Изобретение относится к компрессоростроению, турбостроению, авиационному двигателестроению и энергомашиностроению.
Известен способ повышения коэффициента полезного действия в проточной части осевого или центробежного компрессоров газотурбинных установок, например, в газотурбостроении путем установки различных видов уплотнений, уменьшающих перетечки и пропуски газов, например с помощью лабиринтных, сухих газовых, масляных уплотнений, поддувом воздухом или другим газом в уплотнение, в места перетечек и пропуска газов (см., например, RU 2193698, М кл. F04D 29/10, оп. 27.11.2002) [1].
Большое отрицательное влияние оказывают на КПД компрессора внутренние перетечки, когда в качестве уплотнений используются бесконтактные лабиринты, состоящие из тонких профильных колец и обойм. Они закатываются в выточенные на валу или во втулках вала, думмиса и покрышках рабочего колеса пазы-канавки и закрепляются там проволокой. Обоймы уплотнений устанавливаются в расточках корпуса или диафрагм.
Появившиеся в последнее время сухие газовые уплотнения используются как концевые и не могут быть использованы внутри компрессора. Они достаточно хорошо зарекомендовали себя в газотурбостроении, но, к сожалению, конструктивно сложны, дороги и требуют для обслуживания высококвалифицированных специалистов.
Недостаток известного способа [1] заключается в том, что лабиринтные, механические и даже сухие газовые уплотнения не могут достаточно полно исключить перетечки и пропуски газов через вращающиеся валы. Главное, сухие газовые уплотнения не могут быть использованы внутри компрессора, а только как концевые.
В компрессоре на всасывании из переднего подшипникового узла туман, пары и капли смазочного масла в результате разрежения или перепада давлений попадают на венцы лопаток и проточную часть. Слой масла, покрывающий венцы лопаток, снижает коэффициент сцепления газа (воздуха) с металлом и приводит к проскальзыванию части прокачиваемого газа, снижая тем самым КПД и производительность компрессора.
Исследованиями установлено, что даже микроскопический слой масла на лопатках снижает КПД компрессора до 6% и производительность до 8-10%.
В центробежном компрессоре, кроме этого, большие потери КПД происходят в результате перетечек через лабиринтные уплотнения между ступенями рабочих колес и на думмисе компрессора. В одноступенчатом центробежном компрессоре с консольно установленным колесом перетечки происходят через уплотнения, установленные со стороны привода.
В осевом компрессоре через диафрагму с лабиринтным уплотнением со стороны высокого давления турбины газы перетекают в компрессор, а со стороны низкого давления горячие газы с продуктами горения по валу перетекают в машинный зал, а также нагревают редуктор, генератор и другие устройства.
В химической промышленности, где требуется особо чистый воздух, например в производстве азотной кислоты, с целью рекуперации энергии, хвостовые газы, содержащие оксиды азота, подогреваются в выносной камере сгорания и с продуктами горения подаются на турбину. Газы, содержащие оксиды азота, через диафрагму с лабиринтным уплотнением попадают в компрессор и с нагнетаемым воздухом поступают на контактный аппарат, где отравляют платиноидные катализаторы, снижая степень конверсии аммиака в оксид азота.
К недостаткам в работе аэродинамического лабиринтно-винтового уплотнения (АЛВУ) следует отнести неправильное определение места его установки. На практике роторное кольцо АЛВУ устанавливают на шейке пробки ротора, а статорное - напротив в цилиндрической выточке статора (корпуса) на стыке между ротором и всасыванием проточной части. Это должно было обеспечить выведение с всасывания за пределы компрессора масляного тумана, паров и капель смазочного масла.
Экспериментально установленные АЛВУ в проточной части компрессоров на предприятиях химической промышленности и РАО «ГАЗПРОМ» показали результаты, при которых уменьшилось количество масла в проточной части, однако в процессе работы компрессора слой масла был обнаружен на лопатках и проточной части.
