МУФТА ДЛЯ ЛОКОМОТИВНОЙ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ Российский патент 2000 года по МПК F16D3/16 

Описание патента на изобретение RU2149290C1

Изобретение относится преимущественно к области рельсового подвижного состава для передачи вращающего момента от редуктора, установленного на раме тележки или кузове, к колесной паре и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для соединения валов машин и механизмов в условиях перекосов и аксиальных смещений соединяемых валов.

Известны шарнирно-поводковые муфты локомотивных карданных передач по патентам 627 136 (Швейцария, 1981 г.), 629 715 (Швейцария, 1982 г.), DE 27 09 260 (ФРГ, 1978 г.), в которых передача вращающего момента осуществляется посредством нескольких поводков, установленных симметрично по хордам окружности и соединенных с фланцами валов посредством упругих шарниров.

При кинематических возмущениях - перекосах и аксиальном смещении, возникающих при колебаниях подрессоренной рамы тележки, на которой установлен редуктор вместе с тяговым электродвигателем, при использовании шарнирно-поводковых муфт передаточное отношение от редуктора к колесной паре не равно строго единице в течение одного оборота, то есть возникает кинематическая погрешность, которая является источником возбуждения крутильных колебаний в системе тягового привода. В шарнирах возникают переменные радиальные деформации и сопутствующие им дополнительные динамические силы, что снижает долговечность шарниров. В муфтах со встречным расположением шести поводков, которые отличаются отсутствием кинематической погрешности, дополнительные динамические силы, обусловленные радиальными деформациями, при больших значениях кинематических возмущений превышают силы от передачи тягового момента.

Известна муфта по патенту US 3 538 721 (1970 г.), в которой фланцы ведущего и ведомого валов соединены тремя парами двухопорных звеньев, расположенных симметрично по окружности, причем каждое звено с соответствующим фланцем соединено посредством двух шарниров, а между собой звенья в каждой паре соединены сферическим шарниром. Одно звено имеет шаровую головку, которая входит в шаровую полость другого звена. Шаровая головка для уменьшения массы и подачи масла в рабочую полость имеет цилиндрическое отверстие.

Фланцы соединяемых валов в данной муфте соединяются посредством шести двухопорных звеньев. Муфта содержит 15 подвижных соединений, которые требуют смазки, причем подача смазки в эти соединения является затруднительной, особенно в локомотивных карданных передачах, которые располагаются под рамой тележки на уровне осей колесных пар.

В локомотивах, в которых используется тяговый привод с карданной передачей, каждая колесная пара имеет свой привод и соответственно карданную передачу с двумя муфтами. В локомотиве с двумя двухосными тележками при использовании карданной передачи с муфтами по патенту US 3 538 721 потребовалось бы регулярно смазывать 120 шарниров.

Но по технической сущности муфта, описанная в патенте US 3 538 721, является наиболее близкой. Она и взята за прототип.

Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что в муфте вместо шести двухопорных звеньев содержится только два двухопорных арочных звена, каждое из которых соединено с фланцем одного вала двумя упругими шарнирами, а с фланцем другого вала - одним упругим шарниром. Муфта содержит всего шесть упругих шарниров. В качестве подшипников используются типовые сайлент-блоки, содержащие резиновые элементы. Контакт металла по металлу отсутствует. Смазка шарниров не требуется. Конструкция муфты является более простой. Все шарниры располагаются в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения. Габариты муфты по ширине и диаметру уменьшаются.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции муфты для локомотивной карданной передачи.

Чертежи муфты применительно к локомотивной карданной передаче представлены на фиг. 1 и 2. Полый вал 1, свободно охватывающий ось колесной пары, посредством двух одинаковых муфт соединяется с фланцами 2 и 3, один из которых соединяется с зубчатым колесом подрессоренного редуктора, а другой - с колесным диском. Муфты повернуты относительно друг друга на 90 град.

Фланцы 4 полого вала с фланцами 2 и 3 соединяются двумя арочными звеньями 5. Эти звенья посредством упругих шарниров, в которых установлены сайлент-блоки со сферическими резиновыми элементами 6, соединяются с выступами 7 фланцев 4. Внутренняя втулка 8 сайлент-блока жестко сидит на пальце 9 и, следовательно, жестко связана с выступами 7 фланца 4. Наружная втулка 10 запрессована в арочное звено 5.

Посредством упругих шарниров, в которых установлены сайлент-блоки с цилиндрическими резиновыми элементами 11, арочные звенья 5 соединены с кронштейнами 12 фланцев 2 и 3. Звено 5 жестко соединено с наружной втулкой 13 сайлент-блока. Палец 14, на который насажена внутренняя втулка 15, жестко связан с кронштейном 12.

