Изобретение относится к машиностроению, в частности к корпусным деталям машин и механизмов, а конкретно - к кожухам силовых агрегатов транспортных средств, в частности автомобилей.
Устройство и работа силового агрегата, в частности автомобиля ВАЗ-2108, описаны в книге В.А. Вершигора и др. Автомобиль ВАЗ-2108, М., издательство ДОСААФ СССР, 1986, стр. 105-106, рис. 51.
Как это видно из рис. 51, картер сцепления жестко смонтирован с помощью болтовых соединений к задней торцевой части блок-картера двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС) через металлические штампованные пластинчатые детали, включающие верхнюю и нижнюю крышки, которые выполняют функцию защитного кожуха.
Картер сцепления является динамически нагруженной корпусной деталью силового агрегата транспортного средства, жестко соединенной с блок-картером двигателя - силовой установкой, генерирующей как полезную механическую энергию, так и паразитную виброакустическую энергию, которая беспрепятственно передается как жестким структурным путем через крепежные элементы в зону взаимного стыка блок-картера двигателя на картер сцепления, так и воздушным путем, излучаемым зоной примыкания блок-картера цилиндров "покрытой" структурой картера сцепления. Вследствие всего этого картер сцепления динамически (виброакустически) возбуждается и в свою очередь излучает акустическую (шумовую) энергию своими стенками как во внешнюю среду, так и в замкнутое пространство самого картера сцепления. В этом замкнутом пространстве генерируется также и акустическая энергия, излучаемая колеблющимся маховиком ДВС (в основном это изгибные и осевые виброперемещения маховика) и вращающимися элементами непосредственно механизма сцепления (аэродинамический шум пропеллерного типа). Таким образом, в указанном замкнутом пространстве, охваченным стенками картера сцепления, аккумулируется акустическая энергия высокой интенсивности. При этом наиболее слабым звеном этой механической колебательной и шумоизлучательной системы является наиболее виброактивный тонкостенный корпус кожуха картера сцепления, возбуждаемый как жестким структурным путем от зоны соединения с блок-картером двигателя, так и воздушным путем со стороны замкнутого картерного пространства. По сути дела кожух корпуса картера сцепления представляет собой пластинчатый излучатель звука типа диафрагмы громкоговорителя акустической системы.
В качестве прототипа принят патент США N 3942502, кл F 02 F 7/00, НКИ 123-195, 1976, из которого известен кожух картера сцепления силового агрегата транспортного средства, в частности автомобиля, содержащий по крайней мере одну тонколистовую деталь, закрепленную в стыке соединения блок-картера двигателя с картером сцепления.
Развитая по поверхности, жестко закрепленная тонколистовая деталь в данном случае является интенсивным излучателем звука, эквивалентным тонкостенной изгибноколеблющейся диафрагме. Причем жесткие литые корпуса блок-картера двигателя и сцепления являются усилителями излучаемого звука этой своеобразной диафрагмой, выполняя функцию, аналогичную функции герметичного корпуса акустической системы с громкоговорителями, исключая, таким образом, процесс короткого акустического замыкания колеблющейся диафрагмы через свободные периферические края диафрагмы между лицевой (внешней) и тыльной (внутренней) поверхностями диафрагмы. Таким образом, увеличивается КПД такой звукоизлучательной системы с соответствующим усилением излучаемого звука.
Наличие сквозных вентиляционных отверстий в колеблющейся тонкостенной диафрагме благоприятно сказывается на уменьшении излучения звука только низкочастотных поршневых акустических мод. Высокочастотные изгибные моды не могут эффективно подавляться в силу ограниченного числа отверстий и их незначительной площади, поскольку основное их назначение - частичная вентиляция внутреннего пространства кожуха, в котором размещены механизмы сцепления. В противном случае при сильноперфорированной конструкции тонкостенного кожуха (выполнение больших вентиляционных отверстий) теряется ее прямое функциональное назначение - защита от прямого попадания твердых абразивных и аморфных частиц, воды, смазки и т.д. Также нежелательно попадание продуктов фрикционного износа накладок сцепления (в состав которых входит концерогенный асбест) в окружающую среду из полости картера сцепления через сильноперфорированный кожух.
Конструкция описанного кожуха не обеспечивает эффективный теплоотвод от термонагруженной конструкции корпуса картера сцепления (от горячего блока цилиндров и горячих элементов механизма сцепления в процессе фрикционного трения накладок) и эффективного рассеивания выделяемого при этом тепла.
Прототип также не обеспечивает эффективного поглощения звука от источников внутри и вне корпуса картера сцепления ввиду того, что в нем используется жесткая металлическая звукоотражающая структура. Т.е. звук, излучаемый маховиком двигателя, стартером, накладками сцепления, стенками картера сцепления, блока цилиндров и масляного поддона в связи с этим практически не поглощается.
Конструкция кожуха по прототипу не обеспечивает вибродемпфирования структуры стенок блок-картера ДВС и сцепления ввиду использования тонкого жесткого металлического листа с низким коэффициентом механических потерь (низким внутренним трением материала).
Задачей изобретения является снижение шума, генерируемого силовым агрегатом транспортного средства, и повышение эксплуатационных качеств механизма сцепления.
Для решения поставленной технической задачи предлагается кожух, выполненный в виде металлической тонколистовой детали, жестко закрепленной в стыке блок-картера двигателя с картером сцепления, изготовить из высокодемпфирующего металлического пористого или волокнистого прессованного газопроницаемого материала, например из пористого сетчатого материала.
