Изобретение относится к способам и устройствам эвакуации поврежденной бронетанковой техники, преимущественно для танков, масса которых больше массы тягача.
Известны буксирные средства для эвакуации бронетанковой техники, в качестве которых используются бронированные и небронированные тягачи, бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), машины технической помощи (МТП). Например, тягачи: БТС-4, БТС-4А, БТС-4В; бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1; машина технической помощи МТП; и др. [1, 2, 3].
Все эти тягачи для буксирования танков с исправной ходовой частью применяют мягкую параллельную сцепку, перекрестную сцепку, сцепку треугольников, сцепку одним тросом по диагонали.
Вышеперечисленные устройства не позволяют осуществлять сцепку тягача с танком без выхода экипажа из машины, а также затрудняют буксировку в случае, когда масса танка больше массы тягача.
Известна также жесткая сцепка (см. Руководство по эксплуатации бронетанковой техники. - М.: Воениздат, 1981, с. 46 - 54), применяемая для буксировки неуправляемых машин.
При этом способ буксирования танков жесткой сцепкой включает
устранение причин, мешающих буксированию танка;
разворачивание башни танка пушкой назад и стопорение ее по-походному;
при исправной ходовой части и механизмах управления буксируемого танка установку рычага кулисы коробок передач в нейтральное положение и растормаживание машины. Кроме этого, учитывая особенности конструкции современных танков [4], например Т-72, перед их буксированием на расстояние более 5 км в картеры левой и правой коробок передач с помощью насоса МЗН БУКСИРА необходимо закачать масло, для чего открывают крышу над трансмиссией, переводят рычаг крана-распределителя привода стартера-генератора в положение 3Б (например, для танка Т-72), замеряют уровень масла в баке системы гидроуправления и смазки трансмиссии, включают рычагом избирателя 2 или 4 передачу, включают насос МЗН БУКСИРА и, выжимая и отпуская педаль сцепления, заполняют маслом картера коробок передач до тех пор, пока уровень масла в баке по щупу не уменьшится на 100 - 120 мм для танка Т-72, затем закрывают трансмиссию;
установку на крюки буксируемого танка серег для подсоединения башмаков и буксирных штанг и стопорение их на крюках с помощью струбцин со специальными гайками;
подсоединение башмаков к серьгам;
подсоединение буксирных штанг к башмакам. При этом буксирные штанги предварительно соединяют со специальным буксирным устройство тягача.
Описанный способ в большинстве случаев требует выполнения подготовительных работ, направленных на устранение причин, мешающих буксированию танка, которые включают в себя необходимый ремонт ходовой части: замену или снятие заклиненных опорных катков, направляющих и (или) ведущих колес, надевание гусениц или устранение их заклинивания; обеспечение свободного перематывания гусениц при наличии заклинивания в отдельных агрегатах трансмиссии или их неисправности: разъединение полужесткого соединения механизмов поворота с бортовыми передачами (там, где это возможно), в отдельных случаях надевание гусениц минуя ведущие колеса и др.; снятие с машины отдельных поврежденных деталей, мешающих ее эвакуации.
Выполнение всех этих работ при эвакуации танков существующим способом требует обязательного выхода экипажа из тягача. Это либо затрудняет, либо делает невозможным эвакуацию танков из-под огня противника, из зон радиоактивного, химического, бактериологического заражения, а также делает невозможным спасение оставшегося в живых экипажа поврежденного танка. Кроме того, опыт выполнения эвакуационных работ, подтвержденный математическими расчетами, показывает, что в достаточно большом количестве случаев буксирование современных танков с помощью существующих эвакосредств (тягачей, БРЭМ) становится невозможным в результате несоответствия тяговых усилий тягачей потребному усилию для буксирования танков. Это объясняется тем, что масса современных танков достигла 40 - 45 т, а масса существующих наиболее распространенных в войсках тягачей составляет: 31,4 т (БТС-4), 32,О т (БТС-2), а БРЭМ-1-4 40,8 т. Это приводит к тому, что, как показывают расчеты, потребное тяговое усилие для буксирования танков массой 40 - 45 т с исправной ходовой частью для усредненных условий снежной дороги (коэффициент сопротивления движению f = 0,17) составляет 6,8 - 7,65 тс, максимальное тяговое усилие на крюке тягача при установившемся движении, обеспечиваемое двигателем, при тех же условиях составляет 9,8 тс (БРЭМ-1 14,2 тс), а максимальное тяговое усилие на крюке тягача по условиям сцепления гусениц с грунтом (коэффициент сцепления = 0,3) составляет всего 4,1 - 5,3 тс, что на 1,5 - 3,55 тс меньше потребного тягового усилия для буксирования. В случае если у буксируемого танка гусеницы заклинены, то практически во всех дорожных условиях буксирование его невозможно как по тяговому усилию, обеспечиваемому двигателем, так и по сцеплению.
