Изобретение относится к плавсредствам и может быть использовано для перевозки колесного самодвижущегося транспорта, например автомобиля.
Известны самоходные понтоны, включающие понтон, тягач и полуприцеп. Колесная и иная техника грузится на понтон, а тягач при помощи своих водометов транспортирует понтон, при этом тягач погружается в воду, находясь в нише понтона (см. А.С. СССР N 1628601, 1991 г.).
Такое дорогостоящее и громоздкое устройство оправдано для транспортировки по воде тяжелой техники военного назначения.
Известно также понтонное звено (прототип), состоящее из двух крайних и двух средних понтонов, шарнирно соединенных между собой, и межзвеньевые стыковые узлы, расположенные на транцах понтонов. Крайние понтоны складываются при транспортировке по суше и раскрываются при использовании понтона на воде (Пат. РФ N 2018561, 1994 г.).
Недостатком этого понтонного звена является отсутствие собственного привода и невозможность использования привода перевозимого транспортного средства, что приводит к необходимости использования буксирующего средства для его перемещения по воде.
Задача изобретения состояла в использовании привода перевозимого транспортного средства для перемещения понтона по воде.
Поставленная задача решается тем, что в известном понтоне, включающем четыре понтонных блока, соединенных между собой, согласно изобретению в двух понтонных блоках выполнены колодцы, в которых размещен привод, выполненный в виде двух пар валиков, при этом один валик из каждой пары связан с гребным винтом посредством двух зубчатых конических пар, другой валик из каждой пары снабжен тормозом, а тормоза соединены тягами с поворотными цапфами, установленными на двух других понтонных блоках.
Выполнение в двух понтонных блоках колодцев, в которых размещен привод, выполненный в виде двух пар валиков, и связь одного валика из каждой пары с гребным винтом посредством двух зубчатых конических пар позволяет использовать привод от колес перевозимого автомобиля (передних или задних в зависимости от типа привода автомобиля) для вращения гребных винтов.
Снабжение другого валика из каждой пары тормозом и соединение тормозов тягами с поворотными цапфами, установленными на двух других понтонных блоках, позволяет при повороте неприводных колес автомобиля затормозить одно из приводных колес, тем самым прекращая вращение соответствующего гребного винта и обеспечивая поворот понтона в нужную сторону.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 показан понтон в собранном виде, продольной разрез;
на фиг. 2 - то же, вид в плане;
на фиг. 3 - понтон в разобранном виде при его транспортировке по суше;
на фиг. 4 - вид А на фиг. 2;
на фиг. 5 - понтон при загрузке на него автомобиля.
Понтон состоит из четырех понтонных блоков 1, выполненных из легкого пористого материала (например, поропласта) и имеющих с одной стороны скошенные транцы.
Понтонные блоки 1 соединены между собой попарно тяжами 2, проходящими через сквозные отверстия в блоках 1 и планках 3, установленнных вдоль бортов понтона. Понтонные блоки 1 притянуты друг к другу при помощи резьбовых элементов крепления 4 на концах тяжей 2.
В понтоне, предназначенном для перевозки заднеприводного автомобиля, колодцы 5 выполнены в двух кормовых понтонных блоках 1. В колодцах 5 размещен привод, выполненный в виде двух пар валиков 6. Задние валики 6 каждой пары связаны с гребными винтами 7 посредством двух зубчатых конических пар 8. Передние валики 6 каждой пары снабжены тормозами 9, соединенными тягами 10 с поворотными цапфами 11, установленными на двух носовых понтонных блоках 1.
В пазах, выполненных на палубе понтона, установлены две колеи 12 Т-образного сечения, на передних концах которых имеются отверстия 13 для закрепления в них стоек 14, шарнирно соединенных с трапецией 15 и подкосами 16.
Колеи 12 имеют проушины 17. Для фиксации положения автомобиля на понтоне служат талрепы 18, одни концы которых закреплены за проушины 17, а другие - за домкратные проушины 19 автомобиля.
Вдоль бортов понтона установлены надувные эластичные камеры 20. Страховочный шнур 21 закреплен на понтоне со свободными петлями.
Понтон транспортируется по суше в разобранном виде. Понтонные блоки 1 укладываются друг на друга на верхнем багажнике автомобиля и опираются на трапецию 15 и стойки 14, которые закрепляют на переднем бампере автомобиля. Концы подкосов 16 закрепляют в домкратных проушинах 19 автомобиля. Блоки 1 прикрепляют к багажнику и трапеции 15 ремнями.
