АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ Российский патент 2000 года по МПК B60K41/00 

Описание патента на изобретение RU2158682C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам управления поворотом гусеничных машин.

Высокий уровень удельных мощностей, установка современных агрегатов системы "двигатель-трансмиссия-ходовая часть" позволяют получить высокие максимальные и средние скорости движения гусеничных машин на местности. Однако реализация технических возможностей, заложенных в конструкцию гусеничных машин, существенно ограничивается их низкой управляемостью, склонностью к заносу, особенно при движении на высоких скоростях. Известные системы управления поворотом гусеничных машин содержат приводы управления и исполнительные механизмы. Для автоматизации управления движением вводятся в системы задающие устройства и блоки автоматики (см. "Автоматические системы транспортных машин" Петров В. А. - М., Машиностроение, 1974 г.). Однако в этих системах задачи по повышению средних скоростей движения решаются созданием автоматов переключения передач, обеспечивающих согласование моментов переключения передач с наиболее экономичными режимами работы двигателя, а также исключение цикличности работы системы. В связи с тем, что значительную часть при движении машины составляет криволинейное движение, одним из путей повышения средней скорости движения является автоматизация управления движением машины в повороте. В связи с этим существует необходимость в разработке системы, обеспечивающей контроль поведения машины при движении в повороте, и при возникновении угрозы потери управления движением автоматически ограничивать скорость и тем самым предотвращать занос.

Основная трудность в разработке такой системы заключается в выборе параметров, по которым бы контролировалось поведение машины при повороте. Искомые параметры должны правильно отражать физическую суть процессов, протекающих при движении машины. Также важное значение имеет простота определения данных параметров, так как это будет определять уровень сложности и надежности работы системы.

Система управления существующих гусеничных машин представляет собой совокупность механизма поворота и приводов управления, с помощью которых водитель осуществляет управление машиной.

За прототип принята система управления поворотом машины ГМ 569А. Данная система содержит гидрообъемно-механическую передачу (ГОМП) и приводы управления ГОМП (Гусеничная машина ГМ-569А и ее модификации ГМ-577А, ГМ-579А, ГМ-567. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Военное издательство, 1987, стр. 28-29). Водитель, воздействуя посредством приводов управления на ГОМП, изменяет режим ее работы и тем самым изменяет направление движения машины. При этом контроль за поведением машины осуществляет водитель.

Целью настоящего изобретения является совершенствование данной системы управления поворотом и обеспечение возможности автоматического контроля поведения машины при повороте и снижения скорости движения при возникновении опасности потери управления движением.

В результате проведенных теоретических исследований определено, что величины теоретической угловой скорости поворота машины, определяемой скоростями вращения гусениц, и фактической угловой скорости, которая отличается от теоретической за счет скольжения гусениц, при достижении скорости движения гусеничной машины предельной по управляемости близки по значению друг к другу. То есть при возникновении угрозы заноса отношение этих скоростей стремится к единице.

Полученные результаты можно использовать для разработки системы автоматического управления движением машины в повороте (предотвращения потери управления движением), так как эти параметры связаны с характеристиками управляемого движения и легко измеряемы современными средствами. Замеряя скорости вращения гусениц, можно рассчитать по ним теоретическую угловую скорость. Фактическая угловая скорость определяется с помощью датчика угловой скорости. Сравнивая эти скорости можно прогнозировать момент возникновения заноса и в случае появления угрозы потери управления движением автоматически ограничивать скорость движения.

Автоматическая система управления поворотом (см. чертеж) состоит из датчиков 1 и 2 частоты вращения гусениц правого и левого бортов, блока конструкционных параметров 3, датчика угловой скорости 4 поворота гусеничной машины, блока вычисления теоретической угловой скорости поворота машины 5, блока деления 6, компаратора 7, блока опорного сигнала 8, исполнительного механизма 9.

Предлагаемая система управления поворотом работает следующим образом. При движении машины сигналы от датчиков частоты вращения 1 и 2 гусениц правого и левого бортов поступают в блок 5 вычисления теоретической угловой скорости поворота гусеничной машины и затем в блок деления 6. В этот же блок поступает сигнал от датчика 7 угловой скорости поворота машины, где рассчитывается отношение значений теоретической и фактической угловых скоростей поворота машины. Далее сигнал поступает в компаратор 7, где сравнивается с опорным сигналом, поступающим из блока опорного сигнала 8. Если величина сигнала из блока деления равна или меньше величины опорного сигнала, то компаратор выдает сигнал управления на исполнительный механизм 9 привода изменения режима работы двигателя, уменьшающего частоту вращения вала двигателя до тех пор, пока не пропадет сигнал от компаратора. Блок конструкционных параметров 3 служит для ввода конструкционных параметров машины, необходимых для расчета теоретической угловой скорости поворота машины.

