Изобретение относится к области производства центробежных машин, а именно к созданию уплотнительных узлов валов центробежных машин, и может быть использовано в компрессорах, турбинах и нагнетателях природного газа.
Широко известны конструкции нагнетателей с масляными торцевыми и щелевыми уплотнениями. При внешней простоте самих уплотнений стоимость их со всей системой обеспечения работоспособности (фильтры, насосы, арматура, емкости, теплообменники и т.п.) составляет 20-40% от стоимости компрессора.
Кроме того, система требует значительных затрат на обслуживание (потребление масла 10-200 л/сут, энергопотребление на обеспечение потока масла 7-25 м3/час на один корпус составляет 15-75 кВт).
Большинство неисправностей связано с масляными уплотнениями. Одним из перспективных направлений совершенствования компрессоров является применение сухих газовых уплотнений (европейская заявка N 0361844 - прототип).
Компрессор содержит корпус, установленное на валу рабочее колесо, внутри корпуса расположена газовая камера, изолированная с торцев с помощью сухих воздушных прокладок (уплотнений) между статором и ротором от полостей двух опорных и упорного электромагнитных подшипников вала ротора.
Одна прокладка установлена вблизи впускного отверстия, а вторая - вблизи выпускного отверстия. Как следует из работы (Труды третьего международного симпозиума "Потребители - производители компрессоров и компрессорного оборудования" 1997. Санкт-Петербург), сухие газовые уплотнения являются последним достижением технической мысли в области концевых уплотнений. Несмотря на неоспоримые эксплуатационные и экологические преимущества этих уплотнений широкое внедрение их в промышленность сдерживается большой технологической сложностью и, соответственно, стоимостью.
Так, стоимость одного уплотнения фирмы "Джон Крейн" для нагнетателя НЦ-16 (16 МВт) составляет 1,5 млрд. рублей в ценах 1997 года. Целью настоящего изобретения является совершенствование компрессора (нагнетателя), снижение его стоимости за счет принципиально нового подхода к "запиранию" газовой среды высокого давления с помощью жидкости (масла).
Поставленная цель достигается тем, что в центробежном компрессоре, содержащем корпус, установленное на валу рабочее колесо, опорные и упорный подшипниковые узлы с уплотнениями, каждое уплотнение выполнено в виде пары - неподвижного диска и охватывающей его с зазором вращающейся кольцевой П-образной камеры, полость между кольцевой П-образной камерой и диском соединена каналом с источником запорной жидкости, при этом полости с каждой стороны диска перекрыты уплотнениями, связанными с приводом раскрытия уплотнений.
Для повышения компактности конструкции компрессора, улучшения ее эксплуатационных характеристик за счет совмещения вращающейся камерой функции думмиса на одной из боковых стенок вращающейся П-образной камеры выполнено кольцо, взаимодействующее с лабиринтным уплотнением, а каналы, соединяющие П-образную кольцевую камеру с источником запирающей жидкости, выполнены в разделительном неподвижном диске.
На фиг. 1 показан центробежный компрессор (см. фиг. 1), содержит корпус, снабженный торцевыми крышками 2 и 3, на каждой из которых установлены корпусы опорных подшипниковых узлов 4 и 5 со смонтированными на них, например, дисками 6 (не менее трех на каждом корпусе), контактирующими с коаксиальной втулкой 8, которая опирается по внутренней поверхности на опорную шейку вала ротора 9. На втулке 8 смонтирована П-образная камера 7, охватывающая с зазором неподвижный разделительный диск 10, скрепленный с соответствующими корпусами 4 и 5, причем (см. фиг. 2) полость между кольцевой камерой 7 и диском 10 соединена каналом с источником запирающей жидкости, при этом полости с каждой стороны разделительного диска 10 перекрыты стояночными уплотнениями 11 и 12, взаимодействующими с приводами отжима 13 и 14, соответственно. На П-образной кольцевой камере со стороны полости нагнетания смонтировано кольцо разгрузочного устройства 15, взаимодействующее с лабиринтным уплотнением.
