Изобретение относится к машиностроению, частности к устройствам для передачи вращения и является усовершенствованием изобретения по авт. св. 1286849.
Целью изобретения является повы- шение надежности путем выравнивания угловых деформаций шарнирных узлов ,муфты.
На фиг.1 показана предлагаемая муфта, вид сбоку; на фиг.2 - принципиальная схема муфты; на фиг.З - раз рез А-А на фиг.i; на фиг.4 - схема передачи вращакщего момента от зубча того колеса к движущему колесу колесной пары; на фиг.З - схема для определения углов закручивания сайлент- блоков.
.Муфта состоит из торсионных валов I и 2, поводков 3, рычагов 4 и 5, расположенных встречно, и восьми шарнирных узлов 6-9. Причем продольные оси поводков 3 проходят посередине вертикальных плоскостей симметрии торсионных валов и 2. Каждый из шарнирных узлов 6 состоит из установленной на обращенной к центру колесной пары торцовой поверхности зубчатого колеса 10 опоры и запрессованного в ее проушину сайлент- блока 12, который охватывает конец торсионного вала 1 и образует с ним также соединение с натягом. к;аждый из шарнирных узлов 7 совмещает в себе связанную с движущим колесом 13 и установленную на внешней его торцовой поверхности опору 14, а также запрессованный в проушину последней сайлент-блок 15, который охватывает конец торсионного вала 2 и образует с ним, в свою очередь, соединение с натягом. При этом опоры 11 и 14 расположены противоположно. Каждый из иварнирных узлов 8 содержит сайлент- блоки 16 и 17, соединительную втулку 18, упорные втулки 19, болт 20 и гайку 21. Сайлент-блоки 16 запрессованы в вилкообразные проушины поводка 3, а сайлент-блок 1-7 - в проушину рычага 4. Соединительная втулка 18 с сайлент-блоками 16 и 17 образует также соединение с натягом. Сайлент-блоки I6 и 17 в осевом направлении плотно зажаты при помощи упорных втулок 19, болта 20 и гайки 21. При том структурные схемы шарнирных узлов 8 и 9 идентичны. Рычаги 4 и 5 через спиральные отверстия в
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
зубчатом колесе и движущем колесе колесной пары выходят в пространстве между ними. .
Такое выполнение муфты позволяет иметь наибольшую и, к тому же, оди- наковзпо длину рычагов, выровнять при расцентровке осей большого зубчатого колеса и колесной пары угловые деформации между последовательно соединенными сайлент-блоками шарнирных узлов муфты (в виде того, что при вер- тикальном смещений осей большого зубчатого колеса и колесной пары поводки 3 являются кинематически подвижными злёментами муфты в указанном направлении, шарнирные узлы 6, 7, а также шарнирные узлы 8, 9 соответственно следует рассматривать последовательно соединенные друг с другом) и, тем самым, существенно уменьшить углы закручивания лимитирующих в отношении срока службы резиновых втулок.
Муфта работает следующим образом (фиг.. 4).
При вращении зубчатого колеса 10 на торсионный вал 1 через шарнирные узлы 6 действует пара сил PL,равная моменту Мдц на зубчатом колесе. Эта пара сил через рычаги 4, жестко связанные с торсионным валом Г, передает через поводки 3 на-рычаги 5, жестко сопряженные с торсионным валом 2. Притом один из поводков 3 работает . на растяжение, а другой на сжатие. Через шарнирные узлы 7 со стороны торсионного вала 2 на движущее колесо 13 колесной пары действует момент PL, преодолевающий момент М., сил сопротивлений на движущем колесе. Поскольку оси поводков 3 проходят посередине осей торсионных валов 1 и 2, то при работе муфты равнодействующая вертикального силового взаимодействия между зтими торсионными валами лежит в вертикальной плоскости, расположенной посередине их осей, и поэтому оба торсионных вала скручиваются моментом Шц PL,, где 1 - длина рычагов 4 и 5..
Главным критерием оценки степени динамического совершенства предлагаемой муфты в сравнении с ияиестной являются углы закручивания резиновых втулок сайлент-блоков.