Задачей предлагаемого изобретения является увеличение эффективности буксирования танков, масса которых больше массы тягача.
Указанная задача достигается тем, что под танк подводят подъемное приспособление, поднимают переднюю или заднюю часть танка, фиксируют в поднятом состоянии, сцепляют тягач с ведущими или направляющими колесами танка и выполняют движение.
Указанная задача достигается с помощью предлагаемого устройства.
В качестве прототипа взята жесткая сцепка (см. Руководство по эвакуации бронетанковой техники. - М.: Воениздат, 1981. - с. 75 - 77, рис. 90 - 93), которая включает
буксирные штанги;
сцепные приспособления, состоящие из серег, устанавливаемых на крюки буксируемого танка, и башмаков, соединяющих шарнирно серьги со штангами.
Недостатком прототипа является необходимость выхода экипажа тягача для установки на крюки буксируемого танка сцепных приспособлений и соединения с ними буксирных штанг, установленных предварительно на тягаче. Для облегчения установки жестких штанг применяется цепная подвеска. Кроме того, это устройство не обеспечивает перераспределение массы танка и тягача.
Задача предлагаемого изобретения решается с помощью того, что буксирные штанги выполнены криволинейной формы в виде боковых захватов (краб), на которые может воздействовать привод со стопором, кроме того, на тягаче установлено подъемное приспособление с упором, которое может подводиться под танк с передней или задней его части, это приспособление выполнено Z-образной формы, верхняя горизонтальная часть которого шарнирно прикреплена к тягачу, а нижняя может подводиться под танк, к наклонной части подъемного приспособления шарнирно прикреплен корпус рабочего гидроцилиндра, а шток его соединен шарнирно с корпусом тягача, в гидроцилиндре установлен гидрозамок.
Изобретение поясняется фиг. 1 и 2. На фиг. 1, 2 приведен общий вид устройства для осуществления способа буксирования танков и обозначено:
1 - тягач;
2 - буксирная штанга;
3 - привод со стопором;
4 - упор;
5 - ведущее колесо;
6 - боковой захват (краб);
7 - танк;
8 - подъемное приспособление;
9 - шарнир;
10 - рабочий гидроцилиндр с гидрозамком.
Способ буксирования танков и устройство для его осуществления работают следующим образом. Перед началом эвакуации механик-водитель тягача 1 разводит в противоположные стороны буксирные штанги 2 с помощью привода 3. Затем тягач 1 подъезжает задним ходом к танку 7, предназначенному для эвакуации, механик-водитель опускает до касания с грунтом подъемное приспособление 8, которое подвешено на корпусе тягача 1 посредством шарнира 9, и переводит рабочий гидроцилиндр 10 в плавающий режим. Тягач движется задним ходом до соприкосновения корпуса танка 7 с упором 4 подъемного приспособления 8. Взаимное расположение тягача 1 по отношению к танку 7 обеспечивается маневрированием тягача, при этом механик-водитель ведет наблюдение посредством зеркал заднего вида или любого другого известного средства (в данной заявке не патентуется), например телевизионной установки. При этом требования к точности взаимного расположения танка и тягача не высокие. После соприкосновения корпуса танка 7 с упором 4 механик-водитель включает рабочий гидроцилиндр 10 и приводит в действие подъемное приспособление 8. По достижении установленного усилия гидроцилиндр 10 становится на гидрозамок. Затем механик-водитель включает привод 3, посредством которого буксирные штанги 2 перемещаются по направлению к танку 7 и входят боковыми захватами (крабами) 6 в зацепление с ведущими (или направляющими) колесами 5 танка. В таком положении буксирные штанги 2 фиксируются стопорами. Далее производится буксирование в ближайшее укрытие из-под огня противника или из зараженной зоны.
