ел о
шва
00
.д
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам управления гидрообъемной трансмиссией преимущественно гусеничной снегоуплотняющей машины.
Известно устройство управления гидрообъемной трансмиссией, содержащее педаль управления подачей топлива, двуплечий изогнутый рычаг, связанный посредством основной тяги с органом уп- равления подачей топлива и снабженный фигурнь .и желобом на одно его конце, и орган управления движением, кинематически связанный с рычагами управления регулируемых насосов бортовых передач и одновременно взаимодействующий с фигурным желобом двуплечего изогнутого рычага.
Недостатком известного устройства является отсутствие автоматической коррек- ции топливоподачи з момент трогания машины вверх по уклону, что вызывает за- глохание двигателя в момент трогания и как следствие - снижение производительности. Особенно актуальным решение этой задачи становится для гусеничной снегоуплотняющей машины, работающей в горных условиях или несильно пересеченной местности и подготавливающей трассу для лыжных соревнований.
Цель изобретения - повышение производительности путем исключения случаев заглохания двигателя.
Указанная цель достигается тем, что устройство управления гидрообъемной трансмиссией преимущественно гусеничной снегоуплотняющей машины, содержит педаль управления подачей топлива, двуплечий изогнутый рычаг, связанный посредством основной тяги с органом управления подачей топлива и снабженный фигурным желобом на одном его конце и орган управления движением, кинематически связанный с рычагами управления регулируемых насосов бортовых передач и установленный с возможностью взаимодействия с фигурным желобом двуплечего изогнутого рычага, дополнительную тягу и маятниковый датчик, выполненный в виде двуплечего рычага, установленного с возможностью его качания в продольной плоскости машины и снабженного грузом на одном его конце и концевым элементом с пазом на другом, неподвижный и регулируемый упоры для взаимодействия с маятниковым датчиком, первый из которых предназначен для фиксации двуплечего рычага в его нейтральном положении при расположения машины ее передней частью с уклоном вниз, а второй - для ограничения перемещения двуплечего
рычага при расположении машины ее передней частью вверх, дополнительная тяга одним своим концом шарнирно соединена с двуплечим изогнутым рычагом и- основной тягой, а другой ее конец снабжен пальцем, размещенным в пазу концевого элемента, выполненным с возможностью взаимодействия одной из своих торцевых поверхностей с пальцем.
На чертеже представлена кинематическая схема устройства управления гидрообъемной трансмиссией.
Устройство содержит орган управления движением, состоящий из двух рычагов 1 и 2, установленных с возможностью их качания и кинематически связанных с рычагами 3 и 4 управления регулируемых насосов 5 и 6 бортовых передач (не показаны), педаль 7 управления подачей топлива, двуплечий изогнутый рычаг 8, связанный посредством основной тяги 9 с органом 10 управления подачей топлива. Рычаги-3 и 4 органа управления снабжены упорными элементами 11 и 12, а двуплечий изогнутый рычаг 8 снабжен соединенным с ним фигурным желобом 13, с которым взаимодействуют упорные элементы 11 и 12. Устройство управления снабжено также дополнительной тягой 14 и маятниковым датчиком, который выполнен в виде двуплечего рычага 15, установленного с возможностью его качания в продольной плоскости машины и снабженного грузом 16 на одном его конце и концевым элементом 17 с пазом на другом. Маятниковый датчик имеет неподвижный 18 и регулируемый 19 упоры, дополнительная тяга 14 одним своим концом шарнирно соединена с основной тягой 9 и двуплечим изогнутым рычагом 8, а ее другой конец снабжен пальцем 20, размещенным в пазу концевого элемента 17, Кроме того, двуплечий изогнутый рычаг 8 подпружинен пружиной 21, которая обеспечивает возврат всех элементов устройства в нейтральное положение при снятии управляющего воздействия с рычагов 1 и 2 и нахождении машины на горизонтальной поверхности.
Устройство работает следующим образом.
