Изобретение относится к машиностроению.
Известен маховик Вохмянина переменного момента инерции, содержащий полую камеру, закрепленную на оси и наполненную рабочей жидкостью, причем полая камера выполнена из эластичного материала в форме эллипса (Авт. св. СССР N 1744331, МПК F 16 F 15/30 - аналог).
Недостатком этого изобретения является то, что маховик занимает много места, т. к. при работе он изменяется, увеличивается в размерах и в разных режимах занимает различный объем.
Прототипом является маховик Лашевича, содержащий внешний и внутренний ободы, образующие цилиндрическую камеру, заполненную жидкостью, кроме того, он снабжен изогнутыми заподлицо с внешней поверхностью внутреннего обода лопастями, одним концом закрепленными на нем, подпружиненными к нему и симметрично расположенными между собой, а внутренний имеет отверстия, выходящие на внутренние поверхности соседних лопастей (Авт. св. СССР N 1640481, МПК F 16 F 15/30 - прототип).
Недостатком маховика Лашевича является то, что он содержит много механических деталей, работа маховика не автоматизирована, т.к. им надо управлять, кроме того, в данном маховике отсутствует эффект смещения масс к центру при торможении, что не приводит к поддержанию оборотов маховика.
Цель изобретения - упрощение конструкции устройства маховика и обеспечение его самоуправляемости.
Поставленная цель достигается тем, что маховик переменного момента инерции, содержащий внешний и внутренний ободы, образующие цилиндрическую камеру с жидкостью, и лопасти, дополнительно содержит оси, на которых укреплены лопасти с возможностью их отклонения, и противовесы, закрепленные на конце лопастей, причем цилиндрическая камера частично заполнена жидкостью, а внутренним ободом является ступица маховика.
На чертеже изображена конструктивная схема маховика, продольный и поперечный разрезы.
Маховик содержит внешний обод 1, ступицу 2, образующие цилиндрическую камеру 3, частично содержащую жидкость. На осях 4, закрепленных на корпусе маховика, укреплены подвижные лопасти 5, выполненные с возможностью отклонения на осях к центру или от центра маховика. На конце лопастей 5 со стороны ступицы находятся противовесы 6, 7 - крышка корпуса маховика. Конкретное расположение осей будет зависеть от требований, предъявляемых к маховику. Чаще всего оси 4 симметрично расположены относительно оси маховика и параллельны ей.
Маховик работает следующим образом.
Пусть в начальный момент маховик находится в состоянии покоя или равномерного вращения. В этом случае частота вращения корпуса маховика равна частоте вращения рабочей жидкости. Лопасти 5 как и в прототипе симметрично делят внутреннюю полость маховика, цилиндрическую камеру 3, на сектора, которые "закрыты" (положение лопастей на чертеже).
При увеличении частоты вращения корпуса маховика лопасти 5 под действием давления со стороны рабочей жидкости отклоняются к центру маховика, пропуская жидкость. Жидкость разгоняется гораздо медленнее корпуса (за счет трения о внутреннюю поверхность корпуса и давления со стороны лопастей на жидкость), тем самым оказывая незначительное сопротивление увеличению частоты вращения маховика. Рабочая часть лопастей (та, что контактирует с рабочей жидкостью) перевешивает противовес 6 на величину, равную гидростатическому давлению со стороны жидкости. Если бы не было противовеса 6, то рабочая часть лопастей под действием центробежных сил прижималась бы к внутренней поверхности внешнего обода с силой, значительно большей давления жидкости на лопасти, и при разгоне лопасти не пропускали бы жидкость. Противовесы частично уравновешивают лопасти в рабочем состоянии.
При снижении частоты вращения корпуса маховика лопасти 6 отклоняются к внутренней поверхности внешнего обода маховика, т.к. рабочая жидкость отдает свою кинетическую энергию через полости корпусу маховика, что приводит к увеличению крутящего момента. Лопасти имеют форму, сопряженную с внутренней поверхностью внешнего обода маховика. Поэтому при снижении частоты вращения корпуса маховика рабочая жидкость движется по ним, лопастям, к центру вращения, тем самым увеличивая частоту вращения.
Таким образом, данный маховик не оказывает значительного сопротивления разгону, но отвечает значительным повышением крутящего момента при торможении. Если между лопастями и боковыми поверхностями корпуса сделать достаточные зазоры, то за счет частичного прохода жидкости крутящий момент можно уменьшить, одновременно увеличивая время его действия.
По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция маховика более проста и самоуправляема: во время разгона лопасти не тормозят движение жидкости, а при торможении жидкость стекает к центру маховика, тем самым увеличивая частоту его вращения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАХОВИК С ЛЕГКИМ ПУСКОМ | 2006 |
|
RU2327910C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ТОНКОСТЕННЫХ И ХРУПКИХ ИЗДЕЛИЙ | 1992 |
|
RU2041150C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЖИДКОЙ МАССЫ НА ПОДЛОЖКУ | 1995 |
|
RU2104579C1 |
БОТИНОК-ПЫЛЕСОС | 1995 |
|
RU2103893C1 |
Самобалансирующийся маховик | 1982 |
|
SU1033792A1 |
МАХОВИК | 2010 |
|
RU2439394C1 |
МАХОВИК ПЕРЕМЕННОГО МОМЕНТА ИНЕРЦИИ | 2018 |
|
RU2709080C1 |
Бесплотинная инерционная гидроэлектростанция | 2016 |
|
RU2637771C1 |
Маховик переменного момента инерции | 2018 |
|
RU2689051C1 |
МАХОВИК ПЕРЕМЕННОГО МОМЕНТА ИНЕРЦИИ | 2017 |
|
RU2671435C1 |
Изобретение относится к машиностроению и касается создания маховиков переменного момента инерции. Маховик содержит внешний и внутренний ободы, а также лопасти; ободы образуют цилиндрическую камеру с жидкостью. Маховик переменного момента инерции имеет оси, на которых укреплены лопасти с возможностью их отклонения. Противовесы закреплены на конце лопастей. Цилиндрическая камера частично заполнена жидкостью. Ступица маховика является внутренним его ободом. Технический результат: упрощение конструкции устройства маховика и обеспечение его самоуправляемости. 1 ил.
Маховик переменного момента инерции, содержащий внешний и внутренний ободы, образующие цилиндрическую камеру с жидкостью, и лопасти, отличающийся тем, что маховик содержит оси, на которых укреплены лопасти с возможностью их отклонения, и противовесы, закрепленные на конце лопастей, причем цилиндрическая камера частично заполнена жидкостью, а внутренним ободом является ступица маховика.
Маховик Лашевича | 1989 |
|
SU1640481A1 |
МАХОВИК ПЕРЕМЕННОГО ВЕСА | 1924 |
|
SU3598A1 |
Маховик В.Г.Вохмянина переменного момента инерции | 1990 |
|
SU1744331A1 |
МАХОВИК ВОХМЯНИНА ПЕРЕМЕННОГО МОМЕНТА ИНЕРЦИИ | 1991 |
|
RU2023913C1 |
Маховик переменного момента с вертикальной осью вращения | 1984 |
|
SU1201587A2 |
ТЕПЛОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ | 2001 |
|
RU2191265C1 |
US 5086664 A, 11.02.1992 | |||
Инерционно-импульсная передача | 1986 |
|
SU1511498A1 |
Авторы
Даты
2000-06-20—Публикация
1996-02-13—Подача