Таким образом, за счет усилия, развиваемого в рабочем гидроцилиндре 10, как бы уменьшается масса буксируемого танка 7 и увеличивается масса тягача 1. При этом задние подвески тягача должны быть разгружены любым известным способом (в данной заявке не патентуется). В результате этого потребное усилие для буксирования уменьшается, а максимальное тяговое усилие на крюке тягача по условиям сцепления с грунтом увеличивается. Величина этих изменений зависит от установленного максимального усилия в рабочем гидроцилиндре. При реализации заявляемого способа буксирования танков и устройства для его осуществления не требуется выполнения подготовительных работ и работ по обеспечению перематывания гусениц. Кроме того, для осуществления такой сцепки не требуется выхода экипажей из тягача и из танка, что обеспечивает надежную защиту от поражающих факторов оружия противника. Ыа
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ БУКСИРОВАНИЯ ТАНКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2043206C1 |
БРОНИРОВАННАЯ РЕМОНТНО-ЭВАКУАЦИОННАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2116217C1 |
БУКСИРНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ НЕИСПРАВНЫХ МАШИН НА ВОДЕ | 1996 |
|
RU2107884C1 |
БРОНИРОВАННАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2086893C1 |
БРОНИРОВАННАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2088885C1 |
СПОСОБ БУКСИРОВАНИЯ НЕУПРАВЛЯЕМОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2085428C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЦЕПКИ ЭВАКУАЦИОННОЙ МАШИНЫ С БУКСИРУЕМЫМ ОБЪЕКТОМ | 1996 |
|
RU2096191C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЦЕПКИ ТЯГАЧА С МАШИНОЙ | 1997 |
|
RU2112664C1 |
СПОСОБ БУКСИРОВАНИЯ ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕГКОБРОННЫХ ОБЪЕКТОВ | 2001 |
|
RU2185971C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ВЫСТРЕЛОВ ВО ВРАЩАЮЩИЙСЯ ТРАНСПОРТЕР АВТОМАТА ЗАРЯЖАНИЯ | 1997 |
|
RU2118778C1 |
Изобретение относится к способам и устройствам эвакуации поврежденной техники, преимущественно для танков, масса которых больше массы тягача. Способ заключается в том, что под танк подводят подъемное приспособление, приподнимают переднюю или заднюю часть танка, фиксируют в приподнятом состоянии, сцепляют тягач с ведущими или направляющими колесами танка и выполняют движение. Устройство согласно предложенному способу включает буксирные штанги, выполненные в виде боковых захватов с приводом и стопором, подъемное приспособление с упором, которое может подводиться под танк с передней или задней его части, и выполненное Z -образной формы. Верхняя горизонтальная часть приспособления шарнирно прикреплена к тягачу, а нижняя может подводиться под танк. К наклонной части подъемного приспособления шарнирно прикреплен корпус рабочего гидроцилиндра, а шток его соединен шарнирно с корпусом тягача. В гидроцилиндре установлен гидрозамок. Техническим результатом является уменьшение массы буксируемого танка и увеличение массы тягача. В результате этого потребное усилие для буксирования уменьшается, а максимальное тяговое усилие на крюке тягача по условиям сцепления гусениц с грунтом увеличивается. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
Руководство по эксплуатации бронетанковой техники | |||
- М.: Воениздат, 1981, с.75-77, рис.90-93 | |||
Устройство для сцепления прицепа с тягачом | 1945 |
|
SU67590A1 |
УСТРОЙСТВО для БУКСИРОВКИ АВТОМОБИЛЯ БЕЗ ВОДИТЕЛЯ | 0 |
|
SU315643A1 |
Буксировщик колесных транспортныхСРЕдСТВ | 1978 |
|
SU793832A1 |
Устройство для буксировки транспортного средства на седельном тягаче | 1980 |
|
SU880819A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1981 |
|
SU948746A1 |
US 4113272 A, 12.09.78 | |||
US 3715042 A, 06.02.73 | |||
Гидростатическое размыкающее устройство | 1985 |
|
SU1255507A1 |
DE 3741754 A1, 11.05.89 | |||
МОТОПЛУГ | 2005 |
|
RU2297747C1 |
GB 1148438 A, 10.04.69 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ЭТИЛОВОГО АЛКОГОЛЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА | 2001 |
|
RU2198401C1 |
Авторы
Даты
1998-11-20—Публикация
1998-01-08—Подача