Таким образом, поставленная техническая задача решается за счет применения в конструкции кожуха материала, обладающего высокоэффективным собственным виброшумодемпфированием и слабым звукоизлучением, а также обеспечивающим эффективное звукопоглощение аэродинамического шума. Очень важно то, что описанные качества такого кожуха не зависят от его температурного состояния. Отпадает необходимость во введении в конструкцию кожуха специальных вентиляционных окон, поскольку его структура вследствие пористости и газопроницаемости обеспечивает вентиляцию и отвод тепла из внутренней полости кожуха.
На фиг. 1 показано размещение конструкции заявляемого кожуха в кинематической схеме силового агрегата транспортного средства.
На фиг. 2 показано продольное осевое сечение кожуха классической компоновки.
На фиг. 3 показано продольное осевое сечение кожуха переднеприводных автомобилей ВАЗ.
Кожух 1 силового агрегата транспортного средства жестко закреплен, например, болтами, шпильками или другими аналогичными крепежными элементами в стыке торцевых стенок блок-картера ДВС 2 и картера сцепления 3.
Работает предлагаемый кожух обычным образом, при этом выполнение кожуха 1 из высокодемпфирующего пористого или волокнистого металлического прессованного газопроницаемого материала позволяет в значительной степени устранить недостатки, присущие прототипу и обозначенные выше. Обусловлено это теми обстоятельствами, что структура кожуха 1 обладает как высокоэффективным собственным виброшумодемпфированием и слабым звукоизлучением, так и звукопоглощением воздушного шума, генерируемого близкорасположенными источниками, расположенными в полости картера сцепления. Причем эффективность кожуха 1 не зависит от температурного состояния его структуры. Одновременно с этим кожух 1 эффективно демпфирует и саму структуру картера сцепления как подключенный к его торцевой части вязкоупругий демпфер, работающий на растяжение-сжатие и изгиб. Газопроницаемая структура кожуха 1 обеспечивает вентиляцию и соответствующий отвод тепла оболочкой кожуха 1 в окружающую среду от сопрягаемого картера твердым путем, т.е. необходимость выполнения в кожухе 1 специальных вентиляционных отверстий отпадает. Такой прием предотвращает попадание в окружающую среду продуктов фрикционного износа и паров масла, а из окружающей среды в полость картера сцепления абразивных и жидких внедрений (пыль, вода, снег и пр.), находящихся во встречном потоке воздуха, в процессе движения автомобиля (в особенности по несовершенным дорожным покрытиям).
Уместно добавить, что расположение звукопоглощающей структуры кожуха 1 картера сцепления в непосредственной близости от таких известных доминирующих источников шума ДВС, как масляный поддон и нижняя часть блок-картера 2 ДВС, позволяет кожуху 1 являться звукопоглощающим устройством и для указанного шумового излучения, что позволяет дополнительно снизить шум двигателя и транспортного средства в целом.
Остается отметить, что в части геометрии в сравнении с прототипом конструкция кожуха практически не изменилась, предлагаемая структура материала обладает высокими физико-механическими свойствами, а изготовление таких кожухов возможно по безотходной технологии, путем горячего или холодного прессования составных металлических компонентов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЖУХ КАРТЕРА СЦЕПЛЕНИЯ СИЛОВОГО АГРЕГАТА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2333376C2 |
КОЖУХ КАРТЕРА СЦЕПЛЕНИЯ СИЛОВОГО АГРЕГАТА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2410556C2 |
КАПОТ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ | 1998 |
|
RU2149114C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2004 |
|
RU2282544C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2118683C1 |
МАСЛЯНЫЙ ПОДДОН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2115005C1 |
МАСЛЯНЫЙ ПОДДОН ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2115006C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1996 |
|
RU2102621C1 |
НИЗКОШУМНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2219399C2 |
МОДУЛЬНЫЙ АГРЕГАТ ТОПЛИВОПОДАЧИ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2165542C2 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к корпусным элементам машин и механизмов. Изобретение снижает шум и повышает эксплуатационные качества. Кожух содержит по крайней мере одну тонколистовую деталь, закрепленную в стыке соединения торцов блок-картера двигателя и картера сцепления, причем деталь выполнена из высокодемпфирующего пористого или волокнистого металлического газопроницаемого материала, например пористого сетчатого материала. Возможен вариант и сборной конструкции кожуха, когда он состоит из нескольких тонколистовых деталей. Область преимущественного применения - легковые автомобили. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
US 3942502 A, 09.03.76 | |||
US 3841290 A, 15.10.74 | |||
Устройство для измерения отклонения угла конуса изделия от номинального размера | 1987 |
|
SU1527480A1 |
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ГОЛОВЫ, ШЕЙНОГО И ВЕРХНЕ-ГРУДНОГО ОТДЕЛОВ ПОЗВОНОЧНОГО СТОЛБА ОПЕРАТОРА И/ИЛИ ПАССАЖИРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОТНОСИТЕЛЬНО НЕПОДВИЖНО ЗАФИКСИРОВАННОГО ТУЛОВИЩЕМ В НЕМ (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2196059C2 |
ОГНЕЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕНОСТИРОЛАХ | 2007 |
|
RU2442803C2 |
DE 3815369 A1, 24.11.88 | |||
КАРТЕР АГРЕГАТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1986 |
|
SU1394799A1 |
КАРТЕР СЦЕПЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2080465C1 |
Устройство для виброизоляции коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1285175A1 |
Авторы
Даты
2000-05-20—Публикация
1998-03-25—Подача