Ротор приводится во вращение от ведущего вала при помощи муфты 16. В исходном положении ротор неподвижен, а стояночные уплотнения 11 и 12 прижаты к соответствующим опорным поверхностям. В этом положении осуществляют заполнение запорной жидкостью внутренних полостей П-образной камеры 7 и опрессовку давлением, превышающим давление уплотняемой среды (природного газа).
При обеспечении герметичности компрессор заполняется газом и ротор начинают раскручивать. От действия центробежных сил на жидкость, при достижении давления на радиусе R неподвижного диска 10 (см. фиг. 2), превышающего давление уплотняемой среды, уплотнения 11 и 12 отжимаются от соответствующих опорных поверхностей приводами 13 и 14 (гидропоршни).
Максимальное давление, удерживаемое уплотнениями (предельный случай, когда почти вся жидкость переходит на одну сторону разделительного диска 10), определяется как
Pmax = W2/2g(R2-r2)(γж-γг),
где R - наружный радиус неподвижного диска;
r - минимальный радиус расположения уплотняющей жидкости и газа;
γж, γг - удельный вес уплотняющей жидкости и газа;
g - ускорение свободного падения;
W - угловая скорость вращения камеры.
Отсутствие протечек газа обеспечивается тем, что центробежная сила столба жидкости полости B уравновешивает центробежную силу газовой среды и ее статическое давление в полости A (см. фиг. 2).
Например, для нагнетателя природного газа мощностью 16 МВт при диаметре разделительного диска 580 мм, номинальной частоте вращения 5300 об/мин, давление масла на максимальном диаметре разделительного диска достигает 8,3 МПа, т.е. существенно больше, чем давление удерживаемой газовой среды - 5,5 МПа (для природного газа).
Пока вращается ротор в данном уплотнении отсутствует механическое трение уплотнений. Наличие П-образной кольцевой камеры позволяет упростить конструкцию думмиса компрессора тем, что на одной из стенок П-образной камеры смонтирован кольцевой поясок 15, взаимодействующий с лабиринтным уплотнением.
Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет исключить изнашиваемые детали в уплотнительных узлах, повысить надежность работы уплотнений, существенно упростить конструкцию, снизить ее стоимость.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ МАШИНЫ | 1998 |
|
RU2140020C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 2007 |
|
RU2338095C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МАШИНА | 1997 |
|
RU2119101C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 2005 |
|
RU2289729C1 |
ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 2009 |
|
RU2384745C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ МАШИНЫ | 2000 |
|
RU2173408C1 |
ШПИНДЕЛЬ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2192533C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 2006 |
|
RU2302557C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ КОМПРЕССОРА | 2007 |
|
RU2327061C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 2000 |
|
RU2189502C2 |
Компрессор предназначен для сжатия рабочей среды. Центробежный компрессор содержит корпус, установленное на валу рабочее колесо, опорные и упорный подшипниковые узлы с уплотнениями. Каждое уплотнение выполнено в виде пары - неподвижного диска и охватывающей его с зазором вращающейся камеры. Полость между кольцевой камерой и диском соединена каналом с источником запорной жидкости. При этом полости с каждой стороны диска перекрыты уплотнениями, связанными с приводом их раскрытия. Вариант исполнения центробежного компрессора имеет на одной из боковой стенок вращающейся камеры кольцо, взаимодействующее с лабиринтным уплотнением. А каналы, соединяющие полости кольцевой камеры с источником жидкости, выполнены в неподвижном диске. Такое выполнение компрессора позволяет исключить изнашиваемые детали в его уплотнительных узлах, повысить надежность работы уплотнений, существенно упростить конструкцию, снизить ее стоимость. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ ЖИДКОГО МЕТАЛЛА | 0 |
|
SU361844A1 |
Центробежный компрессор | 1977 |
|
SU717405A1 |
Узел подшипника | 1982 |
|
SU1041759A1 |
Устройство для уплотнения вала ротора центробежного компрессора | 1983 |
|
SU1141220A1 |
DE 4005427 C1, 25.07.91 | |||
US 4725196 A, 16.02.88 | |||
US 4385768 A, 31.05.83. |
Авторы
Даты
1999-10-27—Публикация
1998-04-06—Подача