На фиг. 3 и 4 представлены чертежи муфты, в которой арочные звенья жестко соединены с пальцами 14 и, следовательно, с внутренней втулкой 15 сайлент-блока. Наружная втулка 13 сайлент-блока запрессована в отверстие кронштейна 12. Независимо от видов соединений технический результат будет тот же.

Общий вид муфты показан на фиг. 5.

Силы, возникающие в шарнирах муфты при передаче вращающего момента М, показаны на фиг. 6.

На фиг. 7 представлена кинематическая схема муфты при произвольном угле ϕ ее поворота для определения относительных угловых перемещений арочных звеньев при кинематических возмущениях - аксиальном смещении Δy полого вала и межосевом угле α, возникающих при поперечном перемещении рамы тележки относительно оси колесной пары, при вертикальных колебаниях и боковой качке. Эти угловые перемещения однозначно определяют переменные деформации резиновых элементов сайлент-блоков и в первую очередь влияют на долговечность упругих шарниров.

Угловые перемещения показаны на кинематической схеме муфты (фиг. 7) при произвольном угле ϕ ее поворота. Использованы две плоскости проекций: фронтальная V - плоскость вращения и вертикальная профильная W, проходящая через ось полого вала. Положение арочных звеньев изображается треугольниками.

Пунктирной линией изображены положения арочных звеньев при отсутствии кинематических возмущений (Δy=0, α=0). Штрихпунктирной линией изображены положения звеньев при аксиальном смещении Δy. Наконец, сплошной линией изображены проекции звеньев при аксиальном смещении и одновременно межосевом угле α. На плоскости W показаны проекции только одного арочного звена.

Отклонение треугольника A2B2C2 (a'2b'2c'2, a''2b''2c''2) относительно первоначального положения A0B0C0 (a'0b'0c'0, a''0b''0c''0) определяется тремя углами:
1. Углом поворота βΣ - углом поворота высоты треугольника E2A2 (e'2a'2, e''2a''2);
2. Углом поворота ξ основания B2C2 (b'2c'2,b''2c''2) в плоскости вращения V;
3. Углом отклонения ξ основания B2C2 от плоскости вращения.

В шарнирах Ai (i=1, 2) возникают осевые перемещения S.

Угол поворота ξ обусловлен тем, что вертикальные перемещения центров шарниров B и C при произвольном угле ϕ поворота муфты не равны между собой (b'0b'2≠c'0c'2). Этот угол не вызывает деформации в шарнирах.

Наибольшие деформации резиновых элементов сайлент-блоков обусловливает угол βΣ, который принимает максимальное значение при ϕ =0. Максимальные деформации возникают в шарнирах Bi и Ci (i=1, 2), поскольку в этих шарнирах при ϕ = 0 угловые перемещения равны βmaxΣ

+α.

Угол ξ зависит только от α и принимает наибольшие значения ξmax = α при ϕ =90o.

Аксиальное смещение S вызывает деформацию сдвига в резиновых элементах сайлент-блоков шарниров Ai, в которых продольные оси направлены по диаметру муфты. Наибольшее значение величины S возникает при ϕ =0.

При кинематических возмущениях Δy и α передаточное отношение между соединяемыми валами в течение оборота строго равно единице, то есть отсутствует кинематическая погрешность. Следовательно, отсутствует источник возбуждения крутильных колебаний.

При кинематических возмущениях полый вал передачи вращается равномерно.

Кинематические возмущения не приводят к появлению в шарнирах радиальных деформаций, которые в связи с большой радиальной жесткостью сайлент-блоков могут вызывать значительные дополнительные динамические силы. Аксиальные смещения в шарнирах Ai, соединяющих арочные звенья с кронштейнами фланцев, обусловливают появление осевых сил в этих шарнирах, но эти силы незначительны, поскольку осевые жесткости сайлент-блоков с цилиндрическими резиновыми элементами во много раз меньше их радиальной жесткости.

При максимальных значениях кинематических возмущений в локомотивных карданных передачах порядка α =±4o, Δymax = ±6 мм наибольшие углы в шарнирах, однозначно определяющие наибольшие деформации резиновых элементов сайлент-блоков, не превышают допустимых максимальных значений, которые приводятся в каталогах, содержащих характеристики типовых сайлент-блоков.

При использовании только двух арочных звеньев габариты муфты по диаметру уменьшаются. При этом уменьшаются центробежные силы, что дает возможность использовать карданную передачу с предлагаемыми муфтами в тяговых приводах высокоскоростного подвижного состава.

Все шарниры располагаются в одной плоскости, что уменьшает габариты муфты по ширине.

