в цилиндрическом корпусе, снабженном впускными и выпускными клапанами, и механизм передачи энергии к внешней нагрузке, отличающееся тем, что цилиндрический корпус выполнен подвижным с возможностью поступательного или вращательного движения и соединен через приводы однонаправленного действия с двумя вращающимися в противоположных направлениях маховиками, связанными между собой и внешней нагрузкой единой трансмиссией, при этом масса или момент инерции свободного поршня, выполненного с возможностью поступательного или вращательного движения, составляет не менее 0,5 от массы или момента инерции цилиндрического корпуса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2138656C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Васильев Ю.Н
и др
Свободнопоршневые двигатели-компрессоры для газовой промышленности
Ж
"Газовая промышленность", N 2, 1992, с.17
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
US 3422803 A, 21.01.69
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Наборная матрица 1972
  • Вихров Аркадий Алексеевич
  • Зимодро Анатолий Фадеевич
  • Маляев Павел Иванович
  • Тощаков Александр Сергеевич
SU473175A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Двухтактный двигатель внутреннего горения 1928
  • Милич М.К.
SU14685A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Двигатель внутреннего горения с качающимся цилиндром 1934
  • Пажемский Б.С.
SU44734A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Пуговица 0
  • Эйман Е.Ф.
SU83A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1
ТВЕРДОТЕЛЬНЫЙ ТЕПЛОВОЙ НАСОС И ЖИДКОКРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ЭКРАН С НИМ 2006
  • Абдуев Аслан Хаджимуратович
  • Абдуев Марат Хаджи-Муратович
  • Дятлов Владимир Михайлович
  • Дятлов Михаил Владимирович
RU2339062C2
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
US 4103651 A, 01.08.78
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Бункер для заряженных сыпучих материалов 1982
  • Захарян Манвел Симонович
SU1121215A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Двигатель внутреннего сгорания с регулируемым объемом цилиндров 1989
  • Жерновой Виктор Николаевич
SU1765479A1

RU 2 138 656 C1

Авторы

Шмелев В.М.

Марголин А.Д.

Даты

1999-09-27Публикация

1998-06-26Подача