Предполагаемый эффект не получен, так как место установки и условия работы АЛВУ не соответствовали ряду требований аэродинамики и газодинамики. В частности, на месте установки АЛВУ невозможно полностью вывести из всасывания масляный туман, пары и капли масла при истечении газа в среде вакуума при одном и том же небольшом давлении, создаваемом АЛВУ. Это объясняется разными размерами частиц, содержащихся в масляном тумане, паре и каплях масла, и каждый размер частицы требует определенного давления для ее вывода за пределы всасывания без особого нарушения чистоты наружной части участка всасывания компрессора. При одном и том же небольшом давлении полностью вывести из всасывания масляный туман, пары и капли масла не удается. Это и является причиной оседания части их на лопатках и проточной части компрессора. Изменение давления, создаваемое АЛВУ в большую или меньшую сторону, приведет к отрицательному эффекту. При уменьшении давления более крупные частицы масла оседают в проточной части и пары покрывают лопатки, а при повышении давления, создаваемого АЛВУ, они покрывают наружную часть участка всасывания компрессора и площади машинного зала. Кроме этого, небольшой слой масла на лопатки ложится в результате образующегося вакуума и испарения масла в проточной части в процессе работы компрессора. Это было выявлено при экспериментальной установке АЛВУ на ГПС-4 «Сургутгазпрома».Технический результат, получаемый при осуществлении данного изобретения, заключается в снижении или исключении перетечек в компрессорах за счет определения места и правильного расположения АЛВУ, при котором могут быть во многом исключены перетечки масляного тумана, паров и капель смазочного масла на всасывании из переднего подшипникового узла и их попадание на лопатки и проточную часть компрессора.
Для достижения указанного технического результата в способе повышения коэффициента полезного действия компрессора, согласно изобретению, АЛВУ устанавливают непосредственно на входе вала в подшипниковый узел на всасывании компрессора, исключая или снижая выход масляного тумана, паров и капель смазочного масла из переднего подшипникового узла во всасывание и их попадание на лопатки и проточную часть, причем на всасывание АЛВУ подают нейтральный к масляному туману газ, например азот.
Кроме того, АЛВУ закрывают разрезным кожухом со штуцером, охватывающим вал, и прикрепляют его к торцу корпуса подшипникового узла с образованием камеры для подачи нейтрального газа.
Кроме того, на линии подвода нейтрального газа устанавливают регулирующий клапан и двухконтактный мановакуумметр для поддержания постоянного давления, несколько превышающего давление в подшипниковом узле, при котором исключается выход на всасывание компрессора масляного тумана, паров и капель масла и не нарушается нормальная работа узла подшипника
Кроме того, АЛВУ устанавливают на месте стыка всасывания с проточной частью и цилиндрической расточкой корпуса компрессора.
Кроме того, АЛВУ устанавливают на валу и корпусе у всасывания.
Кроме того, в многоступенчатом центробежном компрессоре АЛВУ устанавливают между ступенями компрессора.
Кроме того, АЛВУ устанавливают на думмисе компрессора.
Кроме того, АЛВУ устанавливают на диффузоре, диафрагме и покрышке колес. Для повышения КПД осевого компрессора газотурбинной установки АЛВУ устанавливают на диафрагме между компрессором и турбиной, тем самым снижая перетечки газов со стороны высокого давления турбины в компрессор.
Кроме того, АЛВУ устанавливают на концах вала как бесконтактное сухое газовое концевое уплотнение.
Для повышения КПД компрессора АЛВУ дополнительно устанавливают на входе вала турбины в опорный подшипник, снижая выход горячих газов по валу в машинный зал со стороны низкого давления турбины.
Для повышения КПД в осевых компрессорах АЛВУ устанавливают между дисками ступеней, а также на диафрагме и на валу.
Для повышения КПД газотурбинной установки, имеющей турбодетандер, АЛВУ устанавливают на валу между турбинными дисками и на концах вала турбины.
На фиг.1 показан подшипниковый узел и всасывание компрессора;
на фиг.2 представлен разрезной кожух; на фиг.3 представлены элементы центробежного компрессора.
Компрессор содержит на подшипниковом узле корпус 1, подшипник 2, вал 3, АЛВУ 4 на входе вала 3 в подшипниковый узел, штуцер 5, разрезной кожух 6, регулирующий клапан 7 на линии подвода нейтрального газа, двухконтактный мановакуумметр 8, АЛВУ 9, установленное на стыке пробки 10 ротора и корпуса компрессора на всасывании, АЛВУ 11, установленное на диафрагме и диффузоре рабочих колес; АЛВУ 12, установленное на валу 3 и диафрагме; АЛВУ 13, установленное на думмисе и корпусе, АЛВУ 14, установленное на валу 3 и корпусе в качестве бесконтактного сухого газового концевого уплотнения.