Похожие патенты RU2149290C1

название год авторы номер документа
БЕЗРЕДУКТОРНЫЙ ТЯГОВЫЙ ПРИВОД КОЛЕСНО-РЕЛЬСОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1992
  • Бирюков Иван Вячеславович
  • Усманов Хасан Гумерович
RU2032567C1
ШАРНИРНАЯ МУФТА 1993
  • Бирюков Иван Вячеславович[Ru]
  • Усманов Хасан Гумерович[Ru]
RU2093720C1
Поводковая муфта тягового привода локомотива 1986
  • Бирюков Иван Вячеславович
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Трапаидзе Леван Теокристович
  • Хевсуриани Иван Михайлович
  • Усманов Хасан Гумерович
SU1449729A1
Поводково-рычажная муфта 1987
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Трапаидзе Леван Теокристович
  • Хевсуриани Иван Михайлович
  • Усманов Хасан Гумерович
SU1449730A2
Поводково-рычажная муфта 1985
  • Бирюков Иван Вячеславович
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Трапаидзе Леван Теокристович
  • Хевсуриани Иван Михайлович
  • Усманов Хасан Гумерович
SU1286849A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ И КОЛЕСНОЙ ПАРЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Бирюков Иван Вячеславович
  • Усманов Хасан Гумерович
  • Долгачев Николай Иванович
  • Серх Давид Израилевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Рыбников Евгений Константинович
  • Крушев Стамат Димитров
RU2032566C1
Поводково-рычажная муфта 1988
  • Бирюков Иван Вячеславович
  • Усманов Хасан Гумерович
SU1608380A1
Связь кузова локомотива с подрессоренной частью тележки 1986
  • Бирюков Иван Вячеславович
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Трапаидзе Леван Теокристович
  • Хевсуриани Иван Михайлович
SU1446007A1
КОСИЛКА 2009
  • Алиев Абдулла Сиражутдинович
  • Алиев Рахметуллах Абдулаевич
  • Батаев Дена Карим-Султанович
  • Мажиев Хасан Нажоевич
RU2406287C1
Поводково-рычажная муфта 1988
  • Купрашвили Гиви Георгиевич
  • Львов Николай Васильевич
  • Маркозашвили Георгий Викторович
  • Усманов Хасан Гумерович
  • Шленский Станислав Алексеевич
SU1594313A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 149 290 C1

Реферат патента 2000 года МУФТА ДЛЯ ЛОКОМОТИВНОЙ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ

Использование: для соединения валов при их перекосах и аксиальном смещении. Фланцы ведущего и ведомого валов соединены тремя парами двухопорных звеньев, расположенных симметрично по окружности. Каждое звено с соответствующим фланцем соединено посредством двух шарниров, а между собой звенья в каждой паре соединены сферическим шарниром. Муфта содержит два двухопорных арочных звена, каждое из которых двумя шарнирами соединено с фланцем одного вала и посредством одного шарнира - кронштейном фланца другого вала. В результате повышается надежность и упрощается конструкция муфты. 3 з.п.ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 149 290 C1

1. Муфта для локомотивной карданной передачи и для соединения валов при их перекосах и аксиальном смещении, в которой фланцы ведущего и ведомого валов соединены тремя парами двухопорных звеньев, расположенных симметрично по окружности, причем каждое звено с соответствующим фланцем соединено посредством двух шарниров, а между собой звенья в каждой паре соединены сферическим шарниром, отличающаяся тем, что содержит два двухопорных арочных звена, каждое из которых двумя шарнирами соединено с фланцем одного вала и посредством одного шарнира - с кронштейном фланца другого вала. 2. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что в четырех шарнирах, соединяющих двухопорные арочные звенья с фланцем одного вала, установлены сайлент-блоки со сферическими резиновыми элементами, а в шарнирах, соединяющих арочные звенья с кронштейнами другого вала, установлены сайлент-блоки с цилиндрическими резиновыми элементами, причем арочные звенья соединены жестко с наружными втулками, а кронштейны - с внутренними втулками сайлент-блоков, или, наоборот, арочные звенья соединены жестко с внутренними втулками, а кронштейны - с наружными втулками. 3. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что все шарниры расположены в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения. 4. Муфта по п.1, отличающаяся тем, что арочные звенья соединены с кронштейнами посредством шарниров, оси которых направлены по диаметру муфты.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2149290C1

SU 3538721 A, 10.11.1970
КАРДАННЫЙ ШАРНИР 0
SU394599A1
Способ усреднения горной массы 1984
  • Саргсян Эдик Сарибекович
  • Петросян Фрунзе Амаякович
  • Адибекян Альберт Хачатурович
  • Абегян Цолак Хачикович
  • Манасян Султан Габриелович
SU1346788A1
СПОСОБ ПЕЛЕНГОВАНИЯ ИСТОЧНИКА СИГНАЛА 1998
  • Тынянкин С.И.
  • Апульцына И.В.
  • Бурцев С.Ю.
RU2192651C2
DE 3732705 A, 29.09.1987.

RU 2 149 290 C1

Авторы

Бирюков И.В.

Усманов Х.Г.

Даты

2000-05-20Публикация

1999-08-17Подача