Движение машины осуществляется путем воздействия на рычаги 1 и 2 в ту или иную сторону, в зависимости от требуемого направления движения. Перемещаясь, рычаги 1 и 2 одновременно воздействуют на рычаги 3 и 4 управления регулируемых насосов 5 и 6, которые приводят во вращение бортовые передачи машины,и на фигурный желоб 13. Вне зависимости от направления перемещения рычагов 1 и 2 благодаря своей конфигурации желоб 13 всегда будет отклоняться вниз, поворачивая двуплечий изогнутый рычаг 8 против часовой стрелки от его нейтрального положения. Поэтому обеспечивается вне зависимости от направления перемещения рычагов 1 и 2 пропорциональ- ное этому перемещению увеличение топли- воподачи, так как поворачиваясь против часовой стрелки, двуплечий изогнутый рычаг 8, воздействует через основную тягу 9 на орган 10 управления подачей топлива. При этом дополнительная тяга 14 не препятствует перемещению основной тяги 9 влево благодаря возможности свободного перемещения пальца 20 дополнительной тяги 14 в пазу концевого элемента 17. Таким обра- зом маятниковый датчик благодаря его связи с дополнительной тягой 14 через концевой элемент 17 с пазом не оказывает сопротивления при перемещении рычагов 1 и 2 и педали 7 ни в момент запуска двигате- ля, ни в момент управления движением.
При необходимости остановки машины водитель снимает управляющее воздейст- вие с рычагов 1 и 2, которые под воздействием штатных нуль-установителей рычагов 3 и 4 регулируемых насосов 5 и 6 занимают нейтральное положение.
Для автоматической корректировки топливоподачи устройство управления снабжено маятниковым датчиком, связан- ным через дополнительную тягу 14 и основную тягу 9 с органом 10 управления подачей топлива. В зависимости от того, какое положение занимает машина, изменяется от- носительно поперечной оси машины положение двуплечего рычага 15, который под воздействием груза 16 всегда стремится занять вертикальное положение. Таким образом, если машина находится или движется на уклоне вверх, необходимо для тро- гания или для движения машины увеличить подачу топлива по сравнению с тем случаем, когда машина движется вниз по уклону или на горизонтальной площадке. В первом случае рычаг 15 имеет возможность свободного поворота под воздействием груза 16 против часовой стрелки, увлекая за собой дополнительную тягу 14 в сторону увеличения топливоподачи, пропорционально величине уклона. В этом случае упор 18 не препятст- вует повороту рычага 15, а регулируемый упор 19 ограничивает его перемещение с целью недопущения бессмысленного перерасхода топлива. При этом положение регу- лируемого упора экспериментально устанавливается таким, при котором величина автоматически увеличенной топливо- подачи достаточна для обеспечения надежного трогания машины на подъем, но не превышает это значение.
Если же машина находится с уклоном вниз, или движется вниз по уклону, как указывалось выше, необходимости в автоматическом увеличении топливоподачи нет. В этом случае изменение топливоподачи происходит одновременно с изменением рабочих объемов регулируемых гидронасосов 5 и 6 при приложении управляющего воздействия к рычагам 1 и 2 управления. Неподвижный упор 18 препятствует повороту рычага 15 маятникового датчика по часовой стрелке, тем самым исключая его силовое воздействие на тягу 14, а значит и на рычаги управления 1 и 2. При этом тяга 14 имеет возможность беспрепятственного перемещения благодаря свободному скольжению своего пальца 20 в пазу концевого элемента 17.
В случае, когда машина находится на уклоне и сориентирована своей передней частью вниз по уклону, но по каким-либо причинам водителю необходимо начать движение задом, в устройстве управления предусмотрена педаль 7, посредством которой водитель может, вне зависимости от положения рычагов 1 и 2 и маятникового датчика, увеличивать топливоподачу. Однако такие случаи составляют незначительную долю и процесс управления в автоматическом режиме является основным.
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией в основном предназначено для гусеничной снегоуплотняющей маши- ,ны, работающей в горных условиях и служащей в основном для подготовки лыжных трасс, транспортировки мелких грузов и т.д.