При расцентровках (взаимных смещениях) центров зубчатого колеса и
3144
колесной пары, обусловленных колебаниями подрессорной части тележки, торсионные валы 1 и 2 смещаются относительно друг друга. Если величина расцентровки Z перпендикулярна продольным осям торсионньк валов, то происходит параллельное их смещение. Ввиду несоизмеримости угловых же
сткостей при соосном скручивании ре- ю осей торсионных валов, то происходит
зиновых втулок сайлент-блоков и же- сткостей на кручение торсионш х валов последние в этом отношении можно принять абсолютно твердыми (недеформируемыми) . В случае равных угло- 15 вых жесткостей при соосном скручивании резиновых втулок сайлент-блоков 12 и 15 и одинаковых общкк угловых жесткостей при том же виде деформации резиновых втулок шарнирных узлов 8 и 9 соотношение Ь 0,
I
Учитывая малость угловых поворотов торсионных валов за счет податливости резиновых втулок сайлент-блоков, получают зависимость
20
перекос резиновых втулок сайлент-блоков 16 и 17 в шарнирных узлах 8 и 9.
Из двух рассмотренных взаимно перпендикулярных компонентов может быть получено перемещение зубчатого колеса относительно колесной пары в любом направлении в вертикальной плоскости.
При смещении зубчатого колеса вдоль своей продольной оси на величину Y (фиг.56) происходит скручивание резиновых втулок сайлент-блоков 16 и 17 в шарнирных узлах 8 и 9. При этом углы их скручивания составляют 25 половину угла 6: и равны
а -
Ык- «15 - 21,
Z 10, + 10J.
Углы закручивания образующих упругое последовательное соединение в линейном и угловом отношениях (в частности, при загружении их осевыми и радиальными силами, а также при повороте моментом в плоскости, перпендикулярной продольным осям) резиновых втулок сайлент-блоков 16 и 17 в шарнирных узлах 8 в случае равенства общей жесткости резиновых втулок сай- лент-блоков 16 и жесткости резиновой втулки сайлент-блока 17 при соосном скручивании составляют половину угла закручивания сайлент-блоков 12, т.е. Z 1 2 Аналогичным образом углы закручивания резиновых втулок сайлент-блоков 16 и 17 в шарнирньгх узлах 9 рав- Hbi:
Z 1 При применении предлагаемой муфты (фиг.5) и при условии 1, Ig 1
9..
0 - is
e,t
где
Если величина расцентровки зубчатого колеса и движущего колеса совпадает с направлением продольных
5
0
перекос резиновых втулок сайлент-блоков 16 и 17 в шарнирных узлах 8 и 9.
Из двух рассмотренных взаимно перпендикулярных компонентов может быть получено перемещение зубчатого колеса относительно колесной пары в любом направлении в вертикальной плоскости.
При смещении зубчатого колеса вдоль своей продольной оси на величину Y (фиг.56) происходит скручивание резиновых втулок сайлент-блоков 16 и 17 в шарнирных узлах 8 и 9. При этом углы их скручивания составляют 5 половину угла 6: и равны
а -
Ык- «15 - 21,
В частности, в результате изменения схемы взаиморасположения и сопряжения структурных элементов муфты прейпоженным образом при расцентров- ке осей большого зубчатого колеса и колесной пары достигается выравнивание угловых деформаций последовательно соединенных в угловом отношении сайлент-блоков шарнирных узлов и тем самым существенно уменьшаются углы закручивания лимитирующих в от- , ношении срока службы резиновых втулок шарнирных узлов 6.
0
5
0
Формула изобретения
Поводково-рычажная муфта по авт.
св. № 1286849, отличающая- с я тем, что, с целью повышения надежности, опоры торсионных валов расположены на торцовых поверхностях зубчатого колеса и колеса колесной
пары, обращенных в сторону одна от другой, а поводки расположены между торсионными валами на равном расстоянии от них.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Поводково-рычажная муфта тягового привода рельсового транспортного средства | 1991 |
|
SU1795181A1 |
Поводково-рычажная муфта | 1985 |
|
SU1286849A1 |
Поводково-рычажная муфта | 1991 |
|
SU1795182A1 |
Поводковая муфта тягового привода локомотива | 1986 |
|
SU1449729A1 |
Связь кузова локомотива с подрессоренной частью тележки | 1986 |
|
SU1446007A1 |
Сопряжение кузова рельсового транспортного средства с тележкой | 1990 |
|
SU1729867A2 |
Безрамная тележка локомотива | 1984 |
|
SU1232543A1 |
УРАВНОВЕШЕННАЯ ШАРНИРНО-ПОВОДКОВАЯ МУФТА | 2001 |
|
RU2207267C2 |
МУФТА ДЛЯ ЛОКОМОТИВНОЙ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1999 |
|
RU2149290C1 |
ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2168431C2 |
Риг.1
ФигМ
Поводково-рычажная муфта | 1985 |
|
SU1286849A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1989-01-07—Публикация
1987-05-28—Подача