СПОСОБ ВЫРАБОТКИ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРТИКАЛИ МЕСТА Российский патент 2000 года по МПК G01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2147731C1

Заявленное изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации движущихся объектов.

Известен способ выработки навигационных параметров и вертикали места [1] . Этот способ включает измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометов, формирование сигналов управления гироплатформой, отработку сформулированных сигналов при помощи гироскопа, выработку навигационных параметров вертикали места гироскопической системой.

Недостатком этого способа является ограниченность точности выработки выходных параметров.

Целью изобретения является создание условий повышения точности выходных параметров.

Цель достигается тем, что поворачивают гироплатформу с заданными частотными характеристиками вокруг осей, лежащих в плоскости гироплатформы.

Проиллюстрируем предлагаемый способ на следующем примере.

На чертеже представлена функциональная схема гироскопической системы, где приняты следующие обозначения:
1 - блок управления и выработки выходных параметров,
2 - гироплафторма,
3 - трехстепенной гироскоп,
4, 5 - датчики момента гироскопа,
6, 7 - датчики угла гироскопа,
8 - измеритель составляющей абсолютной угловой скорости,
9, 10, 11 - акселерометры,
12, 13 - следящие двигатели,
14, 15 - датчики углов качек,
16, 17 - блоки управления следящими двигателями,
18 - блок колебаний гироплатформой,
19 - дополнительная гироскопическая система.

Гироскопическая система содержит блок управления и выработки выходных параметров, выполняющий в том числе задачи фильтра 1, гироплатформу 2, на гироплатформе расположен трехстепенной гироскоп 3 с датчиками момента 4, 5 и датчиками угла 6, 7, измеритель составляющей угловой скорости, акселерометры 9, 10, 11, по осям карданного подвеса установлены следующие двигатели 12, 13 с датчиками угла качек 14, 15, следящие двигатели управляются блоками управления следящими двигателями 16, 17, блок колебаний гироплатформы 18, дополнительная гироскопическая система 19.

Гироскопическая система функционируют следующим образом:
гироплатформа 2 с помощью следящих двигателей 12, 13 по сигналам рассогласования датчиков угла 6, 7 гироскопа 3 все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа 3. По сигналам акселерометров 9, 10, 11 и измерителя составляющей абсолютной угловой скорости гироплатформа может удерживаться в плоскости горизонта или колебаться относительно нее по сигналам блока колебаний 18 путем создания необходимых моментов на датчики момента 4, 5 гироскопа 3.

Режим выделения и оценки погрешностей может быть различным: когда две или более гироплатформ колеблются с разными частотными параметрами по каждой оси или, например, одна из двух гироплатформ колеблется, а вторая находится в горизонте, т. е. в классическом невозмущенном состоянии. Это значит, что предлагаемый способ применим в том числе и тогда, когда в качестве опоры для взаимного выделения и оценки инструментальных и динамических погрешностей используется в качестве дополнительной любой тип известной гироскопической инерциальной системы.

При этом оцениваются и уменьшаются инструментальные погрешности и динамические погрешности асимптотическая устойчивость) как основной, так и дополнительной гироскопической систем.

В случае использования двух гироплатформ могут быть различные режимы работ, например одна гироплатформа колеблется вокруг оси OX, а вокруг OY не колеблется, вторая же гироплатформа колеблется вокруг оси OY, а вокруг оси OX не колеблется.

В качестве замеров могут быть использованы значения различных одноименных параметров.

Координты места ϕ и λ , скорость объекта V и курс объекта K автономно определяются как обычно по кинематическим уравнениям. Курс объекта и широта места дополнительно вырабатываются по горизонтальным составляющим приборного трехгранника с использованием информации от лага. Углы качек вырабатываются в блоке управления и выработки выходных параметров по сигналам датчиков углов качек с учетом заданных углов колебаний платформы θ и ψ .

С объектовым (корабельным) трехгранником Дарбу свяжем правую систему координат XYZ. Ось OZ вертикальна. С гироплатформой свяжем систему координат X1Y1Z1. Система координат X1Y1Z1 образуется из XYZ поворотом на угол ψ вокруг оси OX - оси бортовой качки и на угол вокруг оси OY1.

Направляющие косинусы между системами координат XYZ, X1Y1Z1 будут

Тогда

где - показания акселерометров,
- показания измерителя угловой скорости приборного трехгранника вокруг оси, перпендикулярной плоскости гироплатформы,
- управляющие сигналы трехстепенного гироскопа.

Углы θ и ψ - заданы. Так, например,
θ = θosinω1t;
ψ = ψosinω2t,
где θo, ψo, ω1 и ω2 - параметры модуляции колебаний.

Погрешности вырабатываемых параметров будут модулированы на частотах ω1 и ω2
Дополнительным вводом одной или более гироплатформ взаимная оценка динамических и инструментальных погрешностей системы может быть осуществлена по замерам

ε2= Ωiy

jy
,
ε3= Ωiz
jz
,
ε4= aix
-ajx
,
ε5= aiy
-ajy
,
ε6= aiz
-ajz
,
где i и j - номера гироплатформ,
или по разностям других одноименных параметров.

Источник информации:
[1] В.А.Беленький - Патент РФ N 2000544.

Похожие патенты RU2147731C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРТИКАЛИ МЕСТА 1997
  • Беленький В.А.
RU2126136C1
ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Беленький Владимир Аронович
RU2114395C1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРТИКАЛИ МЕСТА 1998
  • Беленький В.А.
RU2138018C1
ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 1998
  • Беленький В.А.
RU2145058C1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ 2001
  • Беленький В.А.
RU2197716C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРТИКАЛИ МЕСТА 1991
  • Беленький Владимир Аронович
RU2046289C1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРТИКАЛИ МЕСТА 2002
  • Беленький В.А.
RU2206067C1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРТИКАЛИ МЕСТА 2003
  • Беленький В.А.
RU2247324C1
СПОСОБ ВЫРАБОТКИ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРТИКАЛИ МЕСТА 1995
  • Беленький Владимир Аронович
RU2098763C1
СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ В ПЛОСКОСТИ ГОРИЗОНТА ГИРОПЛАТФОРМА 1993
  • Беленький Владимир Аронович
RU2047093C1

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ВЫРАБОТКИ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРТИКАЛИ МЕСТА

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и может быть использовано для обеспечения навигации движущихся объектов. Измеряют составляющие кажущегося ускорения. Формируют сигналы управления гироплатформой. Отрабатывают сформированные сигналы при помощи гироскопа. Создание условий повышения точности выходных параметров достигается принудительными колебаниями гироплатформы с заданными частотными характеристиками. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 147 731 C1

Способ выработки навигационных параметров и вертикали места, включающий измерение составляющих кажущегося ускорения при помощи акселерометров, формирование сигналов управления гироплатформой, отработку сформированных сигналов при помощи гироскопа, выработку навигационных параметров и вертикали места гироскопической системой, отличающийся тем, что поворачивают гироплатформу с заданными частотными характеристиками вокруг осей, лежащих в плоскостях гироплатформы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2147731C1

RU 2000544 C, 07.09.93
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И ВЕРТИКАЛИ МЕСТА 1991
  • Беленький Владимир Аронович
RU2046289C1
US 5359889 A, 01.11.94
ПОДВЕСНОЙ СВОД МАРТЕНОВСКОЙ ПЕЧИ 0
  • И. П. Герасименко
SU368457A1

RU 2 147 731 C1

Авторы

Беленький В.А.

Даты

2000-04-20Публикация

1998-10-16Подача