Для перевозки автомобиля по воде понтон собирают из понтонных блоков 1 и планок 3, скрепляя их тяжами 2 и элементами крепления 4.
Стойки 14 с трапецией 15 и подкосами 16 снимают с автомобиля. Стойки 14 закрепляют в отверстиях 13 на передних концах каждой колеи 12, а концы покосов 16 заглубляют в землю на берегу.
Автомобиль заезжает на понтон по колеям 12 и устанавливается таким образом, чтобы его задние колеса попали на валики 6, а передние - в цапфы 11. Талрепами 18 фиксируют положение автомобиля на понтоне.
Вдоль бортов понтона устанавливают надувные эластичные камеры 20 и заполняют их воздухом. Затем закрепляют на понтоне страховочный шнур 21.
Перед перевозкой автомобиля по воде проверяют равномерность загрузки понтона. При этом кормовая часть понтона должна быть выше носовой на 5-10 см.
Для отхода от берега включают заднюю скорость. Затем включают переднюю скорость. Перемещение понтона по воде осуществляют вращением гребных винтов 7, приводимых в движение от задних колес автомобиля через валики 6 и конические зубчатые пары 8.
При повороте руля автомобиля цапфы 11 повернутся вместе с передними колесами и через одну из тяг 10 сработает соответствующий тормоз 9. Одно из задних колес будет заторможено, соответствующий гребной винт 7 прекратит вращение, а понтон будет поворачиваться в нужную сторону.
При увеличении скорости кормовая часть понтона опустится и понтон будет скользить по воде.
Эластичные камеры 20 служат для повышения остойчивости понтона при усилении ветра и увеличении высоты волн.
Аналогична конструкция понтона, предназначенного для перевозки переднеприводного автомобиля. При этом колодцы с размещенным в них приводом на гребные винты выполняются в двух носовых понтонных блоках, а цапфы, связанные с тормозами, устанавливаются на двух кормовых блоках понтона.
Таким образом, изобретение позволяет использовать для перемещения понтона по воде привод перевозимого автомобиля (как переднеприводного, так и заднеприводного).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Самодвижущаяся понтон-площадка | 2018 |
|
RU2688400C1 |
ПАРОМ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ, УПРАВЛЯЕМЫЙ ЕГО ВОДИТЕЛЕМ | 2003 |
|
RU2233229C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЯ | 2000 |
|
RU2159722C1 |
ПАРОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЯ | 1991 |
|
RU2048376C1 |
ПАРОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПЕРЕДНЕПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2350505C1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
АВТОПРИЦЕП - АМФИБИЙНЫЙ ПАРОМ | 2007 |
|
RU2339537C1 |
АВИАТРАНСФОРМЕР | 2010 |
|
RU2444445C1 |
КЛЕТОЧНАЯ БАТАРЕЯ ДЛЯ ОТКОРМА ЦЫПЛЯТ | 1999 |
|
RU2166248C1 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ЛИСТОВОГО СТЕКЛА | 1997 |
|
RU2123467C1 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции понтонов, и может быть использовано для перевозки колесного самодвижущегося транспорта. Понтон содержит четыре понтонных блока, соединенных между собой. В двух понтонных блоках выполнены колодцы, в которых размещен привод. Привод выполнен в виде двух пар валиков, приводимых в движение от приводных колес перевозимого автомобиля. Один валик из каждой пары связан с гребным винтом посредством двух зубчатых конических пар. Другой валик из каждой пары снабжен тормозом. Тормоза соединены тягами с поворотными цапфами, установленными на двух других понтонных блоках, в которых размещаются колеса, поворачивающиеся от руля автомобиля. Достигается возможность использования привода перевозимого транспортного средства для перемещения понтона по воде. 5 ил.
Понтон, включающий четыре понтонных блока, соединенных между собой, отличающийся тем, что в двух понтонных блоках выполнены колодцы, в которых размещен привод, выполненный в виде двух пар валиков, приводимых в движение от приводных колес перевозимого автомобиля, при этом один валик из каждой пары связан с гребным винтом посредством двух зубчатых конических пар, другой валик из каждой пары снабжен тормозом, а тормоза соединены тягами с поворотными цапфами, установленными на двух других понтонных блоках, в которых размещаются колеса, поворачивающиеся от руля автомобиля.
ПОНТОННОЕ ЗВЕНО | 1992 |
|
RU2018561C1 |
DE 3004397 A1, 13.08.1981 | |||
US 4754723 A, 05.07.1988 | |||
Понтон для транспортировки автомобилей | 1971 |
|
SU521180A1 |
Авторы
Даты
2000-05-27—Публикация
1996-01-10—Подача