Заявляемое изобретение позволит создать простую конструкцию системы автоматического управления поворотом и повысить ее надежность.

Похожие патенты RU2158682C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ МАСТЕРСТВА ВОЖДЕНИЯ ОПЕРАТОРА БРОНИРОВАННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1997
  • Филиппов В.В.
  • Ситник В.И.
  • Алешечкин Н.Д.
RU2123724C1
СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ БЫСТРОХОДНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2011
  • Держанский Виктор Борисович
RU2480361C1
РАБОЧЕЕ МЕСТО ОПЕРАТОРА ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1998
  • Корнеев В.В.
  • Старостин М.М.
  • Середа С.Н.
RU2146797C1
РАБОЧЕЕ МЕСТО ОПЕРАТОРА ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1998
  • Корнеев В.В.
  • Жердев И.А.
  • Старостин М.М.
  • Середа С.Н.
  • Белоконь С.П.
RU2146796C1
ТАНКОВАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 1998
  • Гузенко Н.М.
  • Мичурин В.Л.
  • Тимощенко С.В.
  • Белоконь С.П.
RU2137617C1
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ТАНКА 1998
  • Василенко Г.В.
RU2131578C1
ТРЕНАЖЕР ВОЖДЕНИЯ 1998
  • Филиппов В.В.
  • Ситник В.И.
  • Алешечкин Н.Д.
  • Старостин М.М.
RU2150753C1
СПОСОБ БУКСИРОВАНИЯ ТАНКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Герман В.К.
  • Старостин М.М.
RU2121937C1
ТАНКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ 1998
  • Герман В.К.
  • Алешечкин Н.Д.
RU2138079C1
СПОСОБ ВИЗИРОВАНИЯ 1994
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко В.И.
RU2090823C1

Реферат патента 2000 года АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к технике комбинированного управления приводами транспортных средств на гусеничном ходу. Предложенная автоматическая система управления содержит гидрообъемно-механическую передачу и исполнительные приводы управления этой передачей. Кроме того, в ее состав входят датчики частот вращения гусениц правого и левого бортов, блок конструктивных параметров, соединенные с блоком вычисления теоретической угловой скорости поворота машины, который вместе с датчиком угловой скорости через блок деления соединен с компаратором. Последний сравнивает сигнал на выходе блока деления с опорным сигналом и воздействует соответствующим образом на исполнительный привод. Система контролирует поведение машины при поворотах и в случае возникновения угрозы потери управления движением автоматически ограничивает скорость, предотвращая занос. За счет упрощения задачи оценки водителем соответствия дорожных условий возможностям машины обеспечивается возможность сведения к минимуму потерь средней скорости движения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 158 682 C1

Автоматическая система управления поворотом гусеничной машины, содержащая гидрообъемно-механическую передачу и исполнительные приводы управления этой передачей, отличающаяся тем, что содержит датчики частот вращения гусениц правого и левого бортов, блок конструктивных параметров, соединенные с блоком вычисления теоретической угловой скорости поворота машины, который через блок деления соединен с компаратором, датчик угловой скорости поворота машины, также имеющий электрическую связь через блок деления с компаратором, и блок опорного сигнала, соединенный с компаратором, имеющим электрическую связь с исполнительным приводом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2158682C1

СУРДИНА ДЛЯ МЕДНЫХ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 1923
  • Д'Альфонзо В.Р.
SU569A1
Техническое описание и инструкция по эксплуатации
- М.: Военное издательство, 1987, с.28, 29
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией 1989
  • Ищенко Анатолий Яковлевич
  • Фалькевич Борис Александрович
  • Аникин Николай Петрович
  • Шеланков Валерий Гаевич
  • Забегалин Валерий Константинович
  • Масленников Михаил Владимирович
SU1756181A1
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортной машины с бортовым поворотом 1987
  • Левицкий Валерий Евгеньевич
  • Ищенко Анатолий Яковлевич
  • Забегалин Валерий Константинович
  • Жаворонков Андрей Владимирович
  • Замыцкий Дмитрий Михайлович
  • Рейцман Михаил Давыдович
SU1449377A1

RU 2 158 682 C1

Авторы

Дмитриев А.А.

Бекетов С.А.

Ягубов В.Ф.

Масленников Л.А.

Даты

2000-11-10Публикация

1999-03-11Подача