Таким образом, использование устройства управления позволяет осуществить автоматическую коррекцию топливоподачи в сторону ее увеличения при трогании машины с места вверх по уклону или движении, вверх, что предотвращает возможность за- глохания двигателя, т.е. исключает простои машины, связанные с повторным запуском двигателя, и в конечном счете способствует повышению производительности в целом.
Формула изобретения Устройство управления гидрообъемной трансмиссией, преимущественно гусеничной снегоуплотняющей машины, содержащее педаль управления подачей топлива двуплечий изогнутый рычаг, связанный посредством основной тяги с органом управления подачей топлива и снабженный фигурным желобом на одном его конце., л орган управления движением, кинематически связанный с рычагом управления регулируемых насосов бортовых передач и установленный с возможностью взаимодействия с фигурным желобом двуплечего изогнутого рычага, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности путем исключения случаев заглохания двигателя, оно снабжено дополнительной тягой и маятниковым датчико м, выполненным в виде двуплечего рычага, установленного с возможностью его качания в продольной плоскости машины и снабженного грузом на одном его конце и концевым элементом с пазом на другом, неподвижным и регулируемым упорами для взаимодействия с маятниковым датчиком, первый
0
из которых предназначен,для фиксации двуплечего рычага в его нейтральном положении при расположении машины ее передней частью с уклоном вниз, а второй для ограничения перемещения двуплечего рычага при расположении машины ее передней частью вверх, дополнительная тяга одним своим концом шарнирно соединена с двуплечим изогнутым рычагом, а другой ее конец снабжен пальцем, размещенным в пазу концевого элемента, выполненным с возможностью взаимодействия одной из своих торцовых поверхностей с пальцем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Блокируемый рычажный механизм управления строительно-дорожной машины | 1989 |
|
SU1672426A1 |
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортной машины с бортовым поворотом | 1987 |
|
SU1449377A1 |
МЕХАТРОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ БЫСТРОХОДНОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2015 |
|
RU2645487C2 |
Устройство управления транспортным средством | 1989 |
|
SU1705143A1 |
Рычажный механизм управления для автодорожного шасси с ходоуменьшителем | 1990 |
|
SU1729840A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ БЫСТРОХОДНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2013 |
|
RU2534128C1 |
Трансмиссия шасси для ремонта и содержания дорог | 1988 |
|
SU1627427A1 |
Механическая система управления ходоуменьшителем автодорожного шасси | 1990 |
|
SU1750990A1 |
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортного средства с бортовым поворотом | 1986 |
|
SU1344634A1 |
Устройство для комбинированного управления двигателем и муфтой сцепления транспортного средства | 1988 |
|
SU1523415A1 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности кус- тройствам управления гидрообъемной трансмиссией, преимущественно гусеничной снегоуллотняющей машины..Цель изобретения - повышение производительности путем исключения случаев заглохания двич -TW -b JiitisSsaaefcSaaSsdi- Sa s. ntfeS&gb ч з- 2 гателя. Устройство управления содержит педаль 7 управления подачей топлива, двуплечий изогнутый рычаг, связанный посредством основной тяги 9 с органом 10 управления подачей топлива и снабженный фигурным желобом 13, орган управления движением, состоящий из двух рычагов 1, 2 и кинематически связанный с рычагами 3, 4 насосов 5, 6 маятников, датчик в виде двуплечего рычага 15 с грузом 16 на одном его конце и концевым элементом 17 с пазом на другом, дополнительную тягу 14 с пальцем 20, размещенным в пазу концевого элемента 17, и упоры 18, 19, первый из которых выполнен неподвижным, а второй регулируемым. Устройство обеспечивает повышение производительности машины за счет исключения случаев заглохания машины при тро- гании с места на подъем или движении на подъем. 1 ил. (Л С
Устройство управления гидрообъемной трансмиссией транспортной машины с бортовым поворотом | 1987 |
|
SU1449377A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-08-23—Публикация
1989-03-09—Подача