Как показано на фиг.1, АЛВУ 4 устанавливают на входе вала 3 в подшипниковый узел с целью снижения или исключения выхода масляного тумана, паров и капель масла на всасывании компрессора и обеспечения чистоты венцов лопаток от масла, а также снижения попадания масла в проточную часть, что, по меньшей мере, снижает образование масляного тумана в процессе работы компрессора.
В данном случае АЛВУ 4, действуя как мини-компрессор, создает давление выше давления в подшипниковом узле и запирает выход масляному туману, парам и каплям масла во всасывание компрессора.
Для обеспечения давления, более высокого, чем в подшипниковом узле, при помощи регулирующего клапана 7 и двухконтактного мановакуумметра 8 устанавливают соответствующий расход нейтрального газа. Нейтральный газ из подшипникового узла проходит в масляный бак, имеющий связь с атмосферой. В случае отсутствия связи с атмосферой при помощи уставок мановакуумметра 8 устанавливают расход такого количества газа, которое при помощи АЛВУ 4 обеспечивает давление, превышающее давление в подшипниковом узле, создавая буфер. В этом случае лишнее количество нейтрального газа удаляется через зазор между кожухом 6 и валом 3. Кожух 6 с прокладкой крепится к торцу корпуса 1 подшипникового узла, образуя камеру на всасывании АЛВУ 4, где и устанавливается необходимое давление.
В химической промышленности и других отраслях промышленности, где требуется высокая степень чистоты воздуха (например, в производстве азотной кислоты), на всасывании между пробкой 10 ротора и проточной частью компрессора устанавливают АЛВУ 9 с целью снижения или исключения попадания пыли и грязи из зоны компрессора машинного зала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ ЛАБИРИНТНО-ВИНТОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 2000 |
|
RU2193698C2 |
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА С АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ ЛАБИРИНТОВИНТОВЫМ УПЛОТНЕНИЕМ | 1998 |
|
RU2133345C1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА, ПОДАЮЩАЯ РАБОЧУЮ СМЕСЬ ПОТРЕБИТЕЛЮ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ, ИЗ КОТОРЫХ РАБОЧАЯ СМЕСЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГАЗОВУЮ ТУРБИНУ УСТАНОВКИ | 1997 |
|
RU2119589C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614708C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614709C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 2007 |
|
RU2338095C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 2005 |
|
RU2289729C1 |
КОМПРЕССОР И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1989 |
|
RU2110700C1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2211935C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 1998 |
|
RU2140577C1 |
Изобретение относится к компрессоростроению, газотурбостроению, авиационному двигателестроению, энергомашиностроению и др. Повышение коэффициента полезного действия компрессора осуществляется путем использования аэродинамического лабиринтно-винтового уплотнения, которое может создавать обратный поток газам, перетекающим через зазоры во вращающихся валах. В отличие от механических, масляных, сухих газовых и других уплотнений аэродинамический способ является единственным способом, полностью исключающим перетечки в компрессоре, газотурбинной установке, авиационном газотурбинном двигателе. Настоящим изобретением определены правильное расположение аэродинамических лабиринтно-винтовых уплотнений и условия, при которых полностью исключаются перетечки масла из переднего подшипникового узла и их попадание на лопатки и проточную часть компрессора, а также исключаются перетечки газов внутри компрессора, повышая тем самым его коэффициент полезного действия и производительность. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.
6 Способ по п.1, отличающийся тем, что в многоступенчатом центробежном компрессоре АЛВУ устанавливают между ступенями компрессора.
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ ЛАБИРИНТНО-ВИНТОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 2000 |
|
RU2193698C2 |
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА С АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ ЛАБИРИНТОВИНТОВЫМ УПЛОТНЕНИЕМ | 1998 |
|
RU2133345C1 |
Установка для подготовки воздуха | 1988 |
|
SU1645641A1 |
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА, ПОДАЮЩАЯ РАБОЧУЮ СМЕСЬ ПОТРЕБИТЕЛЮ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ, ИЗ КОТОРЫХ РАБОЧАЯ СМЕСЬ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГАЗОВУЮ ТУРБИНУ УСТАНОВКИ | 1997 |
|
RU2119589C1 |
US 4662820 A, 05.05.1987 | |||
DE 1928560 A, 29.01.1970. |
Авторы
Даты
2008-06-20—Публикация
2007-04-11—Подача